Новые компетенции учителя: прямая коммуникация или урок выхода из зоны комфорта ученика как источник его развития
Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), практикующий коуч ICF,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это шестая статья из цикла статей «Новые компетенции учителя в современной школе или
«не пластилиновые взрослые»
Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,
Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!
В предыдущих статьях я писала о таких моделях обучения как преадаптивные, гибкие, многофункциональные, с открытым концом. Основа этих моделей - ценностная установка «уметь учиться» через такой эффективный инструмент обучения как универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
В таких моделях обучения ученик конструирует смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в неопределенных, нестандартных ситуациях.
Впервые в образовательных стандартах школа получила такую обучающую деятельность как преобразовательная: проектную, учебно-исследовательскую. Сегодня позиция учителя на многих уроках - это провокатор, толмач как интерпретатор смыслов обучения и прогрессивного развития ученика. Хватит ли смелости, честности, открытости учителю работать в таких ролях на уроке и после урока? Вы готовы стать учителем, который провоцирует ученика на новые смыслы обучения, выводит из зоны комфорта ученика, помогая ему найти новый источник развития, но в позитивном русле?
Коучинг – это модель обучения в момент сессии и после нее, «долгоиграющая», максимально персонифицированная, направленная на мотивацию роста. Сегодня, говоря об уместном коучинге, стоит понизить градус пафоса и волшебства от коучинга, как говорит Ольга Рыбина МСС, ICF: «....коучинг - это не только позитив, но и выход из зоны комфорта; иногда неожиданный, потрясающий до основ и подвергающий сомнениям многие смыслы».
Что помогло мне, учителю, экологично интегрировать в себе разные позиции (мотиватор, толмач, провокатор) и быть уместным на уроке? Ролевая модель «Учитель-коуч», которая объединила в себе жесткие и мягкие профессиональные навыки. Почему именно это ролевая модель? Отвечу нормой стандарта: «... для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности как основы обучения в школе; для достижения учеником сформированных универсальных учебных действий». Иначе эту роль приходится принимать дома родителям, выполняя с ребенком непосильно объемные, не персонифицированные, не разноуровневые домашние задания.
Мне, учителю, для проявления разумной смелости и честности на уроке необходима компетенция «Прямое общение (коммуникация)». Компетенция 7 ICF «Прямая коммуникация (общение)» у учителя-коуча проявляется через способность эффективно общаться на протяжении урока для позитивного взаимодействия с учеником:
- часто использовать язык ученика, который позволяет ему позитивно и конструктивно мыслить;
- обязательно делиться своими ощущениями, мыслями по поводу того, что говорит ученик, через четкую, прямую, ясную обратную связь;
- четко формулировать, переформулировать, проводить рефрейминг, чтобы помочь ученику понять, разобраться в том, чего он хочет на уроке, в освоении этой темы, в чем он не уверен, помочь взглянуть с иной перспективы;
- ясно излагать цели обучения, в том числе на уроке, план урока, цель использования техник, методов или упражнений (обращаем ваше внимание, излагаете цели техники и инструментов, которые касаются развития УУД);
- использовать подходящий и уважительный по отношение к ученику язык (обращаем внимание, что не по отношению к теме, язык темы дан в учебнике);
- пользоваться метафорами, аналогиями, чтобы помочь ученику проиллюстрировать важную мысль или создать вместе с ним словесную картинку.
Коммуникация учителя четкая, ясная, прямая, помогающая ученику увидеть ситуацию с разных точек зрения.
Прямая коммуникация проявляется у учителя через содержание речи "ЧТО" говорит и действия "КАК" говорит.
,
Действия учителя в прямой коммуникации |
"ЧТО" говорит ученик |
"КАК" говорит ученик |
Маркеры компетенции 7 |
Учитель делится:
наблюдениями
интуицией
комментариями
мыслями
чувствами
|
"ты сказал хочу..."
"мне кажется это не твоя цель..."
"иногда за словом хочу скрывается слово могу..."
"возможно это шаг к тому, что ты действительно можешь..."
"как-то радостно мне от всего этого стало..." |
"ты громко засмеялся..."
"словно что-то пришло..."
"во время смеха мы расслабляемся...."
"может быть это ушло твое нежелание, о котором ты говорил в начале урока,,,"
"я чувствую радость..." |
Учитель делится наблюдениями, интуицией, комментариями, мыслями и чувствами, чтобы помочь осознанию ученика или движению вперед. Делится всем выше перечисленным без ощущения собственной правоты. Использует слова ученика, которые отражают стиль его общения. Слова учителя в целом краткие и ясные. Учитель дает возможность говорить большую часть урока ученику. Учитель дает возможность договорить ученику, не перебивая, кроме тех случаев, когда это необходимо (например, ученик рассуждает обо всем и сразу, впадает в многочисленные абстракции и длительные описания) |
все это учитель-коуч делает, чтобы помочь ученику стать осознанным и увидеть ситуацию с разных точек зрения |
На программе «Коучинг: возможности без границ» (Ольга Рыбина, ICPCentre) был предложен перечень определенных действий для проявления этой компетенции:
- говорить, опираясь на факты (к.1, нейтральность коуча);
- говорить об ученике (его универсальных учебных действиях);
- говорить твердо (общение без «кружавчиков»);
- говорить, то, что думаю и чувствую в отношении этой ситуации;
- говорить с заботой об ученике (прямая коммуникация учителя всегда из позиции нейтральности, безоценочности и не директивности, нет социального контекста, есть факт и желание быть максимально полезной ученику).
Причины, по которым учителю необходима прямая коммуникация для организации продуктивного обучения учащихся:
- иногда учитель изъясняется довольно четко, но чересчур многословно, приукрашая действительность ненужным пафосом и патетикой;
- часто вопросы наблюдения запускают прошлый опыт учителя «вот, когда я учился...»);
- в основном коммуникация на уроке проходит на безопасном уровне для учителя (он знает все по этой теме, а мы должны обеспечить 80% продуктивной деятельности ученика).
Схематично прямую коммуникацию на уроке можно представить следующим образом:
доверие безопасность позволяет позитивно мыслить приводит к позитивному мышлению (радость от правильного ответа «отметка») |
ПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ К.7 ICF |
выход из зоны комфорта - приводит к удивлению, развитию, осознанности и прогрессу (радость от ошибки как нового ресурса развития, нового опыта («Портфолио») |
Если ученик, выйдя из зоны комфорта, начинает испытывать сильные эмоции, каковы действия учителя:
- быть рядом (салфетка, стакан воды);
- помочь ученику справиться с эмоцией (что стоит за этой эмоцией? какой подарок она тебе дарит? что из этой эмоции ты видишь, как послание тебе?).
Учителю в данной ситуации нельзя:
- проигнорировать эмоцию;
- спрашивать «почему?»;
- предлагать успокоиться;
- говорить, что все будет хорошо.
Джон Хайдер писал: «…когда Вы не понимаете, о чем говорит собеседник, не хватайтесь за каждое слово, Откажитесь от своих усилий. Не давите на собеседника, будьте открытыми и осознающими. Смотрите, но не пристально. Слушайте спокойно, но не утомительно. Используйте интуицию и рефлексию, вместо того, чтобы выяснять причины». Я бы еще добавила: «Когда осознанно услышали, станьте смелыми, поделитесь своими наблюдениями, ощущениями через обратную связь, рефрейминг...».
Ольга Рыбина поделилась таким своим наблюдением: «Говорить прямо - это выбрать самый короткий путь между точками А и Б».
В проявлении компетенции 7 «зашито» много технических коучинговых решений.
В этой статье, я опишу некоторые модели и приемы, которые применяю сама в урочной и внеурочной деятельности в школе.
Прямая коммуникация как обратная развивающая связь от учителя при общении с учеником возможна при использовании модели «Гамбургер» (автор Ольга Рыбина, МСС ICF). Модель «Гамбургер» - «ТРИЗ» (возврат факта), «ТРИО» (возврат интерпретации).
МОДЕЛЬ «ГАМБУРГЕР» (прямая коммуникация) |
||
Учитель замечает |
ВОПРОС на разрешение поделиться (???? на разрешение) |
Ученик разрешает поделиться |
Учитель возвращает |
!!!!! УТВЕРЖДЕНИЕ (наблюдение, чувства, интуицию, комментарии) |
Ученик слушает |
Учитель задает вопрос на осознанность и продвижение |
???????? ПРОДВИГАЮЩИЙ ВОПРОС |
Ученик отклик осознанности и продвижения |
Возможные утверждения и перечень вопросов были представлены ранее в статьях из этой серии |

Техника «Рефрейминг» необходима, когда пространную речь ученика «все и ни о чем», впадающего в необоснованные абстракции, следует переформулировать. Например, задать вопрос: «Что еще ты хочешь для себя решить за 30 минут урока?». Возможен такой диалог - ученик говорит: «Я ленивый и из-за этого многое не успеваю на уроке», учитель: «Как твоя лень может быть использована как ценное качество на уроке?». Это позволяет помочь ученику понять, разобраться в том, чего он хочет, в чем он не уверен, взглянуть на ситуацию с другой перспективы.
Самые ценные вещи, которые я, учитель, (не пластилиновый взрослый), могу подарить детям, если организую уроки смелости, выходящие из зоны комфорта в коучинговом формате:
- возможность стать осознанным и пройти более короткий и прямой путь познания из пункта А в пункт Б;
- возможность услышать, увидеть, ощутить смелого учителя, который готов дать такие вкусности как «Гамбургер» с разными начинками, я не голодный, но могу откликнуться на разную начинку, ощутить вкус своего знания и смысла обучения;
- ощущение легкости и безопасности обучения за счет сотрудничества с со смелым учителем.