Модель Т как обратные шаги от факта к мотивационному результату в методике eduCoaching

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, автор инновационной  методики eduCoaching ,

основатель международного образовательного проекта «ICF школам России: уместный коучинг в школе и дома»

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Признательна учителям:

Ольге Рыбиной МСС ICP Centre,

Галине Вдовиченко РСС ICP Centre,

Наталье Гульчевской АСС ICF,

Willy Wijnands, автор методики eduScrum

Мое убеждение, что сегодня  школе нужен учитель, который не только объясняет вещи, комментируя их, но и провоцирует ученика на новый опыт. Так называемый учителл «тренер мозгов», партнер по эффективизации мыслительной и познавательной деятельности.

Как пишет Татьяна Чергниговская учитель провоцирует ребенка не только на познавательный, но и на эмоциональный протест: «Этого не может быть! Как это возможно? Не верю?». Учитель-партнер – своеобразный провокатор, организующий не только исследование на уроке, но и обеспечивающий безопасную поддерживающую среду доверия для учеников.

Когда  у ученика развивается адекватная мотивация учения через создание учебного смысла, объединяющего связь мотива (7-12 лет – учебный мотив; 12-15 лет – мотив сотрудничества; 15-17 лет – мотив самоопределения и самореализации). Мотивация – это предвкушение чего-то хорошего для нашего мозга.

Поэтому обучение ребенка в методике eduCoaching как системе педагогической поддержки начинаем с результата: «Что ты хочешь? Для чего тебе это нужно?».

Именно при таком смыслообразовании и мотивации школа сможет учить ребенка самостоятельности: …владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; умение продуктивно общаться и сотрудничать в процессе совместной деятельности, умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, умение осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность».

Меня как учителя-коуча восхищают вопросы учеников про незнания: «Я пришел на урок, чтобы ответить на вопрос, который я еще не знаю. На уроке планирую сформулировать этот вопрос и найти ответы на него». Неожиданно, правда, получить такой запрос на урок от ученика учителю. Вот вызов так вызов. И сегодня работать на вызове, рождающем протест ученика «…не верю, не может быть, надо подумать, поискать», вполне реально.

Основу методики  eduCoaching составляет мозговой штурм как исследование дивергентного и конвергентного формата.

 

Запутанный мир (действия)

 

Исследование - мозговой штурм на уроке (действия)

Оперативный метод исследования проблемы

Хаотичный мир (действия)

быстрый выбор, быстрое принятие решений

Формируемая компетенция ученика
Пробуй Подумать Действуй Т – компетенция ученика: широкий кругозор, глубинная экспертность и набор жестких и мягких навыков: контекстные (узкоспециальные), кроссконтекстные (общие) и экзистенциональные (супер мягкие, от декады до всей жизни) = EQ +IQ + LQ
Ощути Почувствовать Ощути
Реализуй Попробовать    Реализуй
Собственные практики Исследование настоящего и будущего как индивидуальной или групповой (командной) практики

«качественное умножение знаний и умений»

Новые практики
Поддерживающая образовательная среда – доверие, сотрудничество, сотворчество, партнерство
учитель-партнер, ученик-партнер
Урок-исследование (основа - «мозговой штурм»: креативность, критическое мышление, сотрудничество, опора на факты и обратная развивающая связь)

Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, действия, основанные на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанные с осмыслением и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов.

Можно выделить следующие специфические черты учебно-исследовательской деятельности:  в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат; логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

В методике eduCoaching как обучающей структуре используем только модели, принципиально не используем техники, ограничивающие формирование гибких компетенций ученика и учителя.

В программах формирования универсальных учебных действий в основной школе логика исследования спроектирована на уровне индуктивной и дедуктивной практики.

Индуктивное исследование

Этап Функциональные особенности
Мотивация У учащегося должен возникнуть вопрос и должна быть сформулирована проблема, которая вызовет психологическую необходимость поиска ее решения

НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ

Этап исследования Поиск решения проблемы
Этап обмена информацией Изложение результатов исследования, через свободный обмен мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся
Этап организации информации Систематизация полученных данных (группировка или классификация)

Обеспечить условия для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения

Этап связывания информации Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

 

Этап подведения итогов и рефлексия Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспектив дальнейшей работы по проблеме.

Рефлексия: достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что нуждается в уточнении, что осталось невыясненным

(проблемные зоны и зоны роста)

Этап применения Использование открытого принципа, нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающие подлинное понимание нового знания

 Дедуктивное исследование

Этап Функциональные особенности
Мотивация ГИПОТЕЗА – ОБОБЩЕНИЕ!

Завершается этап ознакомлением с общей идеей, которая выступает как гипотеза которую необходимо доказать или опровергнуть.

Полезно усилить значение гипотезы через выдвижение каких-то альтернативных или уточняющих гипотез. Эти «малые» гипотезы необходимо записать на бумаге

Этап исследования Поиск и отбор фактов, которые доказывают или опровергают гипотезу
Этап обмена информацией Изложение результатов исследования через свободный обмен мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся
Этап организации информации Систематизация полученных данных (группировка или классификация)

НО! необходимо выделить разные содержательно-смысловые или предметные области для последующего оценивания фактов, принадлежащих к разным областям, как подтверждающих или опровергающих гипотезу-обобщение

Этап связывания информации Формулируется заключение, принимая во внимание все имеющиеся данные, систематизированные и оцененные на предыдущем этапе. ГЛАВНОЕ в дедуктивном исследовании – обоснование какой-либо идеи
Этап подведения итогов и рефлексия Возвращение к «малым гипотезам», которые выдвинуты на этапе мотивации. Оценивание этих гипотез может привести также к постановке новых вопросов, что может привести к необходимости провести дополнительное исследование.

Рефлексия: достигнута ли поставленная задача исследования, каким образом она достигнута, что нуждается в уточнении, что осталось невыясненным (проблемные зоны и зоны роста)

Этап применения Перенос, то есть использование найденного принципа, идеи в других условиях

В этой статье хочу показать как применяем модель Т на рефлексивном этапе с возвратом к мотивационному: обратные шаги от факта к мотивационному результату (от как? К зачем? Для чего?). Адаптировано на основе модели Ольги Рыбиной МСС, ICP Сentre.

Используем как 3 -этапный цикл:

 

1 цикл – прояснение и проверка полученного результата (что делал? как делал? где ты сейчас?):

Что ты узнал сегодня полезного (важного, необычного, удивительного, неожиданного)?

Расскажи, пожалуйста, об этом поподробнее.

А что еще? Еще что-то полезного? Какую эмоцию при этом испытывал?

И что из этого было самым полезным (важным, необычным, удивительным, неожиданным)?

 

2 цикл – интеграция в жизнь, в практику (зачем? для чего? что хочешь? как хочешь?)

 

Как ты можешь использовать это в жизни?

Расскажи об этом поподробнее?

Что-то еще? Еще что-то? Как еще?

Как чувствуешь себя сейчас, говоря все это?

С чего хочешь начать?

С какого варианта важнее (полезнее) для тебя начать?

 

3 цикл – управление прогрессом и ответственностью (как делать будешь и управлять своим прогрессом?)

 

В какой срок планируешь свои шаги?

Расскажи об этом поподробнее?

Что-то еще?

Как поддержишь себя на этом пути?

Как проверишь себя?

Как поймешь, что результат достиг?

Как будешь отслеживать прогресс (динамику)?

Твоя эмоция сейчас?

Исследование – «мозговой штурм» – это создание собственного исследовательского опыта учеником, и здесь спешить ни к чему. Система формирующего оценивания, да и сама логика исследования, описанная в программах развития УУД школ, позволяет не торопиться.

Секрет методики прост: работайте со всеми детьми на первоначальном этапе исследования, в разных областях предметных знаний, исследуя с учениками тот ресурсный пакет, с которым им интересно и необычно работать сейчас.

При организации мозговых штурмов придерживаемся принципа: «Служи «Большому Делу». Большему, чем ты. Расширяйся».  

Добавить комментарий