Круглый стол на тему «МОИ ПЕРВЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ»

Автор-разработчик

Цецегова Елена Владимировна

КГАОУ ДПО "Пермский центр профориентации и психологической поддержки населения"

Выпускник КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС"

Наша задача - неустанно трудиться и во всем стремиться к совершенству. Не у всех людей есть призвание к квалифицированной и сложной работе. Еще меньше тех, кто поднимается в наивысшим высотам наук и искусств. Многим приходится работать на заводах, на полях и улицах. Но малозначимой работы не бывает! Любой труд на благо людей почетен, любую работу следует выполнять с величайшим старанием. Если призвание человека – быть дворником ,он должен подметать мостовую столь же вдохновенно, как Микеланджело расписывал соборы, Бетховен сочинял музыку, а Шекспир писал стихи. Он должен подметать так, чтобы духи Неба и Земли любовались им и восклицали: «Вот – великий дворник, безупречно делающий свое дело!»

Мартин Лютер Кинг – младший

Актуальность работы с коллективом. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами повышения кадрового обеспечения промышленного роста, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. При этом новые образовательные стратегии не могут внедряться в школьную жизнь директивными методами, технологии управления изменениями должны быть научно обоснованными и приводить коллективы в режим самоуправления и самообучения. Люди самая сложная и непредсказуемая составляющая менеджмента. Работа для большинства людей – главное занятие в жизни, для всех работающих – главный источник существования, для многих – способ реализовать себя, сделать карьеру, заявить о себе.

Данная форма работы будет интересной и результативной в самом начале года, когда во многих образовательных организациях появляются новые преподаватели, учителя. Как нам их сразу включить в коллектив, как нам создать условия для принятия новых идей и новых людей? Содержание круглого стола легко адаптируется для коллективов среднего и старшего звена школы, студентов колледжей и техникумов.

 

Цель: создание пространства доверия, нивелирование противоречий, возникающих в процессе внедрения нового содержания и новых педагогических технологий, обоснованных велением времени (время в разные годы ставит разные задачи и ценность Учителя в мудром сопровождении становления человека с учетом всех изменений).

 

Результат: ретроспекция опыта, и актуализация ценности опыта в сопровождении задач, которые ставит перед школой государство и общество, понимание того, что перемены неизбежны, что общество становится другим и требования к новой школе обоснованы глобальными изменениями современного мира и у школы своя миссия во все времена.

 

Материалы: История Джонни, флип-чарт, маркеры, цветные стикеры, 2 листа бумаги ( «Колесо времени», «Вопросы» - можно подготовить заранее, но при рисовании в процессе возникает другая динамика в группе, каждый участник видит, как из ничего, появляется жизнь большой крепкой организации).

 

Организация пространства: полукруг-круг в зависимости от готовности ведущего управлять процессом общения, не за столами.

 

Время проведения: 90 минут (на группу до 15 человек)

 

Ход круглого стола:

 

Ведущий круглого стола объявляет тему и приглашает всех участников в исследование своих талантов и в путешествие во времени.

«Добрый день, дорогие друзья!

Сколько лет трудится коллектив нашей школы? (с даты основания школы)

Школе  много лет, и все мы дорожим нашими общими успехами и победами!

Какой мы вносим вклад в то, чтобы наша школа развивалась и процветала, что делает каждый из нас, чтобы каждому ребенку и каждому взрослому было здорово в нашей школе?

Хочу рассказать вам маленькие истории из жизни…

 

Джонни.

Маленькие истории, открывающие сердца

Прошлой осенью меня пригласили выступить перед тремя тысячами работников большой сети сумермаркетов на Среднем Западе. Я рассказала им, как привлекать и удерживать постоянных клиентов и как создается творческая атмосфера на рабочем месте. Знаете, я всегда настоятельно рекомендую слушателям ставить под собственной работой своего рода «личную подпись». Дело в том, что на фоне ошеломляющего технологического прогресса и растущего нервного напряжения каждому из нас очень важно найти способ получать настоящее удовлетворение от своей деятельности и от себя. Как?

Делать что-то такое, что отличает тебя от других людей, выполняющих ту же работу, что и ты.

За примерами далеко ходить не надо. Один пилот из авиакомпании «UnitedAirlines» собирает ярлыки, отпавшие от багажа (обычно их просто выбрасывают), и в свободное время рассылает пассажирам со словами благодарности за то, что они воспользовались услугами его компании.

Проведя еще несколько примеров, как люди ставят под работой своего рода уникальную «подпись», я призвала слушателей пробудить в себе  свой творческий потенциал и тоже придумать подобное. Спустя три недели у меня вечером зазвонил телефон. Человек на другом конце провода сказал, что его зовут Джонни и что он работает упаковщиком в одном из супермаркетов торговой сети, где я выступала. Джонни проведал мен, что у него синдром Дауна.

- Барбара, мне запали в душу ваши слова! – признался он.

Придя домой после моего выступления, Джонни попросил отца научить его пользоваться компьютером и теперь каждый вечер, по возвращении с работы, отыскивает в различных источниках, как он выразился, - «мысль дня». Если ему не удается найти нечто подходящее ,он выдумывает собственное изречение. Затем Джонни распечатывает «мысль дня», делает маленькие карточки и на обороте каждой из них ставит свое имя. На следующий день ,упаковывая товары, он кладет по карточке в каждый пакет. Это его личная подпись – приятная, забавная и творческая.

Месяц спустя мне позвонил менеджер магазина:

- Барбара, вы не поверите! Выйдя сегодня утром в торговый зал, я увидел, что очередь к Джонни втрое длиннее, чем к другим  упаковщикам! Я крикнул работникам: «Эй, станьте на упаковку, надо быстрее обслуживать людей!» Но покупатели загомонили: «Нет! Мы будем стоять в очереди к Джонни.  Мы хотим получить мысль дня!»

Затем ко мне подошла женщина и сказала: «Раньше я заходила к вам в магазин приблизительно раз в неделю. А теперь заскакиваю всякий раз, когда прохожу мимо, чтобы взять мысль дня!» Представьте, как это сказывается на прибыли!

- И кто теперь самый важный человек в нашем магазине? Конечно, Джонни! – заключил менеджер.

Три месяца спустя этот менеджер снова позвонил мне.

- Вы вместе с Джонни буквально преобразили наш супермаркет! Работницы цветочного отдела больше не выбрасывают цветы со сломанными стеблями – они выходят в торговый зал и прикалывают их на одежду старушкам и девочкам. Одна из упаковщиц в мясном отделе Юбит Снупи – так, она купила 50 000 наклеек с изображением любимого героя и наклеивает их на каждый упакованный ею кусок мяса. Теперь и нам самим, и нашим  покупателям живется намного веселее!

Вот эта атмосфера на рабочем месте![1]

Оказывается все мы можем вносить свое уникальное творчество, свои таланты в каждый самый обычный день нашей школы.

 

Далее идет работа по алгоритму.

  1. Подготовка.
    • Ведущий рисует на листе флип-чарта «Колесо времени».

«Давайте представим жизнь нашей школы в виде «Колеса времени», в школе работали в разное время разные люди, и при этом все эти люди шли и идут к чему-то общему, светлому, большому и важному…»

  • Нарисовав «Колесо времени» ведущий задает примерно одинаковые вопросы каждому участнику по кругу и одновременно записывает около «Колеса времени» имена сотрудников. Ведущий записывает и закрепляет на видное место лист флип-чарта с вопросами для рассказа.
  • «Сейчас я попрошу вас вспомнить, КАК ВЫ пришли работать в наш коллектив, и чтобы это было легко, давайте запишем несколько наводящих вопросов…
  • «Расскажите, пожалуйста,
  • В каком году вы пришли работать в нашу школу?
  • Чем вам запомнились ваши первые дни в коллективе?
  • Что поддержало ваше решение выбрать именно нашу школу?
  • Какие события самые яркие произошли в первый год вашей работы в школе?
  • Какое это было время?
  • Что ценного вы всегда берете с собой из того времени?

 

  1. Участники в свободном полете рассказывают свои воспоминания.

В конце рассказа ведущий благодарит каждого участника за рассказ и передает слово следующему участнику.

 

  1. Ведущий предлагает посмотреть на результат и на стикерах написать самые важные дары, которыми готов делиться преподаватель с другими:
  • «Посмотрите на наше «Колесо времени».
  • Какие ценности вы хотели бы взять с собой сейчас?
  • Что будет поддерживать Вас в движении к своим целям?
  • Какие ценности будут поддерживать наших обучающихся?
  • Какие ценности будут поддерживать нашу нашу школу?
  • Все мы с вами обладаем этими способностями, несем эти ценности в мир… Напишите, какими дарами готовы делиться с коллективом, со своей школой именно вы?

Напишите на стикерах и разместите на наем «Колесе времени», или «Колесе ценностей», или «Колесе жизни школы».

[1] Кэнфилд Джек, Хансен Марк Виктор Бальзам для души. / Перев. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2009. — 384 с.

  1. Ведущий подводит итог модерации по ценностям-дарам.

«Обратите внимание, насколько мы обогащаем друг друга …., …, …, теми дарами, которые есть у каждого.

  • И тогда КЕМ МЫ СТАНОВИМСЯ?
  • КАКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ВОЗМОЖНЫМИ, если мы каждый день транслируем эти ценности друг другу, обучающимся, родителям, близким, всему миру?
  • КАКОЙ МОЖЕТ СТАТЬ НАША ШКОЛА в этом году, в недалеком будущем?
  1. Ведущий предлагает подвести итог круглого стола и каждому дает слово на листе флип-чарта фиксирует ответы - ценностные слова.
  • «Что ценного было для вас в этой встрече?
  • Что вы хотели бы сказать своим коллегам?
  • Какие у вас есть пожелания?
  • Какие первые шаги вы готовы предпринять, чтобы этот опыт, эти ценности стали не кладом, который трудно найти, а тем пространством, в котором мы все живем и работаем ежедневно?»

 

В завершении ведущий благодарит всех участников за искренность, за доверие, за тот вклад, который они смогли открыть в себе и поделиться с другими.

По итогам можно сделать Справку о тех, ведущих ценностях, которые важны в работе данного коллектива. На основе этой работы можно посвятить вторую часть непосредственно планированию нового учебного года и планам развития школы, обучающихся, самих себя.

 

 

Добавить комментарий