Коучинговый проект в заданных обстоятельствах

Школам, колледжам, университетам нужны коучи. Но многие об этом пока не знают.

Сферы, где коучи уже стали востребованными специалистами, – это бизнес и личностное развитие. Есть масса узких, изящных, не очевидных сфер, где этот подход тоже работает. Например, есть правительственный коучинг или коучинг для отцов-одиночек. В этой же статье будет рассмотрен вопрос о коучинге в учебе и для учебы. И может ли призванием коуча стать работа в образовательной среде?

Со всеми этими вопросами поможет разобраться Наталья Кромм – сертифицированный коуч ACSTH, педагог-психолог.

На первый взгляд коучинг и образование – далекие друг от друга понятия. Но этот парадокс – лишь оптический обман, считает Наталья Кромм. На своем примере – 3-летнем образовательном проекте «Учимся учиться» в «Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д.И. Менделеева» она показывает, как от коучингового подхода в учебном учреждении выигрывают все участники учебного процесса.

Дружба коуча с колледжем началась не сразу. Наверное, любое образовательное учреждение является системой, скорее, инертной и консервативной, чем местом искрометных идей и инноваций. И это нормально. Ведь речь идет об учебном процессе, преемственности и последовательности в ходе обучения. Но при этом школы и вузы вынуждены принимать серьезные вызовы времени и отвечать на них.

Вопрос определения целей образования и профориентации молодежи все чаще становится предметом дискуссии. С чем это связано? С одной стороны, приходит осмысление итогов реформ, в ходе которых возникли пробелы или упущения. Как высказался президент школы «Сколково» Андрей Шаронов на одной из лекций: «Мы потеряли фундаментальность нашего образования, его заменили понятием «компетенции»». С другой стороны, стремительность трансформаций рынка труда, заставляет искать ответ на вопрос: какие знания и навыки нужны сегодняшним школьникам и студентам для того, чтобы успешно развивать профессиональную карьеру в условиях высокого темпа изменений?

Кроме этого Наталья Кромм добавляет: «Среднеспециальные учебные заведения должны выполнять установку правительства о 100-процентном сохранении контингента учащихся в заведении. Но дети могут уходить из колледжей и техникумов по самым разным причинам. То, на что могут повлиять педагоги – это сформировать понимание ценности учения и помочь подростку осмыслить свою будущую профессию. Выстроить этот процесс внутри учебного учреждения как увлекательное путешествие, с открытиями и преодолением препятствий, может помочь коуч».

Немного о том, что такое коучинг. Коуч через консультативную поддержку помогает осознать здесь и сейчас потребности, желания и ценности человека, проанализировать свое поведение, прояснить ресурсы, возможности и ограничения личности в данный момент. Все это в сочетании с видением своего будущего позволяет перестроиться и начать что-то делать по-другому. Инструментарий коуча – это открытые вопросы, обратная связь, упражнения. Метод задавания вопросов идет еще от Сократа. В древней Греции великий оратор и праученый с помощью вопросов продвигал собеседников к осознаванию и самооткрытиям. Сократ свой метод назвал «методом повивальной бабки», с помощью вопросов и диалога у собеседника рождался новый, другой взгляд на жизнь и ситуацию. Можно считать, что коучинг родился именно тогда.

Прежде чем приступить к рассказу о том, как коуч появился в учебной среде, стоит прояснить место этого специалиста при работе с любой организацией. Понятие коучинга существует лишь в условиях внешнего консультирования. Коуч в штате постепенно потеряет свое многомерное видение, свыкнется с корпоративными традициями, стандартами и будет играть в установленные в компании «коммуникативные игры». Этот естественный процесс эволюции людей превратит коуча в корпоративного тренера. А реальная ценность коуча как раз в том, чтобы научить людей видеть под иным углом. Имея опыт решения разных кейсов в разных сферах с разными структурами и разным набором рисков и возможностей, коуч в учебном заведении способен дать совсем иной подход, который отразится на эффективности построения образовательного процесса.

Наталью Кромм пригласила в колледж директор учебного заведения Елена Владимировна Сартакова. Опытный педагог и администратор, сама коуч по духу, она предложила по-новому взглянуть, во-первых, на роль педагога, что в свою очередь требует пересмотра компетенций педагога, и, во-вторых, на сам процесс обучения, где главным препятствием является отсутствие или снижение учебно-познавательной мотивации у детей.

Работа коуча в любой сфере начинается с того, что он вместе с заказчиком формулирует запрос. Иными словами, обсуждаются пожелания или ожидания клиента, участники этого взаимодействия, время реализации и ресурсы. Всё это – условия контракта. Как в брачном договоре или договоре на изготовление эксклюзивной мебели. Но только в случае с работой коуча «образца этой мебели» нет. Его нет в природе. Его нужно создать, потому что коуч имеет дело с индивидуальной ситуацией.

Первый год ушел на сбор информации, прояснение контекста запроса и формулирование конечного результата.  Понятие «конечного результата» - очень важный коучинговый инструмент. Специалисты знают, от него зависит, удовлетворен ли будет заказчик тем светом в конце тоннеля, который возникнет в конце совместного пути.

«Я подошла к этой работе как к проекту. На первом этапе важно провести исследование, далее разработать методику и начать работать с людьми, т.е. апробировать разработанные идеи проекта, и, наконец, собрать обратную связь, провести работу над ошибками и оформить выводы», - рассказывает Наталья Кромм.

В проекте были выделены участники: руководители, педагоги и кураторы групп, студенты. Все это похоже на то, как устроена любая бизнес-организация: в ней могут быть противостояния руководства и подчиненных, непроработанность ценностей на линейном уровне, отсутствие картины развития как у босса, так и у рядовых менеджеров. С каждой из этих групп – свои направления работы. История про сотрудников колледжа – это индивидуальный коучинг. История про студентов – это командный коучинг.

СТУДЕНТЫ КАК КЛИЕНТЫ КОУЧА

Анкетирование ребят показало, что на первом месте их волнуют вопросы, связанные не с профориентацией, а со способами существования в большом мире, препятствиями, которые возникают на жизненном пути большинства людей: как общаться и строить взаимоотношения, как не бояться проявлять себя в среде сверстников и в мире более авторитетных людей, как преодолеть тревогу от неопределенности будущего, как добиться успеха в жизни. Важно понимать, что время учебы в колледже или вузе совпадает с важным периодом юности – периодом самоанализа и самооценок, поиска себя и своего места в жизни. Кризис юности совпадает с вопросом поиска профессиональной идентичности. Здесь индивидуальность личности приобретает смысл и ценность.

«С позиции этого понимания я решила провести для каждого курса по одной сессии в формате командного коучинга. Я выбрала тему «Качества успешного человека», в которую, на мой взгляд, помещаются все те важные аспекты, которые мы обоюдно хотим проговорить. Это целеполагание, потенциал человека, работа на результат. Я задала простой вопрос: «Кого, по вашему мнению, можно уважать?». И здесь началось волшебство»,  - воодушевленно рассказывает Наталья, вспоминая свои встречи с ребятами.

Волшебство в коучинге – это когда очевидный или неожиданный вопрос помогает человеку совершать открытия. Студенты искали примеры, размышляли, а что является самым успешным качеством. Например, таким открытием может стать заявление подростка, что уважения достоин Я. Это очень смелый поступок, поставить себя в ряд великих, известных, достигших ощутимых побед, людей.

В командном коучинге, по словам Натальи, сводятся воедино цели и ценности. В частности, цель «получить специальность» нужно соединить с ценностью этой профессии. В образовательных документах заявлено, что студенты должны осознавать социальную значимость своей профессии, уметь это озвучивать и проявлять к профессии устойчивый интерес. Как реализовать это на практике – задача! Коучинговый подход позволяет проработать такой вопрос. Через формат работы в командах можно разобрать и сконструировать историю про специальность, вытащить эту историю «из себя», самим студентам проговорить, составить красивый образ своей профессии. Через работу в команде происходит обогащение друг друга и осознание профессии в тех ее гранях, которые не были проявлены ранее. После такой работы можно выступать на TED-конференции с лекцией «Почему я выбрал профессию эколога».

Наталья объясняет, что для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознанно, знания которые он получает в школе или колледже, должны приобрести для него личностный смысл. Ведь не секрет, учеба для многих школьников или студентов является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется избавиться. Такая привычка освоения нового перетекает и во взрослый режим. Немотивированные, уставшие, формальные специалисты – знакомая картина?

Самым сложным и в то же время интересным этапом работы коуча в колледже была работа с так называемой «сложной» группой. В среднеспециальных и высших учебных заведениях такое явление распространено. Нередко в платных группах мотивация учиться низкая, а ценность получения образования лежит за пределами желаний самого студента. В колледже претензии к такого типа группе сложились с двух сторон: с одной, от преподавателей-предметников и руководства, а с другой – от куратора группы.

Наталья Кромм делится впечатлением, как начиналась работа коуча со студентами: «Куратор группы – молоденькая стройная интеллигентная преподавательница химии. В группе студентов в основном парни. Девушка жаловалась, что они ее не слушают, не выполняют ее требования, не уважают ее. Я спросила ее, как она себе представляет конечный результат работы с ней и ее группой? Она призналась, что видит себе это в такой картине: студенты видят ее в коридоре колледжа, зовут ее по имени, бегут к ней с желанием чем-то поделиться. Смело, но интересно. Работа началась с того, что я попросила выписать на листок все ее требования к студентам группы. Весь поток пожеланий, который был у куратора в голове, оказался на бумаге. И сработал еще один коучинговый инструмент. Когда из головы на листок вытащены все возмущения и несогласия или, наоборот, все хотелки и идеальные представления о том, как должно быть, на это можно смотреть под иным углом. Помочь человеку посмотреть иначе – в этом и состоит работа коуча. Опять же через открытые вопросы.

Когда список требований к студентам группы был таким образом проработан, куратор увидела, что в них не так: от чего следует отказаться, что изменить, а что привнести. Но это не приближало нас к конечному результату. Я предложила ей написать ее биографию. Но написать ее с точки зрения успешного человека. В бизнесе есть такой подход, когда история руководителя (его жизненный опыт, победы, преодоление невзгод) становится корпоративной историей. Восприятие этой истории становится основой командообразования.

Когда биография была готова, я увидела в ней потрясающую историю. Глядя на этого молодого тихого педагога, никогда бы не подумала, что она имеет большие достижения: например, стажировка во Франции при незнании французского языка.

В итоге все студенты собрались в аудитории. Я заявила им, что хочу познакомить их с очень интересным человеком, которого пригласила к ним на занятие. Я рассказала им потрясающую историю их куратора, не называя ее имени. Им предстояло угадать, кто войдет к ним в аудиторию. Называли многих известных, уважаемых людей, в том числе ученого Менделеева. Но надо было видеть их лица, когда к ним вошла… их куратор.

Потом она спросила меня «Что вы с ними сделали? Я никогда их такими не видела!». А позже можно было невооруженным взглядом наблюдать, что у студентов произошли изменения в голове: появилось доверие и уважение к своему куратору. И даже случилась наяву та картинка, которую куратор рисовала себе как желаемый конечный результат: бегут через весь коридор, зовут по имени-отчеству и делятся чем-то своим. Каждый в этой истории нашел свое. Получилась группа, в которой случились ценные обретения».

ПЕДАГОГИ КАК КЛИЕНТЫ КОУЧА

Начало работы с педагогами показало ситуацию с двух сторон. С одной стороны, преподаватели находятся в атмосфере постоянных изменений, обновлений в системе образования. Новшества касаются содержательной, организационной и процессуальной частей. Первые два направления определяются нормативными документами и находятся практически вне зоны влияния педагога. Третье направление – переориентация системы на развитие личности - полностью зависит от него. Здесь возникают вопросы об изменениях в стиле поведения преподавателя и способов его взаимодействия со студентами.

Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС, делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные. Если с третьим блоком учителю-предметнику понятны инструменты и методики развития и измерения успешности, то условия первых двух групп являются, как правило, мало понятны. Между тем, речь идет о развитии таких навыков у учащихся как «умение самостоятельно определять цели деятельности, составлять план реализации задачи, самостоятельно контролировать и корректировать деятельность, искать ресурсы для достижения цели. От педагога требуется обеспечить условия для такого успешного продвижения студента, сформировать у него позитивную мотивацию.

Все это в работе педагога не так очевидно. Таким образом, приглашая коуча в колледж, руководство имело гипотезу: возможно, самому педагогу требуется методическая помощь в этом процессе.

С другой стороны, приглашение такого консультанта со стороны, каким выглядит коуч для коллектива преподавателей, может вызвать протест, негодование, возмущение.

Наталья Кромм рассказывает, какие стадии традиционно проходит коуч-специалист, когда приходит в неподготовленный коллектив – будь то коллектив учителей или отдел менеджеров по продаже какой-то компании: «У нас существует шкала, по которой мы движемся вместе с нашей группой с момента знакомства: это насмешки, критика, наблюдение и восхищение. Сначала коуч принимает атаку насмешек. Это защитная реакция человека, когда он сталкивается с чем-то неизвестным и ему это якобы навязывается. «Что за диковинная птица – коуч?!»?, - так можно обобщить насмешки людей, которые даже не знают, как это слово правильно произносить. Далее по мере знакомства с технологией и инструментами коучинга, у аудитории наступает этап критики. Многое подвергается сомнению, не понятна общая цель взаимодействия. После того, когда люди видят, что в этом взаимодействии рождается что-то ценное не для коуча, а для них самих, они вовлечены в историю про себя, они начинают наблюдать. На этом этапе появляется осознание того, что коучинговый подход в жизни или работе может принести существенные результаты, помочь изменить нежелательную ситуацию. Завершающей стадией является этап восхищения. Проделанная работа приносит ощутимые результаты, они вызывают восторг и удовлетворение».

В рамках проекта «Учимся учиться» для педагогов колледжа был проведен курс из 8 занятий, где рассмотрены инструменты коучинга и способы их использования в педагогической среде. Большой акцент был сделан на проработку ценностей и поиск ответов на вопросы: «Ради чего происходит работа педагога?»? «Зачем развивать так называемые soft skills или мягкие компетенции?». Чтобы найти эти ответы, проводились индивидуальные коуч-сессии. Это обсуждение возникало и на педагогических советах, когда требовалось, например, прояснить: почему важна работа со школами, что именно важно во взаимодействии с потенциальными абитуриентами, почему эта работа важна для колледжа? Когда проясняется формат конечного результата, становится ясно, что и как делать.

Коучинг не столько техника, сколько способ мышления и взаимодействия с людьми. Следовательно, использование этого подхода требует пересмотра установок педагога и формирование коучинговой позиции в своей повседневной работе. Коучинг не учит, а помогает учиться, стимулирует познавательный процесс. Поэтому может быть пересмотрен лекционный формат обучения и рассмотрены активные или интерактивные способы обучения.

Педагог получает инструменты для создания более доверительных отношений с обучающимися, обстановки поддержки в процессе обучения и формирования не только навыка рефлексивной деятельности обучающегося, но и умения рефлексивного управления процессом обучения у самого педагога. Что может иметь более близкую и понятную пользу от коуч-подхода – это создание устойчивого ресурсного состояния педагога. В итоге педагог знает, что делать, контролирует свои успехи и достижения студентов, при этом имеет силы и желание продолжать личностно ориентированный подход в обучении.

Оглядываясь назад, анализируя, как проходила работа в проекте, Наталья Кромм признается, что все эти вопросы про цели и ценности этой деятельности постоянно стояли и прорабатывались ею самой. Работа была такой сложной и напряженной, что без этой рефлексии невозможно было бы работать с сопротивлением, критикой, устоявшимися формами взаимодействия внутри педагогического коллектива.  «Для чего мне нужен этот проект? Каким моим ценностям отвечает цель этого проекта? Кто меня будет поддерживать на протяжении всего проекта?» - эти и другие вопросы коуч постоянно прорабатывает на протяжении всего пути.

«Я четко понимала, что работа в колледже – это история про новое поколение. Я буду жить в этой стране и эти ребята будут окружать меня. Мой ребенок будет жить в окружении этих людей. И моя старость будет среди тех, кто сейчас молод. Вопрос не в глобальных изменениях, а в точечном влиянии. Ведь те ребята, с кем у нас была совместная работа и мы оказали влияние друг на друга, будут влиять на тех, кто находится в их окружении. Это как круги на воде от брошенного в нее камешка. Это как капля чернил, которая растворится, станет невидимой, но структуры воды уже изменилась и это уже другая вода», - поясняет Наталья Кромм.

Коуч наравне с участниками проекта тоже прорабатывает для себя и в себе ожидания, внутреннюю мотивацию, формат конечного результата. Перед каждой сессией формулируется запрос: «Что я ожидаю от этой встречи? В чем будет состоять результат? Как я пойму, что желаемое получилось?»?

Наталья рассказывает, что приверженность проекту складывалась из ощущения работы в своем ценностном поле. «Когда ты видишь в людях потенциал, стремишься раскрыть его. Это дает вдохновение и силы для работы. Например, в работе с детьми я определяла для себя, что будет успешным результатом моего общения с ними. Я представляла, если они подойдут и спросят меня, будут ли у нас еще совместные занятия, я пойму, что наши встречи показались им полезными, интересными. И это происходило в конце занятий», - рассказывает Наталья Кромм.

Философия коучинга состоит в том, что потенциал человека велик и велики возможности для развития в любом возрасте. Например, у студентов выявились такие препятствия, как: страх (проиграть, выиграть, победить, выставить себя на посмешище), недостаток уверенности в себе, чрезмерное усердие, старание достичь совершенства, желание произвести впечатление, загруженность ума, запутанность мышления, убеждения и установки. Это присутствует у детей.

Но эти же проблемы могут быть и у педагогов. Цель коучинга — помочь человеку раскрыть свой потенциал, развить навыки, улучшить свои результаты в разных сферах жизни. Коучинг работает с личностью. Следовательно, коучинговый подход помогает студенту осознанно брать ответственность за результаты на себя, а педагогу способствовать развитию этой осознанности и самостоятельности.

В целом с помощью коучинговых инструментов хорошо работать с будущим. Будущее может представляться позитивным, а может страшить. Коучинг позволяет построить путь из настоящего в будущее и посмотреть, что этому мешает, какие есть препятствия, поработать с этими препятствиями.

«Коучинг помогает осознать свои сильные и слабые стороны и быстрее развиваться. За время проекта я пришла к уверенности, что у наших студентов довольно высокий потенциал, большинство просто не умеет эффективно его использовать. Многие просто не задумывались о том, чего они хотят, лишь единицы ставят себе цели на будущее», - резюмирует Наталья Кромм.

За три года работы в колледже эксперимент сложился в авторский учебный курс. Сейчас он имеет самостоятельный характер. Сначала была создана рабочая тетрадь, затем прописана методология работы со студентами, далее - программа тренинга для педагогов. Это курс для учителей и преподавателей по проектному мышлению в образовании с упором на новые компетенции.

«Для меня важно показать, что программа курса имеет четкую и очевидную связку не только с целями образовательной системы, где важен знаниевый уровень ученика или студента, но корреляция с таким актуальным понятием как мягкие компетенции. Требования к «soft skills» сейчас звучат как на уровне руководства страны, так и во время собеседований при приеме на работу. Становятся важны не школьные знания и навыки, далее узкие профессиональные компетенции, а неспециализированные способности человека, основанные на умениях слушать, управлять временем, критически мыслить, ответственно и творчески подходить к решению нестандартных задач. На мой взгляд, коучинговые инструменты очень подходят для такого развития личности. Этот проект показал эти результаты», - объясняет Наталья Кромм.

Аналитики говорят, что мы оказались в условиях VUCA-мира: нестабильного (volatility), неопределённого (uncertainty), сложного (complexity), неоднозначного (ambiguity). Что может быть опорой в такой среде? Только сам человек. Сам для себя. Поэтому эти вложения в себя делают нас, учеников, педагогов, специалистов более сильными, уверенными и, наверное, счастливыми людьми.

P.S. Статья написана по итогам очередной встречи Клуба профессиональных коучей «Мастерство Импровизации». Мероприятие проходит в формате «Истории Успеха», где специалисты рассказывают о своем пути продвижения и внедрения в свою деятельность коучинга и коучинговых практик.

 

Автор статьи Олеся Евтуш

Добавить комментарий