Лариса Вольберг: Как сделать невидимое видимым?

В течение этого учебного года мы осуществляли небольшие проекты по поддержке классных руководителей и классов, сталкивающихся с проблемами поведения отдельных детей или класса в целом.

В предыдущей публикации мы описали сценарий начала работы с классом, а в этой статье мы хотим представить удивительный пример «праздника» — в честь первых достижений.

Этот праздник мы условно называем «День благодарения», т.к. он посвящен  осознанию продвижения и  успехов,  выражению благодарности тем людям, которые поддерживали детей в этом непростом деле.

«Коучинг – это о том как делать видимым невидимое» – эти слова произнесенные Натальей Сусловой потрясли меня! Действительно, если сделать видимой ту разницу, которая возникает, когда человек прикладывает усилия и следует своей цели, возникает волшебный процесс осознания себя как способного, сильного, достойного в важнейших для человека сферах. Особенно это важно для ребенка, у которого образ мира и себя в мире только создается.

Многим учителям начальной  школы знакома ситуация, когда педагог не может ни на минуту оставить класс: кто-то кого-то обидит, подерется и начинает разворачиваться длительный скандал с жалобами, с участием родителей, администрации, взаимными претензиями и обвинениями… Родители считают, что это проблемы школы, а учителя считают, что всему виной родители, плохо воспитывающие своего ребенка. Поиск виновных и перекладывание ответственности не приводит к решению проблемы, а учитель и класс остаются один на один с проблемой.

Мы решили в подобной ситуации поддержать учителя и класс, используя коуч-подход.

Сначала дети определили приоритетные цели для себя лично и для класса в целом. Это важный нюанс, т.к. одни ученики готовы брать на себя ответственность за класс в целом, для них ясны и близки общие  задачи. Другие дети пока не готовы включиться в общую задачу, им больше подходит идея личного продвижения. Важно при этом дать ученикам свободу выбора в этом отношении.

В начале программы мы  зафиксировали стартовый уровень владения навыком по шкале от 1до10. В основном дети выбрали 3 направления УВАЖЕНИЕ, ДРУЖБА, УЧЕБА . Обсудили шаги и способы тренировки навыка. Затем в течение трех недель они воплощали задуманное в жизнь. Каждую неделю они в своих «блокнотах успеха» фиксировали свое продвижение на шкале и обсуждали в группе успехи и идеи дальнейших шагов. В конце третьей недели подвели итоги и обнаружили, что есть существенное продвижение! И как и договаривались раньше – устроили маленький праздник! Дети сами определяли что они будут делать! Сдвинули парты, накрыли стол, каждый принес угощения.

kubok               На глазах у детей мы нарисовали плакат с контуром кубка чемпионов.

«Что это?» спросили мы у них. Это кубок чемпионов! Чемпионы всегда празднуют свои победы!

Мы на нашем празднике будем делать сегодня что-то очень важное! Мы будем делать видимым невидимое! Знаете ли вы как делать видимым невидимое!?

Один мальчик ответил: «Я знаю – это магия!»

Это действительно будет магия! Каждый из вас, когда мы начинали выбрал для себя задачу, кто-то взял личную задачу, кто-то общую, кто-то и то и другое вместе. И каждый из вас может заметить ту разницу, которая появилась, но она еще пока невидимая, она находится внутри вас! Мы сейчас будем делать ее видимой! Каждый раз, когда кто-то будет рассказывать о своих успехах ,эта разница будет появляться и заполнять наш кубок. Покажет вашу силу чемпионскую! Первая победа дает энергию для следующих побед! Согласны!?

Классный руководитель объявляет: «Похвалюшки!»

Прошу каждого из вас рассказать в чем вы продвинулись  и благодаря чему и кому у вас это получилось?

Далее я привожу вам тексты, которые привели меня в состояние трепета и восторга! Это удивительно, слышать подобное от детей еще недавно не вылезавших из конфликтов и скандалов, жалоб и обид, одиночества и изолированности.

«Мы уважать друг друга стали! Спасибо старосте!»

«Мы начали дружить с теми с кем раньше не дружили»

«Стали более активными в обучении! Спасибо учителям!»

«А как вы докажете, что стали более активными?»

«Некоторые стали чаще поднимать руку, выходить к доске!»

«Начали друг друга уважать, во время игры в коридоре стали играть, салить и не обзывать! Спасибо всем!»

«Перестали обзываться, стали больше дружить!»

«Учиться стали лучше, стали получать 4-ки!»

«Захотели быть самым лучшим классом!»

«Порадовали учителей по результатам мониторинга, стал больше заниматься с мамой, спасибо ей большое!»

«Нам не хочется причинять моральную боль. Благодаря М. и тому кто это правило поддерживал»

«Никто больше не дерется и не обзывается. Благодаря всем  нам и тому, что мы этим занялись. Все поняли, что это не единственный способ выяснить отношения. Спасибо всему классу!»

«Мы продвинулись и в учебе ив уважении, класс стал дружнее. Н. Теперь с нами играет! Хочу поблагодарить классного руководителя, потому что все началось благодаря ей!»

«Раньше было двое друзей, а теперь пять!»

«Тест написали на 4-5! Благодарю наших учителей, которые нам помогали!»

«Стали друг друга понимать! Спасибо всему классу!»

«Я хочу сказать про крутость! Раньше, крутой – это «У меня айфон есть!» Нужно быть крутым, а не казаться! Чтобы все были равны!»

«Крутым быть очень и очень трудно! Это не значит приносить в школу разные айфоны, выпендриваться, что у меня есть то-то и то-то! Быть крутым- это когда ты со всеми дружишь, со всеми имеешь дело, со всеми общаешься. Когда ты со всеми в союзе находишься!»

«Сейчас себя никто не завышает и не занижает. Все сейчас равны друг другу, давайте так и продолжим!»

Надо было видеть лица детей, в них светилась искренняя радость и гордость за свой класс!

«Посмотрите что у нас получилось, наш кубок наполнился вашими достижениями?» «Обратите внимания на те, что я много раз обводила! Это то , что было важным для многих!…И всё это происходит в вашем классе и этот кубок заслуженно вручается вам! Вы – настоящие Чемпионы!»

Дальше дети сели пировать!

Удивительные метаморфозы произошли не только с детьми, но и со мной. Раньше мне было неприятно заходить в этот класс, в голову приходили мысли о возможных скандалах, да и мнения о некоторых ребятах я придерживалась невысокого. И вот, начиная с первой встречи, где я увидела их желание развиваться и стремиться к лучшему и готовность для этого что-то делать, удивительная осознанность возникшая при первом же разговоре перевернули мое видение этих детей. Они предстали передо мной и удивленным классным руководителем, как люди достойные уважения и даже восхищения!

А как же отдаленные результаты, может возникнуть у вас вопрос? Вот это совсем для меня поразительно, результаты длятся, учитель теперь может гораздо меньше контролировать свой класс и даже знать, что если он на некоторое время отойдет, ничего страшного не случится!

Такие  удивительные примеры продвижения к осознанности и ответственности вдохновляют и говорят о том как много мы ещё можем сделать для наших детей, когда смотрим на них, как на достойных, способных следовать своей цели, и обнаруживать внутренние ценности.