Новые компетенции учителя: исследование как мозговой штурм

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), сертифицированный коуч по международным стандартам ICF, член ICF, г. Нижний Тагил,

E-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это вторая статья из цикла статей «Новые компетенции учителя в современной школе или

«не пластилиновые взрослые»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

 (ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF), вебинаров  Натальи Гульчевской (АСС, ICF)

Признательна УЧИТЕЛЯМ-МАСТЕРАМ!

Психолингвист и нейробиолог Татьяна Черниговская считает, учителя, которые излагают знания, не нужны сегодня школе. Школе нужен учитель, который объясняет вещи, комментируя их, провоцирует ребенка не только на познавательный, но и на эмоциональный протест: «Этого не может быть! Как это возможно? Не верю?». Учитель - партнер – своеобразный провокатор, организующий не только исследование на уроке, но и обеспечивающий безопасную поддерживающую среду доверия для учеников. Когда  у ученика развивается адекватная мотивация учения через создание учебного смысла, объединяющего связь мотива (7-12 лет – учебный мотив; 12-15 лет – мотив сотрудничества; 15-17 лет – мотив самоопределения и самореализации).

Именно при таком смыслообразовании возможно достичь в полном объеме требований стандарта: «Школа учит ребенка самостоятельности: …владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, умение осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность».

Какая же образовательная среда необходима школе сегодня, чтобы школа могла встраивать в свои образовательные программы такие содержательные и технологические кейсы? Принято считать, что образовательная среда в школе - это развивающая, интерактивная, воспитывающая среда. В этой статье мы рассмотрим еще одно понятие «поддерживающая среда» - среда доверия, партнерства, сотрудничества и сотворчества; среда, которую организует учитель в коуч-позиции; среда, которая развивает наших учеников в трех направлениях: эмоции; интеллект; забота, любовь и уважение к окружающим («EQ, IQ, LO»).

Меня поразило ожидание одного молодого человека от второго дня тренинга Тони Роббинса в Сингапуре «Раскрой свой скрытый потенциал»: «Я пришел сюда, чтобы ответить на вопрос, который я еще не знаю. На тренинге планирую сформулировать этот вопрос и найти ответы на него». Неожиданно, правда, получить такой запрос на урок от ученика учителю. Вот вызов так вызов. И сегодня работать на вызове, рождающем протест ученика «…не верю, не может быть, надо подумать, поискать», вполне реально. В статье я рассмотрю организацию исследования как мозгового штурма на уроке в основной школе.

Ответственность учителя в основной школе колоссальная и связана с тем, что ученик и учитель выходят в модель обучения «продуктивное сотрудничество», когда продолжается развитие проектной деятельности от «проектной задачи – группового проекта – индивидуальному проекту» и закладывается основа учебно-исследовательской деятельности в индуктивной и дедуктивной логике исследования (всегда в массовой практике шли от общего к частному). Не случайно, только в основной школе в кадровых условиях стандарта указано, что ФГОС ООО реализуют учителя, имеющие квалификационную категорию (не просто отлично знающие свой предмет, но и умеющие на высоком уровне преобразовывать предметную платформу).

Рассмотрим организацию урока – исследования через мозговой штурм в поддерживающей среде доверия и партнерства.

На одном из вебинаров Натальи Гульчевской я познакомилась с моделью Кеневина о доменах мира.

И если в простом и сложном мирах мне было понятно, как организовать логику изложения материала (учебник в помощь – обучение по простым и сложным алгоритмам), то в запутанном и хаотичном мирах в ситуации неопределенности, мне пришлось пересматривать логику изложения и само организованное пространство урока (в помощь ФГОС ООО и примерная основная образовательная программа). Компетенции учителя-наставника, тренера, эксперта контролера явно не хватало.

Запутанный мир (действия)

 

Исследование - мозговой штурм на уроке (действия)

Оперативный метод исследования проблемы

Хаотичный мир (действия)

быстрый выбор, быстрое принятие решений

Формируемая компетенция ученика

Пробуй

Подумать

Действуй

Т – компетенция ученика: широкий кругозор, глубинная экспертность и набор жестких и мягких навыков: контекстные (узкоспециальные), кроссконтекстные (общие) и экзистенциональные (супер мягкие, от декады до всей жизни) = EQ +IQ + LQ

Ощути

Почувствовать

Ощути

Реализуй

Попробовать

   Реализуй

Собственные практики

Исследование настоящего и будущего как индивидуальной или групповой (командной) практики

«качественное умножение знаний и умений»

Новые практики

Поддерживающая образовательная среда – доверие, сотрудничество, сотворчество, партнерство

учитель-партнер, ученик-партнер

Урок-сессия (основа исследование «мозговой штурм»)

Речь идет об универсальности, гибкости образования с мотивацией роста «… хочешь жить – умей учиться!». Чаще на уроках работаю в позиции домена «запутанный мир» - стратегия учебного исследования «пробуй, ощути, реализуй». Домен «хаотичный мир» использую в практике работы с одаренными детьми, во внеурочной деятельности из серии «я исследую, но вопрос родится в ходе исследования: действуй - ощути - реализуй».

Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, действия, основанные на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов.

Можно выделить следующие специфические черты учебно-исследовательской деятельности:  в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат; логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

В программах формирования универсальных учебных действий в основной школе логика исследования спроектирована на уровне индуктивной и дедуктивной практики.

Индуктивное исследование

Этап

Функциональные особенности

Мотивация

У учащегося должен возникнуть вопрос и должна быть сформулирована проблема, которая вызовет психологическую необходимость поиска ее решения

НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ

Этап исследования

Поиск решения проблемы

Этап обмена информацией

Изложение результатов исследования, через свободный обмен мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся

Этап организации информации

Систематизация полученных данных (группировка или классификация)

Обеспечить условия для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения

Этап связывания информации

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

 

Этап подведения итогов и рефлексия

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспектив дальнейшей работы по проблеме.

Рефлексия: достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что нуждается в уточнении, что осталось невыясненным

(проблемные зоны и зоны роста)

Этап применения

Использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающие подлинное понимание нового знания

 

Дедуктивное исследование

Этап

Функциональные особенности

Мотивация

ГИПОТЕЗА – ОБОБЩЕНИЕ!

Завершается этап ознакомлением с общей идеей, которая выступает как гипотеза которую необходимо доказать или опровергнуть.

Полезно усилить значение гипотезы через выдвижение каких-то альтернативных или уточняющих гипотез. Эти «малые» гипотезы необходимо записать на бумаге

Этап исследования

Поиск и отбор фактов, которые доказывают или опровергают гипотезу

Этап обмена информацией

Изложение результатов исследования через свободный обмен мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся

Этап организации информации

Систематизация полученных данных (группировка или классификация)

НО! необходимо выделить разные содержательно-смысловые или предметные области для последующего оценивания фактов, принадлежащих к разным областям, как подтверждающих или опровергающих гипотезу-обобщение

Этап связывания информации

Формулируется заключение, принимая во внимание все имеющиеся данные, систематизированные и оцененные на предыдущем этапе. ГЛАВНОЕ в дедуктивном исследовании – обоснование какой-либо идеи

Этап подведения итогов и рефлексия

Возвращение к «малым гипотезам», которые выдвинуты на этапе мотивации. Оценивание этих гипотез может привести также к постановке новых вопросов, что может привести к необходимости провести дополнительное исследование.

Рефлексия: достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что нуждается в уточнении, что осталось невыясненным (проблемные зоны и зоны роста)

Этап применения

Перенос, то есть использование найденного принципа, идеи в других условиях

 

Для проведения уроков-исследований мною используется коучинговый подход. И первое, что я делаю, ввожу другую организационную структуру урока: урок-сессия. Почему именно урок-сессия как урок партнеров? Именно в такой структуре урока мне удается на предметной платформе развивать универсальные учебные действия как ресурсный кейс ученика, в который входят познавательные, коммуникативные, рефлексивные и личностные ресурсы ученика. Дальше в логике исследования (подумать, почувствовать, попробовать) каждый вправе выбрать свои стратегию исследования:

– «действуй, ощущай, реагируй»  (от преобразования предметного знания к применению и пониманию)

– «пробуй, ощущай, реагируй» (от понимания предметного знания к применению и преобразованию).

Возможны два варианта проведения урока-сессии:

– проведение уроков-сессий по стреле коучинга (авт. Мэрилин Аткинсон);

– по авторской модели Ольги Рыбиной «Круг целей».

Большая часть урока-сессии – это исследование, «мозговой штурм». На рисунке наглядно видно, что прежде, чем зайти на исследование, мы согласовываем цели и результаты до максимально прозрачных критериев их понимания и достижения, это нам позволяет сделать модель «4-х квадрантов». После исследования мы заходим на поле действий, проектирую первые шаги, видя зоны роста. По стреле коучинга очень часто провожу уроки-сессии в групповом и командном формате.

Модель «4-х квадрантов»

4 вопроса планирования и формат конечного результата:

  1. Чего Вы хотите?
  2. Как Вы поймете, что достигли цели (формат конечного результата)?
  3. Почему эта цель важна для Вас?
  4. Как Вы можете достичь цели? (шаги, действия)

 

По методике Ольги Рыбиной начала работать, обучившись на программе ICP – centre «Коучинг: возможности без границ» (автор О. Рыбина МСС, ICF) и отработав компетенцию №2 «Создание коучингового соглашения» по международным стандартам ICF. Начала проводить уроки-сессии для учащихся, в том числе одаренных детей, олимпиадников, когда «буйствует всеми красками» хаотичный мир и стратегия быстрых решений «действуй, ощути, реализуй».

Модель очень экологична для обучения исследованию, как мозговому штурму для разных учеников, так как заход на исследование (мозговой штурм) как «БОЛЬШУЮ ЦЕЛЬ» идет через такие важные позиции поддерживающей среды, как:

- перевод результата в позитивное русло («….не знаю, как достичь» и учитель, поддерживая ученика, задает сильный вопрос: «а если бы уже достиг, как бы этого выглядело?»; « я не уверенно себя чувствую…», «а если ты уверен, что чувствуешь?»);

- обоснование результата в зоне контроля (насколько достижение этой цели зависит от тебя?);

- определение важности цели и результата (что важного? ради чего? ради чего, тебе важно? насколько важна? в чем важность?).

- определение экологичности цели и результата (как достижение этой цели повлияет на другие сферы твоей деятельности?).

Это позволяет усилить доверительные отношения, так как учителю в коуч–позиции важно не директивно, безоценочно, нейтрально ввести учащегося на поле исследования «мозговой штурм».

Далее использую инструмент SMART, как умную цель, не забывая, что это урок-сессия, где помимо познавательных, коммуникативных, рефлексивных, личностных ресурсов ученика обязательно предметное поле (три «П» стандарта). И заходим на поле исследования «мозговой штурм» - основную часть урока-сессии:

  1. S – specific – конкретная

- Что конкретно хотите? На каком материале? Какими способами?

  1. М – measurable – измеримая

- Как поймёте, что цель достигнута? Какие критерии включаете?

  1. А – attainable – достижимая

- Насколько цель реальна? А это реально сейчас?

  1. R- realistic – релевантная

- Насколько актуальна? Почему актуальна сейчас?

  1. Т – time – based – определенная во времени

- К какому сроку?

Такой подход очень целесообразен для меня как учителя при организации учебного исследования учащихся, так как в любом исследовании учащийся имеет дело либо с проблемной ситуацией, либо с набором мини-гипотез. Ценностью данной модели является осознание учащимся теоретического поля и его распаковка «по факту» через максимально конкретное уточнение (термин «фактовое мышление», автор Ольга Рыбина).

На уроке-сессии важно исследовать ради какой «большой учебно-исследовательской и жизненной цели» ученик хочет получить результат. В таком исследовании ученик расширяет знания о себе, о своих способностях, а значит, становится более осознанным. Из видения «большой учебно-исследовательской и жизненной цели» ученик черпает вдохновение, мотивацию и энергию для своего продвижения вперед.

Учебное исследование в уроке-сессии выстраивается из трех крупных содержательных структур:

1) исследуем все теоретические понятие (предметные, метапредметные, личностные – все которые родились у ученика);

2) проводим фокусировку, что хочет решить ученик «здесь и сейчас» («настоящее» – зона актуального развития);

3) фокусировка на большую цель «потом» («будущее» – зона ближайшего развития) выход за рамки привычного процесса: «заглубление» в знания, умения, ценности.

Структура урока – сессии

Доверие – как основа диалога партнеров:

ученик-партнер, учитель - партнер

(по материалам вебинара по модели «Круг целей» авт. Ольга Рыбина)

 

Иногда применяю «Пирамиду логических уровней»  (Роберт Дилтс). Логика исследования «мозгового штурма» выстраивается следующим образом:

1 этап  - иметь цель, что мы хотим на этом этапе исследования?

2 этап чтобы, что-то иметь, надо что-то делать. Что делать для достижения цели?

3 этап – знать, что тебе нужно знать, чтобы делать?

4 этап – взаимоотношения, с кем необходимо вступить в отношения (в паре, группе, команде, чтобы ЭТО было?

5 этап – быть, кем ты будешь? Кто ты? Какова твоя роль?

И тогда цепочка урока-сессии в части мозгового штурма может быть такова: иметь цель - делать – знать – взаимоотношения – быть.

Многие задают вопросы, «а где же исследование?», «где же предмет?». Напомню, исследование - процесс творческий, его невозможно остановить звонком с урока.  Мы в школе изменили сам подход к организации уроков-исследований в новой структуре – урок-сессия.

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская деятельность

Алгоритмом исследовательского поиска учащегося в программе УУД

Организация учебно –исследовательской деятельности

Позиция - учителя

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

1. Мотивация

 

1 этап 1 урок-сессия на этапы мотивация и исследование 1.2 (в малых группах).

 

Позиция коуча,

поддерживающая среда

2. Исследование (может быть в малых группах)

 

3. Обмен информацией

 

2 этап – получение и выполнение долгосрочного домашнего задания (рассчитано на 1 до) – 3, 4 этап

 

Позиция наставника, эксперта развивающая среда

 

 

4. Организация информации

 

5. Связывание информации, оценка

 

3 этап – урок – исследование в рамках предметной области или нескольких предметных областей – 5, 6 этап (2 неделя выполнения долгосрочного домашнего задания)

Позиция эксперта,

развивающая среда

 

6. Подведение итогов: рефлексия

 

7. Применение новых знаний

4  этап – урок-открытий,  7, 8 этапы

Фрагмент сессии через колесо развития исследователя

Позиция эксперта развивающая среда + коуч-позиция (колесо развития исследователя)

8. Постановка новых вопросов

Исследование – «мозговой штурм» – это создание собственного исследовательского опыта учеником, и здесь спешить ни к чему. Система формирующего оценивания, да и сама логика исследования, описанная в программах развития УУД школ, позволяет не торопиться. И мой секрет прост:  работаю со всеми детьми на первоначальном этапе исследования, мне не важна предметная область, работаю как учитель-коуч, исследуем с детьми тот ресурсный пакет, с которым им интересно и необходимо работать.

Урок-сессия заканчивается тем, что каждый ученик выбирает свое долгосрочное исследовательское домашнее задание. И начинается путешествие исследователей по предметным областям с учителями. Но поддерживающая среда исследования всегда рядом: стена размышлений открыта, стикеры меняют позиции, и я, учитель–коуч, всегда при помощи факта и сильного вопроса поддержу ученика.

В основной школе при организации учебно-исследовательской деятельности  придерживаемся принципа: «Служи «Большому Делу». Большему, чем ты. Расширяйся» и таких ценных правил:

  1. Имея план «А», имей план «Б» на случай ошибки гипотезы, и план «С» тоже может пригодиться.
  2. Утверждай только то, что знаешь наверняка. Перепроверь, если сомневаешься.
  3. Обещай только то, что сможешь сделать, и себе, и другим.
  4. Не принимай решения на основании гипотез, проверь факты.
  5. Сомневаешься – собирай информацию. Изучай!
  6. «Обляпался мороженым» – порадуйся и прими это как факт и новый опыт.
  7. Проясняй все неясности. Спрашивай, наблюдай, анализируй, завершай.
  8. Помни, мы всегда вместе, мы – партнеры!

Самые ценные вещи, которые я учитель (не пластилиновый взрослый) могу подарить детям, если  организую исследование «мозговой штурм» как урок-сессию:

- уверенность в себе и доверие к самому себе (за счет актуальных и потенциальных ресурсов);

- доверие к другим людям (разные форматы уроков-сессий: индивидуальный, групповой, командный);

- отсутствие стресса через создание поддерживающей среды (стресс убивает обучаемость, только в спокойном состоянии в ученике возникает творческая и поисковая активность);

- долгосрочное домашнее задание как путь исследователя, когда возможно, накопив кучу ошибок как проб, выйти победителем, где отрицательный результат – это тоже РЕЗУЛЬТАТ;

- свободу выбора, самостоятельность, осознанность своей стратегии исследования.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий