
Автор:
Мельникова Юлия Геннадьевна
Старший менеджер, тренер Филиала «Центр Педагогического мастерства», в г. Павлодар, Казахстан
сертифицированный коуч, сертифицированный тренер Международной Школы Бизнес –тренеров ICBT
(по методике к.пс.н. Жанны Завьяловой)
Обладатель Диплома II степени премии “Leadership Coaching Awards, 2018” в номинации «Коучинг в образовании: наше будущее»
E-mail- anfisaandmisha@mail.ru
Skype- yuliya80_melnikova
@mastering_IELTS
В Казахстане с 2012 года реализуются различные курсы повышения квалификации педагогических работников, разработанные «Центром педагогического мастерства» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского Университета. Данные курсы представляют собой трехуровневую структуру, состоящую из следующих последовательно выстроенных программ: «Эффективное обучение» (на схеме представлена как L3) , «Лидерство учителя в школе» ( на схеме представлена как L2) и «Лидерство учителя в профессиональном сетевом сообществе» ( на схеме представлена как L1). Все вышеуказанные программы базируются на внедрении во всех школах Казахстана семи модулей: «Управление и лидерство в обучении», «Новые подходы в преподавании и обучении» (диалогическое обучение и обучение тому, как учиться), «Обучение критическому мышлению», «Обучение одаренных и талантливых учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Использование информационных технологий».
Каждая из программ подразумевает внедрение представленных модулей благодаря использованию различных форм и методов. «Эффективное обучение» подразумевает внедрение модулей программы через развитие рефлексивной культуры учителя и внесения изменений в обучение и учебную практику в классе. «Лидерство учителя в школе» представляет собой внедрение модулей через реализацию процессов коучинга и менторинга в целях управления обучением команды учителей школы. В свою очередь цели и ожидаемые результаты программы «Лидерство учителя в профессиональном сетевом сообществе» концентрируются вокруг подготовки казахстанских учителей к организации профессиональных сообществ как внутри, так и за пределами школ посредством включения каждого учителя в преобразования вовлекая их в процессы коучинга и менторинга.
Таким образом на сегодня картина внедрения модулей программ и обновления содержания среднего образования в Казахстанских школах выглядит как сетевое сообщество и представляет собой «уникальную» модель. Рассмотрим пример сетевого сообщества в СОШГ № 9 в г. Павлодар, разработанный учителем, окончившим программу «Лидерство учителя в профессиональном сетевом сообществе» Рыбак С.М. (рис.1)
Рис.1
Для того, чтобы вовлечь каждого учителя в изменения его практики, в данной школе весь коллектив был сформирован в 7, так называемых фокус групп. В состав каждой фокус - группы входит один педагог L1 или L2 , два или три педагога L3 и 6-10 несертифицированных педагога. Так как наш центр не может обучить каждого учителя Казахстана, учителя, прошедшие у нас курсы и получившие сертификаты, осуществляют обмен опытом ( содержанием программ) через обучение и вовлечение учителей внутри школы с помощью коучингов. Группы формируются согласно одному из направлений семи модулей, более всего интересующих педагогов. Собрать модель профессионального сообщества учителей школ удается благодаря опросу учителей и анализу стартового состояния школы, так как при классификации трудностей и проблем, выявляется несколько направлений, которые могут быть соотнесены с семью модулями Программы. Каждая фокус-группа прорабатывает свое направление, но при этом объединяющей линией через все группы проходит тема школы, согласно плану развития школы. (Рис.2. Модель фокус-группы, разработанная учителем СОШГ № 9 Рыбак С.М).
Рис. 2
Учителя, обучившиеся по программе «Лидерство учителя в профессиональном сетевом сообществе» разрабатывают программу внедрения модулей в своей школе. Учителя «Лидерство учителя в школе» разрабатывают программу последовательных коучинг-сессий для своей фокус-группы и разрабатывают план внедрения менторинга.
Особое внимание здесь нужно обратить на реализацию коучингов, которые в системе Казахстана скорее носят тематический характер. То есть коучинги в наших школах могут звучать «Работа внутри черного ящика при организации формативного оценивания», что говорит о коучинге содержательного наполнения, тогда, когда в своем истинном предназначении коучинг - это процесс позволяющий раскрыть потенциал человека с целью максимального повышения его эффективности. Почему же так получилось? Почему у Казахстанских школ сформировалась своя уникальная интерпретация коучинга? Ну, во-первых, данный процесс до 2012 года не практиковался в школах Казахстана, во-вторых наличие литературы на начало внедрения коучинга, был в основном ориентирован на мир бизнеса, что не совсем, как кажется на первый взгляд, приемлемо для образовательной среды. К тому же, каждый источник представляет свою дефиницию понятие коучинга, что еще больше вводит в заблуждение. И в третьих стереотипность мышления большинства учителей не позволяет спроецировать данный процесс в контекст школы, и постоянно заставляет учителей задаваться вопросами о том, на что именно похож коучинг. Это тренинг? Семинар? Мастер класс или что-то между ними? Отсюда сейчас в школах мы имеем, то, что имеем, а именно коучинг представляет собой уникальный «микс» с тренингом или как мы называем – тренинг в коучинговом формате.
Представляю вашему вниманию этапы коучинга в интерпретации школ Казахстана (рис.3)
Рис. 3
Таким образом вы можете заметить, что коучинг-сессия в школах Казахстана представляет собой рассмотрение нового тематического материала, который впоследствии отрабатывается через практические упражнения, формируя навыки.
Конечно сейчас, когда о коучинге в образовании столько много говорится и появилось достаточное количество материалов, коучинг в наших школах снова начал претерпевать изменения. И я лично, в этом очень заинтересована, так как вижу необходимость во внесении ясности и четкости в понимании особенностей коучинга и его предназначения. Считаю важным «развести» такие понятия как «коучинг» и «тренинг» ,так как каждый из этих процессов ориентирован на абсолютно разный результат и выход. Кроме этого в Казахстане мы рассматриваем коучинг пока только через призму повышения квалификации педагогов. Видение, того что, коучинг может найти свое применение в классе при организации формативного оценивания и формировании осознанного обучения у учащихся пока только на стадии размышления.