Мета-послание коучинга современной школе

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), сертифицированный коуч по международным стандартам ICF, член ICF, г. Нижний Тагил,

E-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это статья - извлечение из нового сборника мастер-классов для учителей и руководителей – коучей.

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

(ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF),

мастер-класса «Инструменты коучинга в развитии персонала»

Галины Вдовиченко, РСС ICF.

  Признательна  ПАРТНЕРАМ -МАСТЕРАМ!

Образование не стоит на месте. Для того, чтобы родителям выбирать лучшее для своих детей, а педагогам давать актуальные знания в современных форматах важно следить за трендами в области образования. Один из трендов сегодня в системе дополнительного профессионального образования – это посткурсовое сопровождение педагогов после курсов повышения квалификации в межаттестационыый период.

В системе образования распространены следующие практики посткурсового сопровождения: наставничество (менторинг), супервизия, семинары-практикумы, тренинги, форсайты, игоропрактики, кейс-технологии, выступления на педагогических советах, взаимопосещения уроков. В этой статье хочу поделиться практикой посткурсового сопровождения школ Свердловской области и своим опытом (как наша команда студии «КреативК@» (креативного коучинга) «заходит» в школы). На эти размышления меня натолкнула статья Марии Калужской «Как найти подход к педагогам – миллениалам?» http://ug.ru/article/1035.

Все чаще мы слышим о новой модели образования людей – коучинге как развивающей партнерской практике обучения. Желание многих коучей, сделать школу лучше, обучение детей продуктивнее, работу учителей эффективной вполне  обоснованно.

Наше ценностное предложение школе в посткурсовом сопровождении педагогов в межаттестационный период:

- коучинг не дает эффективных навыков кроме одного - эффективно мыслить;

- коуч не знает как, коуч помогает учителю разобраться, что происходит и может происходить;

-  мы не сможем передать Вам опыт, это не менторинг и не наставничество;

- мы не придем к Вам на урок и не разберем с советами и рекомендациями его «проблемные места», это не экспертиза и не супервизия;

- мы не предложим готовую модель и не поможем пройти по ней, это не психология и не консалтинг;

- мы предлагаем Вам партнёрскую развивающую практику – общение партнеров в сотрудничестве «с чистого листа», «без масок»;

- мы верим в Вашу уникальность, в Ваш потенциал;

- мы предлагаем в среде поддержки, доверия и безопасности встретиться с Вашими сложными профессиональными задачами и решить их простым путем, экологичным для Вас.

          Отмечено, что после курсов повышения квалификации, тренингов, мастер-классов внедрение освоенного в реальную практику происходит в объеме 30%. Если после тренинга, мастер-класса, семинара-практикума провести 2 коуч-сессии с командой, группой, с каждым педагогом – внедрение навыков достигает 87%. Наше супер – предложение: «Хотите двигаться после повышения квалификации быстрее, старт взять с 87%, а не с 30%, желаете уже сейчас открыть чемоданчик – кейс с инструментами, техниками и предложить их ученикам – наше коучинговое сопровождение для Вас» рис. 1.

Две коуч-сессии дают обозримый эффект: «расчищают текучку», расставляют приоритеты. Если необходимы системные изменения, то это требует проведения не менее 6 сессий, так как Вы уже другие внутри, а внешняя ситуация вокруг Вас не изменилась, нужна более длительная проработка запроса. В данном случае, коучинг – это метод системного изменения, растянутый во времени (по словам Галины Вдовиченко «… привычка мыслить – это системная привычка), такой своеобразный «лонгитюд» своей профессиональной деятельности.  

В этой статье поделюсь проведением групповой коуч-сессии «Как измерить неизмеримое» в технике «Soft Skills» (по материалам мастер-класса Г. Вдовиченко).

Не раз мы слышали слова Soft Skills и Hard skills. Для проведения коуч-сессий в посткурсовом сопровождении педагога важно понимать, что  Soft Skills – это  «мягкие навыки» в профессиональной деятельности, а Hard Skills - «твердые навыки». Soft Skills - это совокупность особых навыков, которые необходимы педагогу для продуктивного общения, приводящему к результату Hard Skills – это совокупность профессиональных навыков, необходимых для четкого и правильного выполнения работы. Становится понятно, чтобы достичь высокого результата, нужно обладать одновременно Soft Skills и Hard Skills. Soft Skills – это больше коммуникативные навыки. Для посткурсового сопровождения очень эффективная техника (так как профессиональные твердые навыки «знание предмета» у учителя сформированы в ВУЗе).

          При проведении группового коучинга по технике «Soft Skills» используем такой коучинговую технику как «Шкала» в экспресс-формате, обязательно педагогам, участвующим в такой сессии вводим технику с позиций компетенции 3 ICF (спрашиваем разрешения, объясняем, в чем суть техники и задаем сильный вопрос «Как вам такое развитие сессии? Как вам такое предложение?». Далее работаем в мозговом штурме, задавая сильные вопросы:

- Какой навык Вы хотели бы развить?

- В каком контексте Вам это важно и почему?

- Если он у Вас будет развит полностью, как Вы хотите, это делать? Как  Вы это поймете?

- Если Ваш желаемый результат 10 баллов, то на каком балле Вы сейчас?

- Что есть на этом балле? Опишите максимально точно, подробно 10.

- Что будет Вашими шагами к следующему баллу? С кем Вы будете это делать? Что Вы будете делать? Когда Вы будете это делать? Какие риски вы видите, что можете поменять?

- Какие сроки Вы видите для себя в этой задаче?

- Что нам это дает?

- С чего хочется начать? С чего уже можете начать? С кем начинаете? Когда начинаете (день, время), где начинаете (урок, внеурочка)?

- И как это повлияет на Вашу профессиональную детальность?

- Это значимо для Вас  сейчас?

- если не начнете сейчас, что может произойти? А если начнете, что произойдет? И кото Вы тогда?

Вы, наверно, отметили, что техника, которая формирует навык коммуникации – универсальна, так как позволяет, объединить разные коучинговые техники и модели: в этом перечне вопросов и «SMART», и «Пирамида логических уровней», и «Шкала» и можно их дополнять еще.

          Такая групповая сессия – это мозговой штурм, в котором главные условия:

- не оценивать, лучше промолчать, организовать «тишину», через вопрос и паузу;

- если делитесь с клиентами – учителями своими наблюдениями, предложите более 3 вариантов решений – первые три всегда типовые, а далее толчок к их развитию, их уникальности;

- сохраняйте нейтральность, безоценочность, будьте недирективны, так как это общение «без масок», когда нерешаемая задача видна как «белое пятно», «слепая зона». 

 

Добавить комментарий