МЭУК Краснодар, Коучинг- Центр ЮГ
- 9-12 февраля 2017 год
- Маркова Лидия Михайловна
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар гимназия № 40 ул.2-я Пятилетка г. Краснодар 350040
- Педагог-психолог МБОУ гимназии № 40
- Самостоятельное изучение коучингового подхода в интернете на странице ресурса - https://coachingineducation.ru
-
Мотивационное письмо
Уважаемые коллеги, позвольте представиться, я Маркова Лидия Михайловна педагог-психолог МБОУ гимназии № 40 города Краснодара.
В нашей школе учится 997 детей и работает 45 педагогов. В нашей гимназии я, как водится в большинстве российских образовательных учреждений, одна кадровая единица педагога-психолога на все-все классные параллели. Работать нужно качественно с полной отдачей, а в условиях меняющейся социальной и образовательной действительности есть великая потребность, да и просто жизненная необходимость, изучать и применять на практике новые качественные инструменты, овладев которыми, можно сразу же их применять и помогать ребятам продвигаться и развиваться успешно, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
У нас в школе удивительные дети, поскольку с 6 по 11 в нашей гимназии обучаются дети-футболисты - спортивные классы из Академии футбола. Это исключительно мужские коллективы, численность каждого классного коллектива в среднем 30 человек. Эти мальчики приезжают к нам в школу со всего Южного Федерального округа, даже из Сибири, да и со всей России. Многие родители возлагают на мальчиков большие надежды, ведь если ребенок приезжает из далекой станицы, то вся семья старается материально поддержать такого мальчика и возлагает на него огромные надежды, что вот однажды их сын станет великим футболистом и будет играть в хорошем клубе и сбудутся мечты всех. Можете себе представить, какой на мальчишек возложен уровень ответственности и невероятные обязательства лежат на их детских плечах. Мальчики живут в интернате, тренируются в Академии Футбола, а учатся у нас. Эти классы - это исключительное мужское братство. Наши мальчики - это готовая сформированная футбольная команда, нацеленная исключительно на футбол, а не на учебу, поскольку в школе ребятам откровенно скучно, а формы, методы и приемы явно устарели и их классные руководители, учителя-предметники, зачастую крайне авторитарны, хотя наши педагоги очень-очень стараются, а хотя ведь все понимают, что необходимо искать к таким ребятам, да и ко всем ученикам нашей школы другие подходы и в учебе и в воспитательной работе.
Передо мной стоит непростая и крайне ответственная задача помочь детям с одной стороны преодолеть те стрессы, которые они испытывают во время тренировок, соревнований, а с другой помочь им и в школе тоже развивать весь свой потенциал. К своему прискорбию, я вынуждена признать тот факт, что обладать лишь компетенциями педагога-психолога, этого мало чтобы помочь всем участникам образовательного процесса, поскольку нужно помочь детям и педагогам осознать, что в футбольных классах, да и не только, а во всей школе в целом нужно работать по-другому. Я считаю, что только педагог-коуч может создать условия для иной компетентностной деятельности, для индивидуально-личностного саморазвития ребенка. Я искренне надеюсь, что овладев коучинговыми технологиями, я смогу быть полезна и детям и педагогам и помочь им создать картину для личностных достижений цели, с собственным видением привлекательного будущего. Мне хочется дерзнуть и объединить и тренеров Академии футбола и наших классных руководителей и учителей-предметников с помощью коучинга, поскольку все понимают, что с детьми нужно работать уже по-другому, что нужно начинать с себя, но как?
Ища ответ на этот риторический вопрос, я бродила по Интернету в отчаянии ища ответы на свои профессиональные вопросы. И…
Я так понимаю, что формируется новое профессиональное сообщество коучей-педагогов, коучей-психологов, которое оказывается существует, которое я открыла для себя совершенно случайно. У меня есть профессиональная жизненная потребность ему принадлежать, понимать этот профессиональный язык, овладеть им. Ведь прежде чем действовать, должно быть понимание, а куда собственно идти? В коучинг!
Таковым качественным инструментом в школе для меня представляется коучинговый подход в образовании, причем, насколько, я понимаю, он и ценен то тем, что является универсальным как в работе с нашими учащимися всех возрастных групп от мала до велика, так и их родителями, а самое главное, ведь чтобы все участники образовательного процесса могли продвигаться вперед, то и сами учителя должны осознавать и быть готовыми к тому, чтобы менять свою индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития. Профессиональный стандарт педагога меняется, но ведь и у учителя должно быть некое понимание того куда и как нужно продвигаться, должен быть в школе такой специалист, который смог бы оказать такую помощь, чтобы становление в профессиональном ключе, в соответствии с ФГОСами и новыми профессиональными стандартами могли быть действенными.
Коучинговый подход к профессиональному и личностному становлению должен быть в школе, поскольку он может мягко интегрироваться в образовательную практику и не будет сопротивления чему-то спущенному сверху насильственно, что, как правило, всегда воспринимается в штыки, а профессиональный школьный психолог-коуч, владеющий технологией и имеющий высокий уровень доверия среди коллег сможет помочь на месте. Педагоги учатся всегда, эта та специальность, где у учителя всегда есть внутренняя готовность к самосовершенствованию. Мне представляется, что именно коучинговый подход может расширить картину мира, помочь учителю выйти их привычной зоны комфорта и обрести новое качество личности. Для меня овладение коучинговым методом и последующее применение его в своей родной школе – прежде всего помощь своим коллегам, детям и их родителям мягко не директивно, таким образом, чтобы человек получив некий посыл, смог руководствоваться им сам, используя свои собственные ресурсы.
Меня поразила статья Веры Георгиевны Гульчевской, в которой говорится о том, что коучинг - инновационная поддержка в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся. Каждое слово находит отклик в моем сердце, ведь, как верно сказано, главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития, а не заучить какое-то количество учебного материала, а ведь зачастую, что скрывать, для учителя важно только это. Ребенок не становится счастливым наполненным и успешным в социуме от того, что выучил один или два параграфа, ребенок становится счастливым от того, что он уверен в завтрашнем дне и знает чего он хочет добиться в жизни. Я поняла, что в моей профессиональной деятельности коучинг просто необходим. Я хочу учиться, стать профессиональным коучем, моя профессиональная жизнь определена, много лет тому назад, когда я закончила педагогический вуз, и школа для меня тот оплот, где я хочу применять, делиться новыми полученными знаниями с коллегами с детьми, их родителями. Учитель-коуч, психолог-коуч – уже не просто специалист с набором новых знаний, а тот профессионал, который ориентирован на достижение человеком долговременного индивидуально-личностного результата. Мне представляется важным, чтобы можно было помочь ребенку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.
Как с детьми нужно работать уже по-другому, как помочь педагогу-предметнику, классному руководителю? Нужно начинать с себя, но как?
Для меня пока это риторический вопрос, но овладев новым коучинговым инструментом, я точно знаю, что смогу применить в своей школе со своими детьми, учителями и тренерами.
Спасибо за эту возможность, за расширение картины мира, за выход из зоны комфорта и за представленную возможность, откровенно поразмышлять, что же происходит с тобой в профессии, а главное что тебя ждет!
- Конкурсная работа: Универсальные коучинговые техники для групповой работы с классными коллективами.
В конкурсной работе представлены и проиллюстрированы универсальные упражнения по изучению классного коллектива и последующей работы как с классным коллективом в целом, так и с отдельными учащимися в формате индивидуальной коуч-сессии с возрастной категорией учащихся 5-11 классов. В каждом упражнении прописаны цели, задачи, время выполнения упражнения, прикреплены иллюстрации.