Медиация и коучинг: новая модель медиации в коучинговом формате для школ РОСТА

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это  вторая статья из цикла статей «Коучинг и образование в школах РОСТА»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

Конфликты в школе есть и будут. Формы реагирования на поведение окружающих, разрешения конфликта, приемлемые в семье, оказываются совсем неподходящими в условиях современной школы. При этом порой взрослые активно принимают участие в конфликтах или формируют у своих детей свои установки по отношению к разрешению конфликта.

Антон Коновалов считает, что  эффективнее другой путь урегулирования конфликтов, основанный на  ценности построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях.

Школьные службы примирения (или службы школьной медиации) созданы во многих регионах и городах России. Работа таких служб построена на восстановительной медиации.

Идея восстановления – это отношения через вовлеченное участие и переживание людей в атмосфере участия и заботы, где могли бы развиваться положительные человеческие качества и отношения.

Медиация – это процесс, в котором участники конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

 Восстановительная медиация в школе – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Медиатор с каждой стороной обсуждает возможность участия в переговорах. Главные участники медиации – сами стороны, а медиатор организует конструктивный и безопасный диалог между ними, так как он лицо нейтральное. Х. Зер, считает, что осознание случившегося и договоренности, достигнутые на подобных встречах, приводят к более существенным эффектам, чем наказание.

В данной статье мы предлагаем модель «Медиация в коучинговом формате» (автор Анянова Ирина, коуч ICF). На протяжении 7 месяцев мы работали со школьными службами медиации и сотрудниками этих служб (чаще всего это психологи, социальные педагоги). За время работы мы убедились, что медиация в коучинговом формате достаточно эффективная модель, основанная на  безопасности, доверии и поддержке.

Идея создания служб медиации в школе очень гуманная: урегулировать спор при содействии посредника и не доводить дело до конфликта (Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Наша позиция максимально проста:

- мы, коучи, можем быть максимально полезны в переговорном процессе по урегулированию споров. Можем выступать в качестве посредника (нейтральным лицом) непосредственно в переговорной стадии, так как не везде есть профессиональные медиаторы.  И тогда нам предлагают поработать в службах медиации медиатором-посредником (нейтральным лицом) межу сторонами, которые пытаются договориться, урегулировать спор, не доводя до конфликта. Коуч-медиатор организует процесс, где обе стороны обретают ресурс для совместного выхода из ситуации (негатив переводится в позитив (модель «ОКО», «Гамбургер», автор Ольга Рыбина МСС, ICF; модель Т, SMART - цели).

По профессиональным стандартам ICF у коуча сформирована целая база универсальных компетенций, необходимых для переговорного процесса:

- компетенция 1 - нейтральность, безоценочность, недирективность,

- компетенция 3 - установления доверительных отношений,

- компетенция 5 - активное слушание,

- компетенция 6 - сильные вопросы,

- компетенция 7 - прямая коммуникация.

После такой работы сотрудники служб медиации увидели потенциал коучинга для себя.

Я стала проводить тренинги, шеринги, ролевые игры, мастер-классы – импровизации для медиаторов через призму стандартов ICF . В ходе такого обучения у медиаторов сформировались такие умения, как: недирективность, безоценочность, нейтральность с опорой на факты. Очень важны оказались такие компетенции ICF, как: активное слушание, сильные вопросы, установление доверительных отношений, многие начинающие медиаторы впервые работали в среде доверия, безопасности и поддержки.

Если медиатор в службе медиации психолог, социальный педагог, то работа с коучем на тренингах им необходима, так как часто вместо нейтральности, безоценочности и недирективности, дают готовые модели и рецепты по ним (советы, команды, прямые указания).

Суть же школьной медиации  заключается в том, чтобы за счет восстановленных ресурсов (часто это слепые зоны, белые пятна) договориться обеим сторонам при нейтральном лице. Часто медиаторы выступают в роли третейского судьи (а это нарушение их профстандарта).

В переговорном процессе медиации пять стадий. В моем опыте коуча особо моя поддержка медиаторам была необходима на 1, 4 и 5 стадии.

Стадия 1. Доверительная.

Она состоит из 6 шагов. В этой стадии строятся доверительные взаимоотношения сторон.

Стадия 4. Переговорная.

Задача посредника – превратить переговоры сторон в совместное сотрудничество по выработке взаимовыгодного решения, напомнить о выработанных раннее предложениях и технологиях, правилах поведения.

Стадия 5. Итоговая.

Итоговое соглашение — это прочные обязательства, выработанные в результате успешных переговоров с позиций сотрудничества.

Особое место в переговорном процессе занимает компетенция 7 – прямая коммуникация.

На панельной дискуссии «Прямая коммуникация - шаг вперед или назад для медиатора в переговорном процессе?» родились неожиданные инсайты. Медиаторы начали говорить о прямой коммуникации как смелом диалоге, по принципу «никого не боюсь», «всем могу все сказать». Для многих стали неожиданными  вопросы: «Что значит создать условия для урегулирования споров, а сам при этом говоришь мало? Что значит тишина и пауза от медиатора? Что хочет услышать медиатор? Что важно ему услышать?»

Вот какие позиции компетенции 7 обсуждались нами в рамках этой дискуссии:

- к. 7.5. коуч дает клиенту говорить большую часть сессии (медиатор тоже дает возможность высказаться конструктивно обеим сторонам - это возможно через установление доверительных отношений, через нейтральность медиатора «общение без масок»);

- к. 7.6 - коуч дает возможность договорить, но иногда перебивает намеренно - вот здесь «зерно» прямой коммуникации для медиатора: как общение не на позитиве перевести в позитив. Прямая коммуникация необходима, иначе стороны могут углубиться в конфликт, а не договориться;

- сила медиатора в краткости и ясности слов (к.7.4 - у коуча);

-  медиатор если чем-то и делится в переговорном процессе  наблюдениями краткими, без ощущения собственной правоты (к.7.2).

В рамках проекта «ICF школам России», мы предложили школьным службам медиации модель «Медиация в коучинговом формате» (см. рисунок).

В данной модели рассмотрены стадии переговорного процесса в коуч-формате и посткурсовое сопровождение медиатров в коуч – формате.

В последующих статьях раскроем более подробной все стадии переговорного процесса через призму компетенций ICF.

Добавить комментарий