Лицей 21 г. Первоуральск: Коучинговый подход во внеурочной деятельности.

Представляем серию статьей школьной команды МАОУ "Лицей № 21" г. Первоуральск Свердловской области. Это лицей с богатой историей, традициями, в котором реализуются программы углубленного изучения по математике, химии, физике и биологии. В 10 - 11 классах в пилотном режиме уже 2 года внедряется ФГОС СОО (система индивидуальных учебных планов).
Они только в начале пути по освоению коучингового подхода в школе, но уже сейчас видят необходимость его применения в работе учителя, тьютора, педагога дополнительного образования. И вот первые результаты их обучения:

Завьялова Н.Р.,

МАОУ «Лицей № 21»,

г. Первоуральск

Применение  техники открытые вопросы  во внеурочной деятельности

Согласно новым федеральным государственным стандартам образования обучение в школе ведется не только через урочную, но и внеурочную деятельность. Одной из форм обучения как урочной, так и внеурочной деятельности является экскурсия. Экскурсионная работа в школе велась всегда. Это и экскурсии в музей, на природу, на производство, и поездки в театр. После экскурсии обучающиеся делятся своими впечатлениями устно или через написание отзыва. Очень часто такие отзывы начинаются со слов: «Больше всего мне понравилось… больше всего запомнилось…». Метод «Сильных вопросов» позволяет каждую экскурсию, поездку сделать не только значимой для ребенка, но и помогает ему осознать свои личностные результаты.

Перед проведением экскурсии, поездкой в театр педагог задает детям открытые вопросы на выявление ожидания:

- С каким ожиданием ты идёшь на экскурсию (на спектакль)?

- Как поймешь, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для тебя сейчас?

После экскурсии, спектакля важно вернуться к ожиданиям ребенка и задать новый открытый вопрос:

- Насколько твое ожидание подтвердилось? Что было ценного для тебя сегодня? Что нового узнал о себе? С чем уходишь?

  Мальцева Наталья Николаевна,

Медведева Елена Ивановна,

Поддубная Оксана Александровна,

Виноградова Светлана Анатольевна,

МАОУ «Лицей № 21»,

г. Первоуральск

Сценарий внеклассного мероприятия «Мы и вредные привычки - у нас разные пути» с использованием техники открытых вопросов

Цель:  Формирование мотивации к нравственному поведению; создание условий для возникновения потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

- развитие у детей осознанного неприятия к вредным привычкам;

- обобщение знаний о последствиях, к которым приводят вредные привычки;

- формирование ценностного отношения к своему  здоровью;

- содействие формированию знаний о здоровом образе жизни;

- создание условий для формирования коммуникативных компетентностей, выработки оценочных и регулятивных умений;

- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

Целевая аудитория: ученики 4 класса

Форма проведения: час общения

Последовательность работы:

 1этап

 Распределение заданий

(срок – 4 дня)

Команды получают задания и готовят презентации, коллажи: «Долой вредные привычки» - о вреде курения,  о том, что нельзя грызть ногти, карандаши,  «Правила ЗОЖ», «Как не стать другом вредным привычкам», «Я сделаю свой выбор» - о вреде алкоголя, «Хорошие привычки».

2 этап

Организация часа общения

Коучинговая беседа (метод привлечения детей к выработке  разных  оценочных суждений). Работа с лестницей успеха как путь самопознания

3 этап

Просмотр видеоматериалов

Ответы групп на вопросы: «Как не стать «другом» вредным привычкам?», «Почему возникают вредные привычки?», «Как вредные привычки влияют на здоровье человека?».

4 этап

Творческая работа «Рецепт долголетия»

Командная работа (на лепестках ромашки или через облако слов, дети записывают, то что нужно делать, чтобы быть здоровым, ставят смайлик, если это регулярно делают сами).

5 этап

Выход в классы «Пропаганда ЗОЖ»

Демонстрация презентации, «рецептов долголетия» ученикам параллельных классов.

 

Оборудование: компьютеры, маршрутные листы, агитационные газеты, две игрушки, ватман – для ромашки и облака слов.

Место проведения: кабинет, класс украшен агитационными газетами, листовками по теме.

Ход занятия:

            Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Мы часто слышим это обращение. Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл?  (ответы детей)

Верно! Желают здоровья всем и каждому!

Как вы понимаете, что такое здоровье? (ответы детей) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела.

           Мы с вами живём в огромной стране, самой большой и сильной, вы – будущее страны.  Если дети живут здоровой жизнью сейчас, то за страной будет многообещающее будущее. Здоровые взрослые – родом из здорового детства. Здоровье человека – бесценный дар природы.  Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Вы знаете, что может разрушить здоровье человека? (ответы детей) 

            У людей, есть хорошие привычки и вредные привычки. Но прежде чем говорить о хороших и вредных привычках, давайте вместе ответим, что же такое привычка? (ответы детей). (неосознанное повторение одного и того же действия).

  Привычки бывают хорошие и плохие. Давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете? А почему вы считаете, что это хорошие привычки? Как они влияют на человека? Его жизнь? Улучшают?

У человека есть как полезные, которые мы стараемся развивать, так и вредные привычки.

Подумайте, какие вредные привычки вы знаете?

 А почему вы считаете, что это вредные привычки? Подумайте, какие вредные привычки есть у вас.

Как вы считаете, они мешают вам? Вы можете избавиться от них? Что для этого нужно? Запишите в своё портфолио: что ты можешь сделать сам, чтобы избавится от вредных привычек

Тема нашего занятия «Мы и вредные привычки - у нас разные пути», подумайте, будет ли она полезна вам в достижении ступеньки «могу»? Как вы это поймёте?

            Каждая команда получила задание, необходимо было выполнить творческую работу на заданную тему.  Сейчас команды получают свой маршрут и проходят по станциям (дети смотрят презентации, созданные командами). Проходя по станциям, подумайте, ответьте на вопросы:  

- Почему возникают вредные привычки?

- Как они влияют на жизнь человека?

- Как понять, что у тебя есть вредные привычки?

- Как не стать «другом» вредным привычкам?

Вы сейчас просмотрели презентации.  Команды готовы дать свои ответы.

Скажите, какая общая тема объединяет все презентации? Верно! Главная ценность человека – это жизнь, здоровье.

 О вреде, который наносят,  нашему организму вредные привычки  много говорят, много пишут. Но почему люди продолжают часами сидеть перед телевизором, компьютером, употреблять в пищу вредные продукты, курить, пить, …? (ответы детей)

(Учитель может сообщить -  Причины возникновения вредных привычек: Часто вредные привычки позволяют быть «своим» в компании. В одном из опросов 20% курящих школьников признались, что курить они начали из-за того, что курят их друзья. А алкоголь у многих является незаменимым атрибутом отдыха. И непьющему в такой компании придётся нелегко. Многие подростки хотят казаться взрослыми. Именно для достижения этой цели они и начинают пить, курить и материться).

 Отсутствие силы воли и слабый характер. Это главная причина возникновения вредных привычек. Личность с сильным, волевым характером никогда не пойдёт на поводу у вредных привычек. Такой человек не позволит отнять у него самое драгоценное – здоровье!

Вам предстоит прожить хорошую, долгую, счастливую жизнь.  Сохраняя своё здоровье, вы  продлеваете свою жизнь. Здоровый человек может много  добиться, у него есть силы на работу, семью, детей, он способен быть полезным своей Родине, может её защитить.

          У меня две игрушки (одна красивая и чистая, другая грязная и рваная). 

- Вы можете, определить о какой игрушке я забочусь? 

- Верно, а почему я о ней забочусь? 

- Вы все верно определили, мы заботимся о дорогих нам игрушках, бережём телефоны, а о здоровье забываем? Почему? 

  Любите жизнь, цените своё здоровье. Вспоминайте об этих игрушках, когда вредная привычка скажет: «Привет, давай дружить!».  Смело отвечайте: «У нас разные пути!».

           У счастливых людей есть свои секреты сохранения и укрепления здоровья, у них  есть интересные дела, которые не оставляют времени для вредных привычек, предлагаю и вам подумать и выполнить интересную работу.

Каждая команда составит свой рецепт долголетия.  На лепестках ромашки (или через облако слов) запишите то,  что  вы считаете нужным делать, чтобы бы быть здоровым и сильным (занятие спортом, правильное питание, гулять на свежем воздухе, соблюдение правил личной гигиены, хорошее настроение, проветривание комнаты, закаливание), рядом поставьте весёлый смайлик, если вы это делаете, соблюдаете правила ЗОЖ.

Представляйте свои рецепты долголетия (размещают на доске, дорисовывают стебли – получается букет). Одна команда презентует, другие дополняют своими правилами.

   Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и весёлым, лучше заниматься любимым делом: тренировать своё тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...!

- Посмотрите на свои лестницы успеха. Как вы думаете, сколько времени вам потребуется для достижения ступеньки «могу»?

- Подумайте, как усовершенствовать шаги? Допишите.

          Вы молодцы, показали, что владеете знаниями о способах укрепления  и сохранения здоровья.  Вам предстоит познакомить с тем, что вы знаете и других учеников нашей школы.

- Подумайте, почему нужно рассказывать и делиться своими знаниями по этой теме с другими?

           Наше мероприятие подходит к концу. Я хочу напомнить вам ещё раз, что здоровый человек – счастливый человек. Не поддавайтесь вредным привычкам, смело и гордо заявляйте о своём  отношении к ним, рассказывайте об этом своим сёстрам и братьям, показывайте положительный пример. Отрицайте негативное, не считайте, что это модно. Модно быть здоровым, красивым!

Нам, здоровым, красивым, сильным не по пути с вредными привычками! Будьте здоровы и счастливы!

 (можно рассказать)

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка - тоже некая болезнь,

Она болит и заживёт не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растёт микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Её не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Интересный ролик «Плохая привычка»

http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/videolenta/privichka.html

Портнова Е.С.,

Балабанова И.Г.,

Балашова Е.И.,

МАОУ «Лицей № 21»,

  г. Первоуральск

Приемы работы тьютора со старшеклассниками

Самоопределение учащихся - важнейшая задача, которая является совершенно новым для школьников и для тьюторов делом. Старшеклассники объективно заинтересованы в наличии педагога, выступающего в роли сопровождающего и наставника, который может помочь не только поставить цель, но и организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим, а не педагогом.

У учащихся возникают проблемы на каждом этапе работы: над определением своего образа будущего, над составлением индивидуальной образовательной программы (ИОП). Как выбрать и поставить цель; как понять, что это именно твоя цель, твой образ будущего? Для этого они должны получить большое количество информации, выбрать именно свою профессию, поставить цель, познакомиться со средствами и методами, при помощи которых можно добиться положительного результата, спланировать путь для достижения цели. Старшеклассникам надо научиться отслеживать свои успехи, корректировать свою деятельность в случае неудачи, понять, какие качества необходимо развивать для того, чтобы выполнить эту программу. Помочь решить эти задачи могут организованные тьютором специальные занятия с применением техники сильных вопросов.

С помощью данной техники старшеклассники смогут не только диагностировать свои интересы, склонности и мотивы, а также, выявить свои возможности и ресурсы для преодоления проблем.

 Проектируя  свой индивидуальный маршрут по профессиональному самоопределению, старшеклассникам тьютор в коуч-позиции предлагает групповой коучинг с использованием техники «Дерево-метафора» ( автор О. Рыбина МСС ICF).  

Алгоритм техники «Дерево-метафора» для группового коучинга, сценарий Т.П. Самолетовой:

  1. Если бы ты был деревом, то каким? (Ребята рисуют каждый своё дерево)
  2. Что в нем тебе нравится? (Ребята записывают качества дерева рядом с его рисунком)

Затем из перечисленных качеств просите ребенка выбирать самое важное.

  1. Что ценного для тебя в этом качестве? (Каждый описывает своё видение ценности этого качества для себя)
  2. Как это может соотноситься с твоей жизнью? (Поиск примеров из жизни как это качество проявлялось в ситуациях)
  3. Как это качество может помочь тебе в будущей профессиональной деятельности? (Совместный поиск профессий, для которых данное качество является важным)
  4. Как можешь усилить (развить в себе)? Мотивация подростка на развитие данного качества в себе.

Дальнейшая работа со старшеклассниками должна быть направлена на проектирование своей индивидуальной программы. Спроектировать маршрут поможет «Колесо важности» с использованием техники сильных вопросов.

Начать следует с вопроса:

  • А вы уже сделали свой профессиональный выбор»
  • Почему для вас это важно?
  • После чего с помощью вопросов разбиваем колесо на секторы.

1.Требования к будущей профессии:

  • какая должна быть профессия, чтобы она вас на 100% устраивала?
  • какие должны быть условия?
  • какой график работы, вас устроит?
  • будут ли возможности саморазвития?

2.Склонности и интересы:

  • какие ваши любимые занятия?
  • чем вам больше всего нравится заниматься?
  • что вы можете делать увлеченно, не думая о времени?
  • насколько вам понятны ваши интересы.
  1. Способности, знания и умения:
  • что у вас получается лучше всего?
  • какое из своих умений вы считаете самым главным?
  • какими «особенными» достижениями вы хотели бы похвастаться перед другими?
  • что ты знаешь о профессиях?
  • по каким признакам можно объединить профессии между собой?
  • на какие группы можно разделить профессии по предмету труда?
  • какие предъявляют требования профессии к личности (профессионально важные качества)?
  1. Профессиональный план:
  • кем хотите стать? Какими будете? Чего достигните?
  • что можно сделать уже сейчас?
  • перспектива профессионального роста, чему и где учиться?
  • какие трудности могут возникнуть?
  • сколько вариантов выбора профессии у вас было?
  • что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
  1. Критерии выбора профессии:
  • что для вас важнее в выборе профессии высокая з/п или интерес к работе, удовлетворенность процессом?
  • повлияет ли удалённость места работы от дома на ваш выбор места работы?
  • насколько важен престиж вашей будущей работы?

Далее  предлагаем определить, какие ресурсы необходимы старшекласснику для достижения цели.

  • как вы можете достичь цели?
  • итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия вы готовы совершить прямо сейчас?
  • а что конкретно будете делать? Какие шаги будут первыми?
  • какой следующий шаг?
  • Если у тебя возникнут трудности: Какая поддержка нужна? Кто может помочь?

Чтобы видеть, насколько старшеклассник продвинулся целесообразно использовать технику «Шкала», которую можно предложить назвать «линия роста», где ученик будет фиксировать своё продвижение от 1 до 10.

При этом каждый раз задавать вопросы:

  • Если бы вы поднялись на 1 что было бы по-другому?
  • Вы поднялись на 1, что изменилось?
  • Что вам необходимо сделать ещё, чтобы достичь 10?

Данную технику, мы считаем, можно применять на всех этапах работы тьютора со старшеклассниками, так как она позволяет увидеть детям, на сколько они смогли продвинуться вперед и при составлении ИОП, и при написании индивидуального проекта.

Таким образом, использование техники сильных вопросов, актуально в старшей школе, так как учащиеся  готовы ставить перед собой цели, способны определить их значимость для дальнейшей своей жизни, но не знают, как с этими целями работать. Данный подход соответствует концепции личностно-ориентированного образования.

Добавить комментарий