Мотивация осознанности ученика на изучение темы в коучинговой огранке

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения

"Национальный родительский комитет" в г. Екатеринбург и Свердловской области

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

Признательна Алексею Дерюшкину, бизнес-тренеру , г. Москва

 

"Метафора - это «ресурсный» подарок ребенка взрослому. Не проходите мимо метафор"

Что считать результатом образования сегодня в школе? Несомненно, это освоение образовательной программы в полном объеме, достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС различных уровней образования. Это норма.

Но, проводя уроки различного типа и вида в системно-деятельностном подходе, понимаю, что мне и моим ученикам важнее результат  образования – не только то, что дети запомнили, н и то, что научились делать сами.

Постоянно слышим, чтобы достичь осознания учеником значимости знаний, он должен быть (а дальше как в треугольнике осознанности Тимоти Голви) ответственным, делать выбор и список можно продолжить.

И я подумала, почему только учитель мотивирует учеников на урок, говоря о значимости темы, ее развитии и перспективах.

В предыдущих статьях, я описывала, как может выглядеть структура развивающего урока на основе системно-деятельностного подхода в коучинговом исполнении (рамка результата, 4 вопроса из к.2 профстандарта ICF).

Работает 100% на мотивацию и актуализацию знаний, работает как активная оценка в портфолио.

Но вот каждый урок так проводить можно, но не всегда нужно, иначе детям – поколения «Z» не интересно, ведь они жутко любознательны до всего необычного, нового.

Какие умения необходимы учителю-партнеру для стимулирования осознанности учеников на мотивационном этапе урока для освоения темы?

Учитель – партнер умеет:

- выходить за рамки сказанного учеником, не позволяет себе раствориться в описании (зачастую полной абстракции из серии "что вижу, то пою"), данном учеником;

- умеет раскрывать перед учеником более широкие перспективы, поддерживает и мотивирует на их смену и нахождение новых возможностей для учебных действий;

- поддерживает ученика в открытии новых идей, мыслей, ощущений, эмоций, настроения.

Для усиления осознанности на мотивационном этапе учитель – партнер может использовать несколько способов: прямая коммуникация, обратная развивающая связь, сильные вопросы, метафоры, аналогии.

Действия учителя в стимулировании осознанности

Что говорит учитель ученику

Учитель приглашает ученика рассмотреть, как ученик будет использовать новое знание, полученное на мотивационном этапе дальше на уроке

 

 

Вопросы учителя, интуиция и наблюдения несут потенциал создания нового знания, формирования новых умений для ученика (особенно в части УУД и личностных результатов)

 Мне кажется, ты одухотворен. Что скажешь? Как можешь использовать эти идеи и образы на уроке?

 

У меня ощущение, что это ценная для тебя информацией? У тебя какое ощущение? И тогда перезагрузка или разгрузка? Что рациональнее для тебя сегодня на уроке?

 

Понять глубже эту компетенцию и начать ее постоянно проявлять мне помогло понимание 3 уровней осознанности и их стимулирование через технику «сильные вопросы» и технику активного слушания «пауза» (Збигнев Киерас, МСС ICF, Польша).

3 уровня осознанности:

III

 

СИСТЕМА Слушание между строк и контекста, здесь можно увидеть отношения между учителем и учеником (часто называют «ресурсное состояние», «поток»)
II

 

ЛИЧНЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ + МОТИВАЦИЯ Эмпатия и восприятие, когда уровень «Я» учителя исчезает, он слышит ушами ученика, видит глазами ученика и ощущает чувствами ученика
I

 

ЦЕЛИ И ДЕЙСТВИЯ Уровень слушания учителем – уровень «Я»: наблюдает и делится тем, что воспроизводит его собственную перспективу. Возможно 3 версии: больше (я даже больше себе могу это представить…), меньше (я даже не могу себе это представить…), также (я понимаю, что для тебя это значит…)

            В статье поделюсь упражнением «Моя история», которое провожу на мотивационном этапе, интегрируя с этапом актуализация новых знаний и объяснения нового материала (с этим упражнением познакомилась на тренинге А. Дерюшкина «Крутой учитель»). Основа упражнения «Моя история» (1 минутка) – метафорические образы.

Метафора (от греч. – «перенос», «переносное значение») - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора помогает создать емкие образы, основанные на ярких, неожиданных и глубоких ассоциациях, увидеть новые смыслы.

Метафора передается словом, словосочетанием, предложением, рассказом. Метафора имеет огромное обучающее значение. Учитель выступает как равный партнер по отношению к ученикам. Рассматривает метафору как обучающий подарок, дающий возможность вступить в прямую коммуникацию с ребенком, стимулировать его осознанность по отношению к ситуации в моменты «здесь и сейчас» и на «перспективу» - на целый урок.

Упражнение «Моя история», 1 минутка на исполнение. Да, именно, на исполнение, все дети по-разному будут представлять свои истории по теме урока. И чем больше итераций, тем красочнее истории получаются

Предлагается написать историю по теме урока (тема заранее озвучивается учителем), используя 4 предмета: валенок, камушек, ваточка, полкролика. Дается 7 минут. Затем ученики по желанию начинают в течение 1 минуты выступать со своей историей, другие слушают и дают обратную связь 30 секунд, какие факты из темы заметил? (это уже актуализация новых знаний и освоение нового материала – понятия).

Учитель задает несколько коучинговых вопросов о мыслях, чувствах, действиях. («Петля результата» - приведены ниже). Учебники при этом открыты, что поразило учеников, можно уже записывать в тетрадь, так как тема урока записана на доске. Слушаем не более 7 историй, но с каждого ряда (у меня логистика урока всегда соблюдается, и выступают все - но поочередно, дети с разным уровнем образования. Исполнения бывают разные, в том числе и юмор звучит на уроке, и артистические способности и все таланты, которые хотят проявить дети. И какое СЧАСТЬЕ – Я НЕ ПОЮ и НЕ ПЛЯШУ НА ЭТАПЕ МОТИВАЦИИ, а радуюсь полету мысли счастливых учеников.

Помните, для усиления обучающего эффекта и раскрытия потенциала Вашего ребенка, необходимо чередовать вопросы с уровня «Кто?» и «Что?». Ребенок раскрывается в коучинговом разговоре с учителем, когда слышит после выполненного упражнения «Моя история» вопросы и о своих мыслях «Что думаешь своей истории?», «Какие мысли приходят по поводу той истории, которую рассказал?», «Какие мысли вызывает у тебя эта метафора?»; и чувствах «Какие эмоции рождает эта метафора?», «Как чувствуешь себя сейчас?»; и действия «Что хочется сделать?», «Какие твои действия могут изменить ситуацию?», «Как метафора связана с темой урока?», «Чем полезна тебе эта метафора сейчас на уроке?».

Вот так сегодня обучаем поколение «Z». Не проходите мимо счастливого детства этих учеников. Мотивационная метафора – большой подарок ученику при освоении темы.

Добавить комментарий