Авторская методическая разработка проведения мастер-класса по теме «Коучинговый подход в системе воспитательной работы класса»
Зарембо Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы СЭЛ № 21 г. Пскова
Цель: презентация новой формы взаимодействия с основными субъектами воспитательной деятельности.
Участники: классные руководители 5-11 классов.
Оформление: таблицы ( см. приложение), раздаточный материал с планом проведения мастер-класса.
Ход проведения
- 1. Введение понятия « коучинг»
Коучинг – это средство содействия в помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации. Он распространён во всех экономически развитых странах и особенно широко использован в сфере управления человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы в школе – это ученики и их родители.
2.Цели, стоящие перед классным руководителем при использовании коучингового подхода:
-узнать потребности самого ребёнка;
-сблизить ребёнка и его родителей;
-повысить уровень контакта классного руководителя с родителями;
-повысить мотивацию к обучению;
-способствовать повышению уровня культуры поведения;
-построить индивидуальный маршрут развития ребёнка.
3.Обоснование необходимости деления класса на навитопы.
Классный руководитель делит класс на малые группы ( по 2-3 человека)- навитопы , объединенные по родственным связям, интересам, проблемам, здоровью, отношению к школе, учителям, родителям, и затем во время встреч, используя модель навигатора, строит индивидуальный маршрут развития ребёнка.
4.Подготовка к встрече с учащимися и их родителями: проведение тестов, анкет, конфиденциальные беседы с учащимися « Пошепчушки», анализ ведения рабочих тетрадей, дневников и т.д.
Цикличность таких встреч – 1-2 раза в полугодие, продолжительность – 60-90 минут.
5. Определение тематики встреч.
Темы определяются по проблемам, которые выявляются в ходе проведения анкетирования, наблюдений.
Они могут быть такими:
— ваш ребёнок не хочет учиться;
-как развить плохую память ребёнка;
-единственный ребёнок в семье;
-к чему может привести тревожность детей;
-талантливый ребёнок в семье;
-друзья вашего ребёнка;
-каким я вижу будущее своего ребёнка;
-проблемы многодетной семьи;
— какой вред наносят вредные привычки вашему ребёнку и т.д.
6. Знакомство с технологией проведения беседы с учащимися и их родителями.
Учитель не даёт советов. С помощью вопросов, которые задаёт классный руководитель родителям и ученикам, а ответы их записывает, выстраивается индивидуальный маршрут развития ребёнка.
Так, например, во время встречи по теме « Ваш ребёнок не хочет учиться» классный руководитель задаёт следующие вопросы:
1.Уважаемые родители, как Вы считаете, что нужно сделать учителю, чтобы Вашему ребёнку было комфортно находиться в школе, на уроке?
2.Чем любишь заниматься дома? Чем интересуешься?
3.Уважаемые родители, как проводит ваша семья своё свободное время?
4.С кем больше проводишь времени и где (дома или вне) и почему?
5.Уважаемые родители, если бы Ваш ребёнок больше времени находился вне дома, что бы Вы могли ему предложить вместо этого?
6.Если бы ты сама выбирала школу, класс, то какими, по –твоему, они должны быть? А чем бы ты хотела заниматься в жизни?
7.Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
8.Уважаемые родители, какова ваша роль в достижении поставленной цели вашего ребёнка?
9.В чём конкретно заключается твоя цель?
10.Если бы на уроках в школе ты могла бы получить то, что хотела бы, то что бы это было?
11.Какие конкретные шаги ты должна предпринять для достижения цели?
12.Уважаемые родители, какова будет ваша помощь?
13.Какой будет первый твой шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?
14.Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?
15. Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать ещё?
16.Уважаемые родители, будете ли вы помогать своему ребёнку на данном этапе и как?
17. Если бы ты уже обладала всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?
18.Если бы ты была на месте учителя или родителя, то какие действия ты бы предприняла?
19.Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?
20. Реально ли достичь цели за отведённое время? ( Если нет, то почему?)
21. Согласны ли вы, уважаемые родители, с мнением своего ребёнка, если не согласны, то почему?
22. Как ты поймёшь, что достигла цели?
23. Какие самые первые лёгкие шаги ты могла бы сделать уже сегодня, чтобы начать двигаться к результату?
24. Как вы, уважаемые родители, сможете помочь своему ребёнку сделать самые лёгкие первые шаги уже сегодня?
После окончания беседы классный руководитель вручает ребёнку и его родителям индивидуальный маршрут развития ребёнка и желает успехов.
Рефлексия с участниками мастер-класса.
Если бы вы использовали такой подход в своей работе, то какие бы результаты в работе с учащимися вы хотели бы получить?
Приложение:
[gview file=»http://coachingineducation.ru/wp-content/uploads/2014/01/zarembo.pdf» save=»1″]
Список литературы
- Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. Учебник. Изд-во «Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса», 2004.
- Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники – СПб.: Питер, 2003.
- Хамери Д. Как помочь ребёнку добиться успеха? — СПб.: Питер, 2008.
- Пырков Вячеслав. КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ