Новые компетенции учителя: коуч-позиция

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), сертифицированный коуч по международным стандартам ICF, член ICF, г. Нижний Тагил,

E-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Эта первая статья из цикла статей «Новые компетенции учителя в современной школе или

«не пластилиновые взрослые»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

 (ICP центр, автор Ольга Рыбина, МСС, ICF), признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ

Психолингвист и нейробиолог Татьяна Черниговская считает, что люди со знаниями «как у всех» в скором будущем станут лишними. По словам ученого, мы уже находимся в другой цивилизации. «Не стоит делать вид, что искусственный интеллект — это где-то в будущем. Будущее уже здесь. То, на что раньше уходили тысячелетия, потом столетия, потом десятилетия, сейчас занимает месяцы, часы и дни. Мы разогнались, и летим с большой скоростью. Наш мир — текучий, нестабильный, гибридный. Это другой мир, не тот, в котором мы жили еще пять лет назад. И это необратимые перемены, которые имеют глобальное значение. Мы просто должны это осмыслить», — считает ученый.

«Не пластилиновые взрослые» - это те учителя, которые осознают, что будущее уже здесь, и учить детей стоит не только целостной картине мира, но и тому, как тренировать память, удерживать внимание, как классифицировать информацию и где искать ту, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота, как фокусироваться на себе и других, как поддержать себя и, при этом, быть востребованным не только в виртуальной, но и физической реальности.

На II Всероссийской конференции «Путь к успеху. Стратегии поддержки одаренных детей и молодежи» были озвучены три гипотезы детства и три задачи образования:

- ДЕТИ 1 – «объект «взросления»; некоторые трудности будут преодолены, когда объект «повзрослеет», станет «взрослым» и придет к норме; задача образования – привести к норме. «НЕУМЕЛОЕ ДЕТСТВО»;

- ДЕТИ 2 – межпоколенческая конвенция; «взросление» есть со-творчество, формирование нелинейных последовательных событий, которые приводят к формированию конвенциональной нормы; она будет девальвирована в следующем цикле «взросления». Задача образования – со-участное конфигурирование персонального успеха ради гражданской конвенции. «РЕШАЮЩИЕ» ДЕТИ конца эпохи «НЕУМЕЛОГО ДЕТСТВА»;

- ДЕТИ -3 – агенты изменений, «инноватики»; «взросление» есть низвержение поколений, благодаря чему мир только и способен к переходу от линейных процедур «становления и развития» к «восходящему опережающему  развитию» и возникновению вообще «нового» в конкретных «изделиях». Задача образования – обеспечение логистик самореализации «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» и ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ДЕТСТВО».

 Явно прослеживаются три мета-позиции взрослого (рис. 1):

- «НЕУМЕЛОЕ ДЕТСТВО» - позиция наставника:  «Я – мастер, делай, как я», позиция контролера «делай, как я» - так называемый «умный учитель», учит жить, дает советы;

- «РЕШАЮЩИЕ ДЕТИ» - позиция тренерства: «не умеешь – научим» (через освоение алгоритмов, техник и их повторов», частично позиция фасилитатора «верю ты умеешь, попробуем со-творчество по готовым схемам» - так называемый «умный учитель в действии», дает советы и алгоритмы, но и сам действует вместе с учеником в со-творчестве;

-  «ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ДЕТСТВО» - позиция коуча:  «ты – Мастер своей жизни, делай!», «ты сам знаешь, как себе помочь», «не умеешь? Не верю!», позиция мудрого взрослого, который не дает советы, а импровизирует; он полностью принимает ученика, так как они партнеры в VUGA - мире, считая его автором своей жизни, создающим свой персональный опыт, принимающим собственные экологичные решения, осознающим и несущим ответственность за свою жизнь.

Стратегии детства: форматы обучения

Для воплощения в жизнь каждой стратегии детства возможны различные форматы обучения.

Формат Х.0 - формат неопределенности. Каждая школа выбирает сама формат обучения детей: формат 1.0 - зуновский (пространство контроля и одного правильного ответа), 2.0 - экспертный (пространство советов и рекомендаций, возможен выбор из двух ответов), 3.0 - коучинговый формат (пространство без советов и рекомендаций, в котором возможен выбор из множества вариантов ответов, ведь каждый из нас – лучший эксперт своей жизни).

Выбирая стиль управления школой, формат взаимодействия взрослых и детей, необходимо помнить, что "Закон об образовании в РФ" №273 впервые определил, что все субъекты образования - это участники образовательных отношений. А отношения – это партнерство, сотрудничество, в которых важно учитывать все мнения, слышать каждого. Именно эта система определяет логику организации образовательной деятельности в школьных стандартах: учебное сотрудничество (ФГОС НОО), продуктивное сотрудничество (ФГОС ООО) и индивидуальное сотрудничество (ФГОС СОО) в интенсивной развивающей образовательной среде с чередованием урочной и внеурочной деятельности с разными партнерами: руководитель-партнер, учитель-партнер, ученик-партнер, родитель-партнер.

Школьные стандарты (ФГОС) и КОУЧИНГ.....что может быть общего:

- новые модели обучения людей (основа мозговой штурм - исследование (подумать, почувствовать, попробовать), интенсивное обучение в момент обучения (сессия, урок) и обучение после звонка (усиливается эффект - если в конце урока либо сессии была рефлексия или обратная связь на зоны роста);

- интенсивная развивающая партнерская практика в школе с зоной актуального и ближайшего развития, в коучинге - ресурсами настоящего (актуальными) и будущего (потенциальными);

- основа партнерство, модели сотрудничества через доверие друг к другу;

- фокус на партнера, на процесс, на отношения, на технологии и инструментарий;

- формирующее оценивание в школе; в коучинге - безоценочность, не директивность, нейтральность.

В школе в совокупности встречаются все три стратегии обучения и воспитания, и учитель, в зависимости от ситуации, работает в разных мета-позициях. И если позиции  «учитель – контролер», «учитель - наставник», «учитель-тренер» хорошо известны и успешно реализуются в современной школе, то позиция «учитель-партнер (коуч-позиция)» требует пояснений, так как связана с новой компетентностью учителя «…организовывать обучение в партнерстве, учитывая версионный характер обучения в мире неопределенности».

Почему для меня сегодня так актуально наращивать новую компетенцию «учитель-партнер»? Ответ для меня очевиден (и он прочитан мною в законе «Об образовании РФ» – «… участники образовательных отношений»; стандартах – «.. разные виды сотрудничества…»; порядке аттестации педагогических работников № 276 – «…личный вклад в повышение качества образования через методы обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий…»):

- ученик осознанно совершает учебные действия, он понимает, что он делает и зачем делает, какова важная полезность для себя и других;

- учитель на уроке организует не только среду познания, но и поддерживающую среду, когда помогает ребенку понимать, что он делает, почему он это делает;

- учитель помогает понять, что хочет ученик в данный момент и каков образ желаемого результата, как ученик может достигнуть этого результата, насколько это необходимо сейчас и потом, насколько это реально, важно, актуально, экологично (такая SMART – поддержка, иногда расширяя и усиливая эффект важности и ответственности, персонализации результата использую «Модель Т» Майлза Дауни). Почему для меня помощь и поддержка учителя синонимичны как понятия в данном контексте, потому что большинство школьной практики учеников, описанных в стандартах, идет под руководством взрослого.

Благодаря такой поддерживающей среде и коуч-позиции учителя ученик начинает понимать больше  о себе, о своей школьной жизни, начинает соотносить и осознанно работать в зоне актуального «настоящее» и ближайшего «будущее» развития. Начинает понимать, что такое «мозговой штурм» на уроке (не от действия «штурмить мозгами»), а от действия «исследовать – подумать, почувствовать, попробовать» при чем в стандарте заложено и дедуктивное и индуктивное исследование. И тогда мозговой штурм – это исследовательское поле, на котором возможны успехи и поражения, ошибки и достижения (но об этом подробно в следующей статье).

Для меня само понятие «компетенция» включает в себя знания и опыт (опыт как операциональное понятие, включающее умения и навыки). Компетенция для меня желаемый образ, который описывает, что знает и умеет человек в данной профессии. Компетентность для меня это фактически проявленная компетенция, причем многократно.

КОУЧ-ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коуч-позиция сегодня для меня держится на трех китах - нейтральность, безоценочность и не директивность.

Нейтральность - это организованное мною пространство тишины для ученика, с паузами, когда идет исследование учеником своих ресурсов, ситуации, своих убеждений и ценностей, самого себя, то есть мозговой штурм. На уроке-сессии как мозговом штурме ученика (учеников) моя эмоциональная нейтральность важна. Она связана с позицией расслабленности. Долго путала расслабленность у учеников и расслабленность учителя в коуч-позиции (не умничать, принять "таблетку глупости", от таких усилий идет напряжение, страх).

А вот ученику наоборот не стоит расслабляться, как только он расслаблен, его мозг настроен на советы, прямо осознанно их "просит", а у нас мозговой штурм-исследование партнеров, а не совет наставничества. Эмоциональная нейтральность в моем понимании, это тогда, когда мы не выдаем своих волнений, переживаний, страхов, которые могут передаться ученику (это не безучастность и лицо в маске).

Например, учитель волнуется (привычная история открытых уроков), и детям его волнение передается. Ученики пытаются поддержать учителя и начинают думать, чтобы сделать, чтобы учитель не волновался: «…надо отвечать лучше, думать больше, поумнее, поднять побольше рук». Тогда закономерен вопрос к учителю: не передает ли он автоматически свои обязанности учителя «организовывать пространство урока для ученика как 80 % его продуктивной деятельности (по требованиям СанПиН)».

И тогда, кто в этой ситуации учитель - партнер? Происходит выход из коуч - позиции, и возникают другие позиции.. «наставник», «контролер». Для учеников это тоже не полезно, так как они начинают испытывать эмоции учителя, вместо того, чтобы исследовать себя, начинает исследовать учителя.

Не директивность как отсутствие команд, советов, указаний, приказов. Тогда закономерен вопрос, если не совет, то что…, если не указание, то что…., ответ прост … открытый вопрос. «Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает вопросы».

Коуч-позиция помогла мне стать мудрой, и я научилась задавать открытые (сильные) вопросы. Например: «Маша, ты выполнила домашнее задание?», «Маша, когда ты выполнишь домашнее задание?» - явно директивные, закрытые вопросы из стратегии обучения «кнута и пряника». Вопрос в более мягкой форме, но с внушающим эффектом,  может звучать так: «Маша, что ты решила с домашним заданием?»

В своей практике учителя в коуч-позиции на начальном этапе включала директивность «на мягких лапках», так называемый внушающий эффект. Благодаря обучение на программе Ольге Рыбиной поняла, что это такое,  и как избежать «кошачьей мягкости» учителя - коуча (рецепт для меня был прост: по максимуму разгружаю вопрос, было пять слов в вопросе оставляю - три, лучше - два, а эффект сильнее - вот и сила вопроса; это помогло мне понять сильные вопросы как долгоиграющие, персонифицированные и т.п.). И тогда вопрос к Маше звучит следующим образом: «Маша, что с домашним заданием?» Вопрос сильный, потому что с открытым концом, личный, актуальный, невинный, четкий, в котором треугольник осознанности Тимоти Голви раскрыт по всем позициям (осознанность – выбор – ответственность).

Часто в своих статьях пишу о том, что ученики могут обучаться не только портфолио, но и на визуализированном поле обучающей коммуникации «стена размышлений» (инструментом стикер). Познакомилась с опытом французских школ, которые работают на энергии учеников. Учителя  так закручивают отношения в классе, что реальные «включения» происходят только по большой надобности: сильные объясняют тему слабому, рассадка в классах меняется каждый месяц, беспрестанная парная работа. В итоге, ученики умеют оценивать потенциал каждого своего соседа по парте. Отмечают, с кем было круто, а с кем тяжеловато и как его поддержать.

Мне как  учителю в коуч-позиции, работающему не советами, а вопросами, понравилась идея оранжевых карточек. Подняв такую карточку, ученик обозначает, что нуждается в помощи учителя.

Самое «вкусное» на оборотной стороне:

  1. Я уже перечитал задание 2 раза.
  2. Я уже использовал любую другую помощь (имеется ввиду правила учебника, подсказки на полях)
  3. Я уже попросил помощь у двух друзей.

Я доработала эту оранжевую карточку, у меня – это оранжевый стикер на стене размышлений, в котором обозначены две позиции: «факт» и «сильный вопрос». Например, после факта «я уже перечитал задание 2 раза», идет открытый вопрос: «Насколько от 1 до 10 тебе оно понятно?», «В чем тебя поддержать?», «Чем я тебе могу быть полезна сейчас?».

Безоценочность - включенное наблюдение через фактовое мышление (термин Ольги Рыбиной). Если учитель видит и слышит факты, у него не включается оценка и интерпретация, нет захода на поле конфликтов (недопонимания, недоговоренности) с учеником. Это позволяет выйти в «прямую коммуникацию». В своей практике безоценочного учителя «наращиваю уши» и тренирую память, так как для меня сила учителя в коуч- позиции, «безоценочность», проявляется в умении слышать и запоминать. Это умение в новой компетенции слушать и видеть по факту помогло мне быстрее понять систему  формирующего оценивания, в основе которой мозговой штурм и возможность, накопив кучу ошибок как проб, выйти победителем (волшебная магия принципа – «суммирования»).

Самые ценные вещи, которые я учитель могут подарить детям, если нахожусь в коуч-позиции (не пластилиновый взрослый):

- уверенность в себе и доверие к самому себе (за счет актуальных и потенциальных ресурсов), доверие к другим людям (разные форматы уроков-сессий: индивидуальный, групповой, командный);

- экологичная поддержка учителя-партнера (не директивного, безоценочного, нейтрального, не дающего советы, не раздающего указания, а задающего сильные вопросы);

- свободу выбора, самостоятельность, осознанность своей стратегии обучения.

Добавить комментарий