Наставничество в образовании и кружковом движении

Использование коучингового подхода и репрезентативных систем обучающихся для управления траекторией образования лицеистов.

Автор

Ольга Алексеевна Уманец

учитель биологии и химии, заведующая кафкдрой естественнонаучных дисциплин, руководитель научного общества обучающихся лицея "МОЗГ", стаж 22 года. 

Место работы: Ростовская область, г. Таганрог, ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей - интернат" http://tagpedlicey.ru/

мой личный сайт  http://nsportal.ru/umanets-olga-alekseevna

группа в фейсбуке https://www.facebook.com/neemiya.uoa

Описание текущей ситуации и актуальности практики: В лицей-интернат поступают дети из образовательных учреждений муниципалитетов Ростовской области, следовательно, они имеют разный уровень образования и  мотивации к осуществлению учебной деятельности. Возникает проблема: необходимо повысить эффективность образовательного процесса при наличии разных стартовых возможностей обучающихся. Следовательно, надо индивидуализировать обучение, но при этом усилить мотивацию и обучить ребят навыкам целеполагания и регуляции своего образовательного маршрута. В настоящий момент применяемая практика позволяет сохранять позитивный психологический климат в ученическом коллективе, всем известна цель деятельности на уроке, факультативе, занятий по самоподготовке, у каждого лицеиста, обучающегося в профильном биологическом классе есть свой индивидуальный маршрут достижения результата, цели, что мотивирует их принимать решения о качестве своего обучения, количестве времени, затрачиваемом на этот процесс, корректировать свой маршрут овладения образовательным курсом

Предмет наставничества: Наставник помогает обучающимся поставить личную цель, создаёт условия для планирования образовательного процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции. При этом формируется готовность обучающихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств обучающегося.  

Задачи и функции наставников: Организовывать обучающихся для проведения коуч-сессий, проводить диагностику и обработку её результатов для определения репрезентативных систем лицеистов. Систематически определять уровень достижений обучающихся по предмету и помогать наставляемым переводить эту информацию в визуальную. Консультировать обучающихся по применению индивидуального стиля обучения на основе особенностей их ведущих репрезентативных систем. Привлекать помощников из наставляемых для консультирования вновь прибывших обучающихся. На наставническую деятельность уделяется 35 % времени.

Требования к наставникам: Владение навыками психологического консультирования, знание методики диагностики доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева, умение использовать элементы коучинга.

Требования к наставляемым: Применяется к обучающимся 10-11 классов в профильном обучении и внеучебной деятельности.

Механизмы отбора наставников/наставляемых: Наставники определяются из числа педагогов, осуществляющих профильное обучение, а также ведущих внеурочную деятельность по предмету. Помощники наставников - из числа наставляемых, наиболее овладевших элементами наставничества. Наставляемые - из числа обучающихся профильных классов.

Механизмы и инструменты наставничества:

Проведение вводного занятия с целью мотивации и целеполагания на основе коучингового подхода с составлением колеса достижения. Второе занятие - диагностика Ефремцева С. Для понимания своей репрезентативной системы, обработка данных и консультация по использованию сильных и слабых сторон своего стиля обучения. Дальнейшие занятия по мере прохождения определённого блока знаний и/или диагностики (пробный ЕГЭ) для коррекции линии образования и поддержания уровня.

 

Мотивация наставника: Наставник получает результаты обученности лицеистов, которые может использовать при прохождении аттестации на установление квалификационной категории, для получения премий стимулирующего характера. Повышается эффективность работы, что обеспечивает психологическое удовлетворение от труда как у наставника, так и у наставляемых.

Обучение наставников: Проведение обучающих семинаров и коучинговых мероприятий с педагогическими работниками лицея-интерната в рамках научно-методической работы.

 

Нормативная база:

  1. План научно-методической работы ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на 2017-2018 учебный год, который отражает проведение методических семинаров по осуществлению наставничества с использованием коучингового подхода.

2.Рабочая программа курса дополнительного образования "Решение биологических задач" включает раздел о наставничестве с использованием репрезентативных систем и коучингового подхода.

3. Программа деятельности инновационной площадки по теме: «Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов во внеурочной деятельности обучающихся через реализацию образовательных технологий». 

Ключевые показатели практики: В 2017-2018 учебном году 1 наставник работает с 29-30 наставляемыми. С увеличением числа наставников, число наставляемых будет соответствовать числу 10-11 -классников лицея-интерната. За два года применения практики 1 наставник осуществил деятельность с 44 наставляемыми, из них 4 человека стали помощниками наставника для работы с новыми членами группы, прибывшими после формирования групп.

Ключевые факторы успеха: Мотивированность педагога - наставника, ответственность, неравнодушие к результатам обучения лицеистов, заинтересованность в положительном результате.

Характеристика личных качеств наставника: Профессионально компетентный, ответственный, уважающий учеников, считающий их личностями, заинтересованный в учениках и их успехах, посвящённый своей профессии, умеющий задавать открытые вопросы, владеющий навыками психологического консультирования, педагогический такт, использующий преимущества всех модальностей в образовательном процессе, эрудированный.

Опыт наставнической деятельности:

Главным для меня как наставника является достижение следующих целей: 1. Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных программ.

  1. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Как достичь такого результата? Необходимо начать конструировать образовательное пространство.

Поработав несколько лет в профильных классах, я для себя определила основные точки напряжения, преодолев которые можно достичь требуемый результат.

Первая «точка напряжения» - особенности работы конкретных учеников с информацией, т.е. надо понять, как они думают? Как помочь ребятам осваивать материал? Что сделать, чтобы они впитали то, что происходит на занятии?

В этом отношение мне нравиться использовать материал по определению стиля обучения К. Д. Дятловой «Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии», где описывается и методика определения репрезентативной системы, и методы работы учителя, ребёнка в соответствии с определённым стилем.

К. Д. Дятлова (Апробирована в Нижегородском гос университете) рекомендует использовать диагностику доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева (методика выявления ведущего канала восприятия).

Ещё одна «точка напряжения» - уровень сформированности регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Основной материал углубленного изучения биологии требует интеллектуальных, физических и даже моральных усилий от ребят, чтобы освоить его. Как помочь им поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции? 

Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств обучающегося.

Результат: педагог может по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение обучающихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных.

Первое вводное занятие проходит обязательно с применением коучингового подхода, оно призвано через визуализацию уровня освоения программного материала показать ребятам, насколько они нуждаются в изменении подхода к учёбе или его коррекции, с какой проблемой сталкивается именно этот ученик, а не все обучающиеся в целом. Например, можно использовать колесо познания биологии, разделив его на семь секторов, что соответствует семи блокам знаний, проверяемых на ЕГЭ по биологии. Каждый блок подписываем и ребёнок сам определяет по каждому блоку уровень его знаний раздела. Происходит самоанализ.

Не бойтесь того, что дети завысят свой уровень или занизят (таких меньше). Это откорректируется после первой диагностической работы. Здесь обучающаяся оценила себя, указав процент освоения. А после диагностической работы результат указан карандашом. При этом жёлтый цвет она использовала, чтобы показать, где у неё увеличился или подтвердился изначальный результат.

В большинстве случаев дети адекватно оценивают свои знаний.  Работая с колесом, у них возникает естественный вопрос: «Что делать?». А у меня уже готово предложение. Я им рассказываю, что в рамках учебной деятельности я помогу им улучшить позиции по пяти блокам, главное - систематическая подготовка к урокам. Два блока «Человек» и «Многообразие организмов» приезжие дети, как правило, не знают. Здесь у большинства лицеистов проявляется нервозность, т.к. они понимают масштаб влияния неосвоенных тем на результат ЕГЭ, а как изменить ситуацию к лучшему - не знают. Они невольно задают вопрос: «А Вы можете нам помочь?» Очень важно, что это - их инициатива! Мой вариант: система  занятий дополнительного образования. Приступаем к совместному планированию. Что мы будем изучать в 10 классе (человека или растения, грибы и животные), а что в 11 классе. Я им предоставляю право выбрать, чтобы часть планирования была основана на их выборе.

После первой диагностической работы каждый наставляемый с помощью наставника обрабатывает свои результаты и наносит новые данные, переводя в процентное соотношение, на колесо, что даёт им возможность сравнить желаемый и достигнутый результат, что предусматривает корректировку образовательной линии, увеличив усилия в одном блоке и уменьшив в другом или перераспределить нагрузку по-другому. Каждый находит свой вариант решения, который будет устраивать его, который будет комфортен для него и который будет осуществляться с той скоростью, которую выберет сам наставляемый, чтобы достичь свой запланированный уровень.

Такие корректировки колеса проходят после каждой диагностической работы по материалам ЕГЭ, после окончания изучения тем учебной программы, которые соответствуют блокам ЕГЭ. Такой подход обеспечивает успешность тандема наставник-наставляемый, т.к. у обоих есть представление куда они должны прийти и каким маршрутом.

На втором занятии обязательной частью является определение модальностей или ведущих репрезентативных систем лицеистов с использованием диагностики С. Ефремцева. Диагностика не трудоёмка, легко обрабатывается сразу же с обучающимися. Необходимо рассказать наставляемым важность понимания процесса переработки и транслирования информации, в данном случае знаний. Обычно это занятие для ребят лёгкое и интересное, потому что они узнают о себе, о своих друзьях, соседях по парте... Они активно включаются в процесс обсуждения характеристик основных систем (визуал, аудиал, кинестетик), соотносят эти характеристики со своим опытом получают инструменты для успешной работы на уроках и дома. Наставник на этом занятии сразу отмечает в своём журнале напротив фамилии лицеиста его ведущую репрезентативную систему.

 Зачем? Когда наставляемый будет идти по своему образовательному маршруту, обязательно возникнет ситуация непонимания материала или его неудачного освоения. И первое, что дети скажут наставнику: «Я учил, но я не понимаю!» Когда наставник слышит: «Я не понимаю! Я не могу выучить! У меня не получается!», он точно знает, что от него ждут рецепт исправления ситуации. У нас нет волшебной палочки, но у нас есть биологическое понимание процессов обработки информации, тут -то нам и помогут модальности. Сразу же обращаемся к тому, кем является наставляемый – аудиал, визуал или кинестетик. Используя материалы второго урока находим инструмент перевода полученной информации в ту модальность, которая легко усвоится лицеистом. Конечно, необходимо оставлять старшеклассникам право пользоваться или не пользоваться особенностями своего стиля обучения. Но если ребёнок решил реализовать свои планы, во что бы то ни стало, ему такие консультации крайне необходимы. И наставник выполняет своё функциональное назначение грамотно и результативно.

Обычно группа наставляемых создаётся в начале 10 класса, работа в ней продолжается до сдачи ЕГЭ. В случае добавления в эту группу новых обучающихся, которые поступили в лицей не в 10, а в 11 классе, или решили поменять профиль обучения в 11 классе, из числа наставляемых назначается наставник, который будет проводить с новым членом команды коучинговую практику и определять репрезентативную систему. Можно распределить полномочия между новыми наставниками из числа учеников таким образом, чтобы каждый проводил коучинговую практику и диагностику модальности, а можно  одного назначить ответственным за коучинговый практикум, а другого - за диагностику. Выбор зависит от ребят. Главное, чтобы они взяли ответственность на себя, а это принесёт результат и даст возможность талантливым и активным дополнительно реализоваться и получить новый опыт. Например, вновь прибывшая 11- классница имела хорошие результаты по трём блокам, ещё три блока она активно изучала. При прохождении коучинговой практики, она выяснила, что не успевает пройти блок «Многообразие организмов». Как только она осознала эту проблему, начался поиск её решения. Девочка проанализировала свой график, поняла, где может выделить время на самостоятельное изучение растений и животных. Для контроля её деятельности и самоконтроля, а также регулирования уровня достижений договорились, что после освоения каждой темы она будет получать задания, их выполнение и даёт основу для консультаций по неосвоенным материалам и определяет уровень прохождения плана.

Безусловно, эти два механизма можно использовать и на обобщающих уроках, и во внеурочной деятельности.

Так, в этом учебном году мы применили колесо познания в планировании научно-исследовательской деятельности лицеистов, которые входят в состав научного общества обучающихся нашего лицея – интерната «МОЗГ». Таким образом, ребята получают не только план работы, но у них проложен маршрут их исследования. У них есть инструмент самоанализа и корректировки своей исследовательской деятельности.

Итак, подведём итоги. Использование особенностей репрезентативных систем и коучингового подхода помогают учителю сбалансировать три важных

 составляющих взаимодействия с учеником:

И тогда обучающиеся достигают личностный, метапредметный и предметный результаты. А значит, могут сказать:

«Понимаю! Меня любят! Умею! Могу!»

Добавить комментарий