Автор
Ирена Валдовна Ивлева
начальник Советского ресурсного центра
Калининградского областного института развития образования.
Выпускник курса КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»
Мотивация в учебной деятельности
Занятие - тренинг для педагогов.
Цель - повысить у педагогов внутреннюю мотивацию в профессиональном и личностном росте.
Задачи – дать представление о коучинговом подходе в обучении, создать условия для совместного обсуждения мнений по вопросам мотивации, помочь формированию собственной позиции учителя в использовании методов мотивации, расширить их опыт новыми приемами и способами повышения мотивации для себя и в работе с учениками.
Занятие строится по структуре коуч-сессии. Это помогает включить участников в процесс обучения и сделать его осознанным, мотивированным и увлекательным. На разных этапах ведущий использует открытые вопросы, активное слушание, позитивную поддержку, сохраняя принцип безоценочности и экологичности. В тренинг включены коучинговые техники «4 вопроса планирования», «Сдвиг точки зрения», «Поддерживающая среда». Участники имеют возможность работать в малых группах и парами, обогащая свой опыт и формируя личную позицию.
- Создание позитивной и доверительной атмосферы.
Упражнение «Ледокол».
- Не хочу хвастаться, но люди говорят, что я ...
Участники договаривают фразу и называют качество или умение, которое человек рассматривает как достижение.
- Что Вы чувствовали, кода говорили о своих достижениях?
- Определение цели и наилучшего результата сессии.
- Что для вас будет наилучшим результатом нашей сегодняшней встречи?
(причины, новые приемы, анализ учебного процесса с точки его влияния на учебную мотивацию и др.)
- Почему лично для Вас это важно?
(позволит самораскрытию ребенка, повысить эффективность обучения, самосовершенствованию меня как педагога и др.)
- Создание опыта, расширение знаний по теме мотивация.
- Внешняя мотивация.
- Внутренняя мотивация
- Стратегии мотивации
- Барьеры на пути к цели
- Формирование факторов внутренней мотивации
Упражнение «Кластер».
В центре листа написано слово «мотивация».
Участники на листе записывают ассоциации, связанные с понятием мотивация.
Обсуждение.
Вопросы:
- Какой метод мотивации, на Ваш взгляд, распространен у нас в школе чаще всего?
- В чем заключается метод «кнута» и «пряника»?
- Работает ли этот метод для повышения мотивации? Есть ли у него побочные эффекты? Если да, то какие?
- Что лично Вы чувствуете, когда к Вам применяют такие методы мотивации?
Внешняя мотивация.
Метод кнута и пряника относится к так называемой внешней мотивации. То есть, есть внешний стимул, либо кнут, либо пряник, мы его применяем с внешней стороны, и получаем какой-то результат. Особенностью таких методов является то, что они действуют только до тех пор, пока есть стимул. Мы воздействуем на человека, и добиваемся того, чтобы он делал то, что нам нужно. Однако, когда воздействия нет, то мотивация пропадает. Если человек что-то делал, потом он это делать прекращает.
Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов.
-Что может служить внешним стимулом? А еще…?
Упражнение «Ваши мотиваторы»
Работа в парах.
В ходе этого упражнения участники выясняют, что мотивирует каждого из них. Понимают, какими могут быть мотиваторы и то, что наиболее распространенные мотиваторы, подходят для большинства.
Внутренняя мотивация.
Мотивация - внутренний механизм, позволяющий нам делать то, что нам не хочется делать. Либо нравится делать - либо нужна мотивация.
Внутренняя мотивация - мотивация под воздействием факторов внутренней природы.
Упражнение «Мозговой штурм»
- Как Вы поддерживаете внутреннюю мотивацию у себя?
Примеры участников из жизненного опыта.
Стратегии мотивации.
Есть разные стратегии мотивации – мотивация «От» и «К». Это стратегии избегания и достижения.
Мотивация «От» более кинестетическая, чувственная, неприятная, от этого быстрее хочется избавиться. Легко теряется направление движения, для человека важно уйти от проблемы, а не прийти к цели.
Мотивация «К» более визуальная – представляется картина счастья! Человек часто не замечает препятствий при движении к цели.
Это не хорошо и не плохо – это разные метапрограммы каждого.
Зачем это учитывать? Когда вы разговариваете с человеком, с Вашим учеником, можно понять его мотивацию.
В коучинговом подходе все построено на мотивации достижения, движения «к цели».
Упражнение «4 вопроса планирования»
- Что ты хочешь достичь?
- Как ты поймешь, что достиг цели?
- Почему это цель важна для тебя?
- Как вы можете достичь цели? Что будет первым самым простым шагом.
Участники в парах отрабатывают каждый свою небольшую цель, выстраивая беседу по 4 вопросам.
Работа в обе стороны.
Обсуждение.
Упражнение «Слова –мотиваторы».
Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.
Во второй части упражнения они обмениваются фразами, в процессе свободного движения и выясняя какие слова, фразы совпадают и делятся тем, что им понравилось у другого.
Обсуждение.
Барьеры на пути к цели.
-Что может быть барьерами на пути к цели?
Перечисляем возможные «барьеры». (Физические, психологические, материальные)
(неуверенности, некомпетентность, ограниченность физических возможностей, материальная зависимость)
- Как понизить барьер на пути достижения к цели успеха в обучении?
- Что может помочь не бояться трудностей? А еще…?
Упражнение « Поддержка друга»
Работа в парах. Участник рассказывает о каких-то ближайших планах, а партнер его подбадривает словами: «Здорово! Классно! Да!Да! Как интересно! Конечно! Ты сможешь! У тебя получится!...»
Работа в обе стороны.
Обсуждение. - Какая фраза лучше всего сработала во время рассказа, чтобы человек ощутил настоящую поддержку.
Упражнение «Позитивный коллаж».
Участники создают один общий плакат с лучшими позитивными фразами. Хаотично на листе флипчарта записывают наиболее понравившиеся фразы. Оформляют плакат.
Формирование факторов внутренней мотивации.
- С чего начинается мотивация? (проявление интереса, пробы, желание довести до конца, гордость)
В позитивной психологии выделяют три фактора, из которых складывается счастье человека:
- Удовольствие
- Вовлеченность.
- Смысл.
В идеальном случае мотивация формируется, таким образом, поэтапно. Также может действовать только один или два их факторов. Исследования показывают, что удовольствие действует быстрее всего, но оно из всех самое ненадежное. Вовлеченность – средний вариант по времени и устойчивости. А смысл формируется дольше всего, но он из всех дает самую устойчивую мотивацию.
Возрастные особенности.
С точки зрения деятельностного подхода в обучении важно учитывать особенности ведущей деятельности для каждого возраста.
В дошкольном возрасте - игровая деятельность.
Для детей младшего школьного возраста – учебная деятельность
Для школьников средних классов – интимно-личностное общение.
Для старшеклассников - профессиональная направленность и самоопределение.
-Что будет важным для мотивации учеников разного возраста?
Упражнение «Сдвиг точки зрения»
- Представьте, как если бы Вы могли посмотреть на урок глазами ученика.
Чтобы предложил ребенок изменить, добавить для повышения его мотивации?
Упражнение «Поддерживающая среда».
Участники объединяются в три группы и обсуждают.
1 группа. Что является источником удовольствий для ваших учащихся, когда они находятся на уроке?
2группа. Что способствует вовлеченности учащихся на ваших занятиях?
3 группа. В чем заключается смысл для учащихся посещать ваши уроки?
- Конкретный план действий.
Участники групп готовят плакат «Поддерживающая среда». Указать, какие действия учителя будут являться поддержкой для мотивации ученика.
Плакат можно оформить в виде «Цветика –семицветика», «Звезды» и т.п.
Принципы коучинга
«Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется ощущение потока» (Чикзентмихали М.)
Коучинг – это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Коучинг не учит, а помогает учиться!
Основные принципы коучинга (М.Эриксон)
- С людьми все в порядке
- Изменения не только возможны, но и неизбежны
- Каждый имеет свое позитивное намерение
- У каждого есть все необходимые ресурсы
- Каждый делает наилучший выбор для себя
- Ценности.
Рефлексия.
–Что для Вас было ценным и важным в работе сегодня?
- Домашнее задание.
Упражнение «Найди жемчужину»
Обратите внимание на ученика в вашем классе, которому нужна Ваша поддержка. Определите, что является его положительным качеством – найдите в нем жемчужину. В течении недели обращайте внимание на это качество: скажите ему, что вам нравится в нем это качество, напоминайте ему о нем, обращайте его внимание на ценность этого качества. Понаблюдайте, какие чувства это вызывает у вас и вашего ученика.
- Благодарности.
Выводы:
По принципу андрагогики обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Важно учитывать его личный опыт, мотивированность. Он ставит перед собой конкретные цели и стремиться к самостоятельности, самореализации и самоуправлению. Качественно позволяет удовлетворить эти потребности именно коучинг. В такой атмосфере сотрудничества и позитивного подкрепления педагог проявляют свою активность, задает осознанные вопросы, обогащает свой личный и профессиональный опыт в совместной деятельности ведущего и других участников обучения. Методы коучингового подхода в обучении педагогов, позволяют повысить осознанность процесса обучения, стимулируют рефлексию и творчество, помогает раскрытию их потенциала.