Автор
Анянова Ирина Викторовна,
зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), доцент кафедры управления в образовании, сертифицированный коуч, бизнес-тренер, методист МБОУ СОШ № 95 г. Нижний Тагил
Аннотация: в статье представлен опыт работы школы на основе недирективного менеджмента, коучингового стиля управления, когда организационные формы обучения выстроены через командные, групповые и индивидуальные образовательные сессии.
Abstract: the article presents the experience of school on the basis of indirect management, coaching style, when organizational forms of education is built through teamwork, group and individual education sessions.
«Ключевые слова»: коучинг, коучинговый стиль, образовательная организация, сотрудничество, партнер.
Keywords: coaching, coaching style, educational organization, cooperation, partner
Закон об образовании в Российской Федерации №273 определил новый формат взаимодействия субъектов образования как образовательные отношения. Формат отношений – это формат сотрудничества и партнерства, который характеризуется недирективным менеджментом, когда руководитель задает открытые вопросы, а решение остается за сотрудником; когда сотрудник инициативен, берет ответственность на себя, проявляет творческий подход. Основная идея такого менеджмента заключается в позиции: «Каждый сотрудник – лучший эксперт своей профессиональной жизни».
По словам Г. Грефа: «Менеджмент — это ответ на пять вопросов: Что? Кто? Как? Как мы это измеряем? И обратная связь. Над этими составляющими есть большой вопрос: зачем? Он связан с мотивацией. Потому что научить нельзя, можно только научиться. Поэтому самая большая задача для нас — создать мотивацию». В настоящее время в основе управления образовательной организации лежит мотивация роста. Мотивация роста характеризуется тем, что каждый участник образовательных отношений воодушевлен идеей «… хочешь жить, умей учиться!».
В «ШКОЛЕ РОСТА» уместен коучинговый стиль управления. Коучинговый стиль управления – это дизайн школьной жизнедеятельности, характеризующий особенности взаимодействия и общения на партнерской основе, включающий подходы, модели, принципы, алгоритмы, технологии сотрудничества и коучинга. Коучинговый формат - это оформление отношений участников образовательной деятельности на основе партнерской позиции и принципа сотрудничества.
В «ШКОЛЕ РОСТА» коучинг как понятие позиционируем для каждого уровня по-разному:
Коучинг – это:
- современная модель образования людей, сочетающая в себе рациональное и иррациональное, когда люди получают удовольствие от постоянных перемен в себе и окружающих (для всех);
- творчество по правилам, раскрывающее ресурсы человека (для учеников);
- технология, рациональная и глубинная, имеющая в основе алгоритмы, правила, принципы, когда учитель верит, что ученик и есть лучший эксперт своего учебного события (для учителей);
- живое дело, когда родители-партнеры в мозговом штурме исследуют настоящее и будущее своих детей (для родителей).
Наше ценностное предложение участникам образовательных отношений заключалось в раскрытии актуальных и открытии потенциальных ресурсов учащихся, учителей, родителей.
Актуальные ресурсы чаще всего лежат в зоне актуального развития. Это ресурсы, которые актуальны в жизни человека «здесь» и «сейчас». Эти ресурсы знакомы ученикам, родителям, учителям, поэтому на этапе исследования (обучения) важно их раскрыть. Для нас это больше рациональное поле действий, ресурсная база «рацио» (настоящее).
Потенциальные ресурсы лежат в зоне ближайшего развития. Это ресурсы, которые перспективны в жизни ученика, учителя, родителя в будущем. Эти ресурсы им не знакомы (либо слепые зоны), поэтому на этапе обучения важно их открыть. Для нас это больше иррациональное поле действий, ресурсная база метафор, ценностей (будущее). И чем четче ученики, учителя, родители персонифицируют себя в настоящем и идентифицируют в будущем, тем значимее результаты они получают.
Признав в каждом участнике образовательных отношений партнера, мы предложили следующее взаимодействие в организационно-содержательном дизайне школы:
- формат обучения 3.0 – учим в развивающем пространстве тишины, без советов и рекомендаций; учитель в коуч-позии, руководитель в коуч-позии задает вопросы, фиксирует факты, без советов, критериев, оценки и директивности. Ведущее мета-сообщение каждому участнику-партнеру: «Ты сам справишься». Основа коуч-позиции заключается в принятии каждого.
- форма взаимодействия – урок-сессия, классный час-сессия, педсовет-сессия, родительское собрание-сессия, ролевая модель участников - партнер (см. рис. 1 фрагмент технологической модели). Сессии проводим по стреле коучинга: «доверительные отношения, выбор цели, мозговой-штурм-исследование, первые шаги, действия, ценности, благодарность». Ценность коуч-сессии заключается в сокращении точки разрыва между актуальными и потенциальными ресурсами, в балансе рационального и иррационального. Понимание формулы скорости, ускоряющей движение к цели, заключается в балансе рационального и иррационального в коучинге.
Сегодня в годовом планировании школы в форме сессий проходят четыре педагогических совета (командные сессии), четыре родительских собрания (групповые и командные сессии), 50% уроков учителей (групповые и командные сессии), три заседания школьного методического объединения, семнадцать сессий кураторов в рамках методической деятельности учителя.
Командный коучинг применяем, когда необходимы start up, проектная деятельность, обновление существующих элементов или введение новых, выработка решений, касающихся единой цели.
Групповой коучинг применяем, когда необходим запуск решения вопросов, касающихся просвещенности, например: знание родителей о своем ребенке.
Индивидуальный коучинг применяем, когда необходим запуск исследования в вопросах профессионального или учебного продвижения.
При организации командного или группового коучинга учитываем следующие позиции:
- в командном коучинге все члены команды двигаются сообща к одной общей цели. Задача коуча в командном коучинге удерживать фокус на общей цели, которая формулируется одинаковым образом для всех членов команды (у членов команды всегда есть еще что-то общее, например: ценность); в групповом коучинге группы объединены общими интересами, но не общей целью, не имеют ввиду одну и ту же цель;
- в командном коучинге - команда не более одиннадцати человек, иначе цели начинают в сессии расходиться; в групповом коучинге - состав группы может быть больше одиннадцати человек;
- в командном коучинге клиент вся команда в целом, каждый член команды рассматривается как единое целое.
Коучинговый стиль управления образовательной организацией для нас максимально эффективен, так как: дает абсолютно новый взгляд на привычные вещи, сложные задачи решаются через простые вопросы, обеспечивается максимально высокая скорость движения к цели, в каждом участнике видим потенциал.
