Мост в будущее

                                                                                                                                               Автор: Муфлиева Р.М. педагог-психолог,

                                                                                                                                                             МБОУ «Федоровская СОШ №1»  

                                                                                                                                                             г.п. Федеровский, 2016г.

 

  Мост в будущее

       Классный час с использованием коуч-технологии

 

Пояснительная записка.

  Классный час «Мост в будущее» направлен на содействие  осознанию восьмиклассниками ценности любого жизненного выбора.

Жизнь каждого человека представляет собой непрерывную череду выборов, от которых зависит его дальнейшее будущее. Значительность выбора, степень его влияния на формирование будущего во многом зависит от возраста человека: Чем он старше, тем более ответственный выбор ему надлежит осуществить. Для старшеклассников тема выбора особенно актуальна, так как они стоят на пороге взрослой жизни, и вопросы, которые им предстоит решать, жизненно важны. Это и окончание школы, и сдача ЕГЭ, и выбор дальнейшего образования, и т.д.

Данный классный час разработан  на основе развивающего и  активизирующего подхода.  Целью  активизирующего  подхода  является  формирование  внутренней  готовности  к  самостоятельному  и  осознанному  построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов  игры,  нестандартных  вопросов  и    вызвать  у  учащихся интерес  к  проблематике  профессионального  самоопределения,  по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе. Одним  из  эффективных методов профориентации развивающего и активизирующего подхода является коучинг.

Основной задачей коучинга является стимулирование самообучения, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Коучинг направлен на раскрытие «спящего» внутреннего потенциала, приведение в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека.

Коучинг можно рассматривать как инновационную технологию поддержки в самоопределении, в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся.

В основе процесса коучинга лежит модель GROW, разработанная с целью структурирования сессии коучинга. Модель GROW представляет собой определенную последовательность эффективных вопросов. Аббреавитура GROW образуется  английскими «goal», «reality», «options», «what», что в переводе определяется русской аббревиатурой РОСТ:

-  расстановка целей (для сессии коучинга, а также для краткосрочной и долгосрочной перспектив деятельности); 

- обследование текущей ситуации с точки зрения понимания действительности (реальности);

-  список возможностей и альтернативных стратегий или направлений действий; 

-  то, что надо сделать (следует также определить, когда и кому), а также наличие воли к действию.

В процессе коучинга школьники не только преодолевают неуверенность в себе, чувство неопределенности, но и развивают в себе такое качество, как ответственность,  так  как  они  осознанно  и  самостоятельно  разрабатывают  свои профессиональные цели и пути их достижения, а, следовательно, принимают  на  себя  ответственность  за  будущие  и  настоящие  действия. Таким образом, коучинг формирует видение будущей карьеры, способствует постановке целей  и  определению  оптимальных  шагов  их  достижения;  повышению самостоятельности и ответственности.

Классный час является скоординированной практической работой классного руководителя, учащихся и педагога-психолога (коуча).

Цель:

Актуализация личностного смысла учащихся к предстоящему выбору профессии; создание условий для развития навыков общения.

Задачи:

  1. Формирование у восьмиклассников образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.

  2. Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире.

 

Планируемые  УУД

Личностные:

  • мотивация;

  • нравственно-этическая оценка;

  • формируется внутренняя позиция;

  • развитие личностной рефлексии;

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

  • принятия нравственности норм и правил совместной деятельности;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

  • постановка вопросов;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

  • постановка и решение проблем;

  • установление причинно-следственных связей.

  • построение логической цепи рассуждений.

  • повышение познавательной активности.

Используемые  технологии:

•      проблемная,

•      коуч-технология (техники: колесо развития, щкала развития, лист ожидания, открытые вопросы),

•      арт-терапия,

•      игровые методы.

  1. Этап. Проблематизация  участников, постановка цели встречи.

Работа классного руководителя начинается с создания доверительных отношений, формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане.

Используемые техники: присоединение (проявление интереса, повтор слов и фраз, поза, взгляд),  тон голоса.

Здравствуйте!

Тема нашего классного часа «Мост в будущее». (слайд 1)

  • И в качестве эпиграфа я хочу прочитать вам мое любимое стихотворение: (слайд 2-3)

Бывают люди – мячики.

Они, над неудачами

По жизни лихо скачут

И никогда не плачут

Заденешь – не заметят.

Ударишь – не ответят.

А след их – звон пустой всего

Да пыль. И больше ничего.

Бывают люди - лодочки

Обычно по серёдочке

Плывут, без сожаления.

Куда несёт течение.

Заденешь – удивляются.

Ударишь – закачаются.

Они не оставляют след.

Им до следов и дела нет.

Бывают люди – ручейки.

Отбившиеся от реки.

Текут, где их не просят.

Во всё смятенье вносят.

Заденешь – растекутся.

Ударишь – разревутся.

Им всё равно куда идти.

Нет цели – нет конца пути.

 

Бывают люди – огоньки.

На фоне будничной тоски

Они горят, искрятся.

Их участь – выделяться.

Заденешь – согревают.

Ударишь – обжигают.

Их след ведёт в страну мечты.

Скажи, а кто по жизни ты?

 

 

Используемые техники: отрытый вопрос, повторы фраз

Почему мы начинаем говорить о выборе именно сейчас?

 

  • Классный руководитель просит каждого сказать, какие ассоциации возникают, когда он слышат фразу «Мое будущее». После того как высказались все участники, ведущий повторяет основные фразы по теме классного часа.  
  • Педагог-психолог говорит о том, что по отношению к своей жизни, своему будущему, можно занимать разную позицию. Можно «плыть по течению», можно доверить свою жизнь другим людям («все решают родители, начальники, жены, мужья…») А можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели. И предстоящий разговор о том, как стать тем, кто осознанно планирует свою жизнь, является «архитектором» своей судьбы.

 

 

  1. Этап мотивации и постановки цели (Формирование ожиданий обучающихся).

  • Педагог-психолог рисует на доске перед участниками линию времени. Фиксирует первую точку: это настоящее, обучение в школе. Посмотрим вперед — Последний звонок, окончание школы. Посмотрим еще вперед. Вы взрослые. Что вы хотите видеть в своем будущем? У каждого есть собственное представление о том, что будет в его взрослой жизни.

 

 2.2           Классный руководитель.

«Скажите, пожалуйста, куда мне идти?

А куда ты хочешь попасть?  -  ответил Кот.

Мне все равно...  - сказала Алиса.

Тогда все равно, куда идти, -  заметил Кот».

В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни — цель определяет направление дви­жения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей. Вы сейчас будете работать с психологом, отнестись нужно ответственно к процессу целеполагания. При формулировке своих целей используйте SMART формат («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

 

  • Упражнение «Два берега». Для продолжения разговора педагог-психолог (коуч) просит участников встать вдоль одной стороны комнаты. На противоположной стороне на стене висят чистые листы бумаги. Ведущий говорит о том, что мы в настоящем моменте. Противоположный конец комнаты — будущее.

Ведущий просит каждого ответить на вопрос:

«Что ты хочешь видеть в своем будущем?».

 Ответы участников фиксируются на листах бумаги, висящих на противоположной стене. Если участники дают негативные ответы, ведущий переформулирует их в позитив. Например, ответ: «Не хочу быть нищим» ведущий переформулирует следующим образом: «Хочу быть материально обеспеченным человеком». Таким образом, на стене появляется информация о том, чего хотят добиться в жизни участники.

 

 

Далее строится диалог с учащимися  по открытым вопросам

-  Почему это важно для тебя?

 - Как ты поймешь, что достиг желаемого?

Ведущий говорит о том, что пока между настоящим и будущим разрыв. Необходимо выстроить мосты, которые свяжут воедино настоящее и будущее. И такими мостами являются наши целенаправленные действия, позволяющие достичь цели.

2.4. Шкала развития

Рядом с записью, на шкале от 1 до 10 отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к  идеальному  для вас результату».

  1. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Используемые техники: колесо баланса, метафора.

Упражнение. «Золушка» и «Архитектор».

3.1.Участники садятся в круг. Ведущий говорит о том, что есть люди, которые оказались успешными в своей жизни. Это могут быть как очень известные люди (политики, музыканты, ученые, спортсмены…), так и те, кто не известен широкой публике, но при этом он сам и окружающие считают его успешным (педагог, родители учеников…).

Затем участникам предлагается ответить на вопрос: «За счет чего людям удается добиваться успеха в жизни?»

В одной половине круга записывается то, что делает сам человек для того, чтобы стать успешным (много работает, постоянно учится, знает, чего хочет…). Во второй половине круга — факторы, которые можно назвать «счастливым случаем», удачей (богатые родственники, лотерея, оказался в нужное время, в нужном месте…).

3.2. Педагог-психолог (коуч) вводит метафору «Золушка» и «Архитектор». Золушка — ждет удачу. Она надеется, что в один прекрасный день случится чудо и ее жизнь станет прекрасной.

«Архитектор» — человек, который понимает, чего он хочет в этой жизни. Он сам определяет цели и сам находит возможности реализовать эти цели.

3.3 Педагог-психолог (коуч) просит участников назвать, какие качества позволяют человеку стать «архитектором» собственной судьбы. Качества записываются на карточках и прикрепляются на доску.

3.4. Классный руководитель. Далее участники делятся на две команды. Необходимо придумать и показать (рассказать), как поведут себя «Золушки» и «Архитекторы» в предложенных ситуациях. Каждая команда поочередно описывает ситуацию как от имени «Золушки», так и «Архитектора».

Ситуации:

  1. Закончил 11 класс.
  2. Потерял работу.

 

  1. «Присвоение» качеств «Архитектора» участниками

4.1 Педагог-психолог (коуч) возвращает участников к разговору о том, какими качествами должен обладать Архитектор». У ведущего — карточки, на которых написаны качества успешного человека. Это качества, сформулированные ребятами ранее и зафиксированные в левой части круга.

Участники вместе с классным руководителем обсуждают, у кого из здесь присутствующих это качество выражено в большей степени. Как это проявляется? Эта карточка передается этому участнику. Одно качество может быть присвоено нескольким ученикам. Важно, чтобы в результате у каждого появилась карточка с позитивным качеством.

  1. Строим мост.

Педагог-психолог(коуч) напоминает участникам о тех целях, которые они определили для себя в жизни (п. 2). Участников просят взять лист бумаги, на котором написана его цель и несколько чистых листов. Чистые листы — это «кирпичики моста». Задание участникам — на «кирпичиках» написать основные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь цели.

Примерные вопросы:

— Как ты можешь достичь цели?;

— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом классном часе? На этой неделе? И т.д.

— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

— Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

— Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?

  1. Подведение итогов, результата классного часа

Педагог-психолог(коуч) На шкале удовлетворенности своим продвижением к цели отметьте где вы сейчас, в конце классного часа, на сколько единиц вы продвинулись к цели?

Классный руководитель  подводит итоги и говорит о том, что каждый из участников начинает архитектурный проект, проект будущего. Каждый — архитектор своей собственной жизни. Для этого у каждого есть ресурс: его качества, личностные особенности.

Чему вы научились на занятии?

За что вы благодарны участникам и ведущему?

Что вам мешало?

 

Классный руководитель и педагог-психолог  благодарят всех учащихся за работу.

 

Технологическая карта классного часа «Мост в будущее»

 

Класс 9

Цель:

Актуализация личностного смысла учащихся к предстоящему выбору профессии; создание условий для развития навыков общения.

 

Задачи:

  1. Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.

  2. Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире.

Фотоотчёт с классного часа.

Литература по коучингу.

  1. Гульчевская, В.Г. Субъективные факторы эффективности освоения педагогами образовательных технологий в процессе повышения квалификации [Текст]: Монография /В.Г.Гульчевская, Е.Е.Алимова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. – 132 с.
  2. Давыдов, О.И. Использование коучинг-сессий при аттестации педагогических кадров ДОУ [Текст] /О.И.Давыдов, Л.Г.Богословец //Управление ДОУ. – 2007. – № 2.
  3. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /Э.Парслоу, М.Рэй.  – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).
  4. Поташник, М.М. Коучинг – вершина профессионализма руководителя в работе с людьми [Текст] /М.М.Поташник //Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 110-115.

 

Литература по профориентации

  1. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы. - М.: Учитель, 2011
  2. Белова Т. В. Справочник начинающего профконсультанта /Т. В. Белова, И. А. Волошина, А.А. Солнцева - М., 1998.
  3. Климов Е. А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение,1990.
  4. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению /под ред. Чистяковой, А.Я. Журкина. - М., 1997.
  5. Орлов Ю. М. Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками:- Ю. М. Орлов. - М., 1987.
  6. Психологическое сопровождение выбора профессии /под ред. Э. М. Митиной. - М., 2003.
  7. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи /под ред. С.Н Чистяковой, А.Я. Журкиной. -  М.: Просвещение, 1993.
  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) - М.: ВАКО, 2005.
  9. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки - М.: Генезис, 2005.
  10. Селевко Г.К. Найди себя /Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина. - М., 2001.
  11. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников / под ред. В.А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983.
  12. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М: Педагогика, 1981.
При использовании данных материалов,  ссылка на Коучингвобразовании.рф обязательна

Добавить комментарий