Коучинговый подход в профессиональном развитии педагога: исследовательский вопрос в рамках темы самообразования

Автор:

Мельникова Юлия Геннадьевна

Старший менеджер, тренер Филиала «Центр Педагогического мастерства», в г. Павлодар, Казахстан

сертифицированный коуч, сертифицированный тренер Международной Школы Бизнес –тренеров ICBT

(по методике к.пс.н. Жанны Завьяловой)

Обладатель Диплома II степени премии “Leadership Coaching Awards, 2018” в номинации «Коучинг в образовании: наше будущее»

 

E-mail- anfisaandmisha@mail.ru

Skype- yuliya80_melnikova

@mastering_IELTS

Осуществление исследования в действии все больше и больше приобретает свою значимость и важность в работе учителей Казахстана. Обоснованием этого,  во первых, является то, что исследование способствует развитию у учителей навыков рефлексивного мышления над собственной педагогической деятельностью, что на сегодняшний день является основополагающим навыком учителя 21 века. Во вторых условием эффективной  деятельности учителя выступает профессиональное качество, которое возникает и реализуется лишь в результате сформированности у учителя аналитической направленности по отношению к собственной деятельности и исследовательским навыкам, среди которых - вычленение проблем, факторов и условий, ее породивших, владение различными способами разрешения противоречий. Исследование в классе/школе как раз и является одним из таких способов формирования у учителей выше упомянутых качеств. На основе проведенного исследования, учитель может получить возможность   собрать и подобрать материал для своих тем самообразования, осмыслить свою педагогическую деятельность, выявить ее плюсы и минусы, устранить недостат­ки, апробировать новые идеи и проекты, методы и материалы.

Размышления об исследовании в действии начинается каждый раз, когда учитель заходит в класс и сталкивается с ежедневной проблемой (2, стр.1) Но, для того чтобы проблему решить, и выстроить свой учебный процесс таким образом чтобы ее устранить, необходимо в первую очередь четко сформулировать фокус и  вопрос исследования. Согласно Фил Киркману, вопрос исследования должен носить четкий, сфокусированный, лаконичный, комплексный и требующий доказательств вопрос, вокруг которого и выстраивается исследование учителя практика (4, стр. 1). Очень важно поставить вопрос, который действительно волнует и интересует учителя. Однако, как показывает опыт, учителя испытывают трудности при формулировании исследовательских вопросов и скорее всего это связано с тем, что либо вопросы носят очень широкий фокус, либо это проблема общего характера и создается учителем искусственно. Отсюда учителям сложно отследить достижение ожидаемых результатов при осуществлении исследования, так как обширность и искусственность фокуса не позволяет собрать и предоставить нужные и достоверные доказательства.

      Являясь тренером уровневых программ, не раз сталкивалась с трудностями учителей при формулировании исследовательских вопросов , и все время задавалась размышлениями о том : что является примером хорошего вопроса исследования?; почему учителя испытывают такие трудности при формулировке  и как сформировать у учителей навык постановки узконаправленных, сфокусированных вопросов, способствующих процессу глубокого исследования? Поиск ответов на озвученные ранее вопросы, натолкнули тренеров филиала на изучение результатов исследований  предшествующих работ педагогов и ученых. Фил Киркман в своей работе, посвященной выработки исследовательского вопроса также обозначает важность данной проблемы и  предлагает следующий алгоритм действий: 1) перечислить все вопросы, на которые хотел бы ответить учитель, при чем, при этом он советует обратить внимание на фокус исследования и на комплексность вопроса; 2) выбрать  самый лучший вопрос из предыдущего списка, не являющийся не слишком широким и не слишком узким; 3) определить цель исследования; 4)  оценить свой вопрос, это также можно сделать через обратную связь коллег; 5) использовать вдумчивый и правильный язык, например исследовательские глаголы (4,стр.1-4). Все вышеуказанные действия, по мнению Киркмана нацеливают учителя на выработку так называемых «правильных» вопросов исследования. Однако, применения всего лишь одного метода при постановке вопросов не всегда бывает достаточным, так как, одним учителям данный способ подходит ,а  другим в свою очередь нужны некие другие методы и модели. Данная мысль также нашла свое подтверждение в работе Lattimer, Heather / Caillier, Stacey,где говорится о том, что нет единой формулы выработки вопроса для сопровождения исследования. Однако при этом авторы выделяют  так называемые «Мs» критерии (2, стр.2), ¸ характеризующие «хороший» вопрос исследования. Критерии «Мs» являются аббревиатурой 3 английских прилагательных: значимый измеримый, управляемый. Ссылаясь на данные критерии, вопрос исследования должен быть значимым и важным для самого учителя, он также должен быть измеримым, что подразумевает, что учитель понимает какие именно доказательства необходимо собрать для ответа на  вопрос исследования. И третий критерий «управляемый» представлен как оснащенность учителя ресурсами и знаниями для осуществления исследования. Наличие данных критериев также прослеживаются в 4 стадиях формулирования вопроса исследования (Таблица 1), рассматриваемых Элейн Уилсон в книге School-based research – a guide for education students (3, стр.27).

Таблица  1   -   4 стадии формулирования вопроса

Стадия

Содержание

1 стадия Зачем я провожу данное исследование?
2 стадия Что именно я хочу выяснить в ходе исследования?
3 стадия Что, о проблеме, которую я собираюсь исследовать, говорят эксперты?
4 стадия Что об этом известно моим коллегам?

Предполагается, что рассмотренные выше стадии, критерии и алгоритм Фил Киркмана позволяют учителю выработать сфокусированный вопрос исследования. Однако, как бы это не звучало парадоксально, этого тоже не всегда достаточно и проблема продолжает существовать в практике, как учителя, так и тренера.

Почему в основу моделей вошли коучинговые инструменты?

      Известно что профессия учителя это профессия «высшего порядка», требующая решения постоянно возникающих практических задач, имеющих множество решений, а это подразумевает развитие рефлексивной культуры учителя , а именно аспекта профессиональной рефлексии, обращенной на самого учителя как субъекта деятельности. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения и есть те грани и умения которые раскрывает процесс коучинга в человеке. Согласно критерию «время», Шон  выделяет 3 вида рефлексии: прогностическую, представляющую собой  анализ возможных последствий своих действий, возможность продуманных решений; синхронную включающую  оперативную коррекцию своих действий в соответствии с текущей ситуацией и ретроспективную,  позволяющую провести анализ, извлечь урок, сделать  вывод, нужный для принятия последующих решений. Так как для учителя очень важно видеть конечный результат своей деятельности, т.е. развивать в себе, прежде всего прогностическую рефлексию при этом, опираясь на предыдущий опыт, то, как раз коучинговые продвигающие вопросы предполагают максимальное раскрытие способностей учителя, трезвое оценивание ситуации,  умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Именно поэтому коучинговые инструменты  для учителя могут стать мощным инструментом для глубокого изучения собственной практики, нахождения того ключевого вопроса, волнующего прежде всего учителя и учащихся и его решения. Существует огромное количество инструментов, со встроенными в них глубокими вопросами. В данных рекомендациях предлагаются условные, адаптированные модели выработки исследовательских вопросов через такие коучинговые инструменты как «колесо баланса», шкалирование, резюмирование, пирамида логических уровней по Дилтсу.

Однако, говоря о выработке исследовательского вопроса через инструменты коучинга важно понимать, что учитель должен достаточно осознанно подходить к своей проблеме, поэтому и важно, чтобы вопрос был истинным волнующем учителя и касающийся только его. Не осознав потребность искренне, почти невозможно изменить поведение  и повлиять на результат. Коучинг может начинаться только тогда, когда учитель приходит к осознанию насущной потребности в улучшении своей профессиональной деятельности или в изменении подхода к выполнению этой деятельности. В противном случае данные модели просто могут не сработать и не дать желаемого результата. Давайте попробуем разобраться в этом через уровни компетентности, предложенной Мерлин Аткинсон. Наверняка вам уже известно, что существует 4 уровня компетентностей (неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность и неосознанная компетентность),  которые, проходит любая личность, прежде чем сформировать определенный навык.  Когда учитель находится на 1 уровне, то скорее всего он еще просто не готов к тому чтобы осуществлять исследование, так как на данном этапе учитель осознает « Я не знаю что я не знаю» (1, стр. 15). Это конечно метафора, но она предполагает,  что учитель делает что-то впервые в своей практике и поэтому ему сложно идентифицировать проблему и тем более сформулировать исследовательский вопрос и  провести исследование. Находясь на уровне осознанной некомпетентности учитель уже начинает практиковать новые умения, хотя при этом понимает что еще далеко до профессионализма. На данном этапе учитель уже готов к исследовательской деятельности. Но здесь есть один нюанс - данная фаза является вызовом, поскольку многие люди считают, что учиться на своих ошибках нелегко! Это часто вызывает реакцию сопротивления, что вынуждает множество изначально положительно настроенных людей бросить внесения изменений в собственную деятельность  на данном этапе.(1, стр. 15). Скорее всего,  это и объясняет сложность для учителей в проведении качественного исследования. Так как они часто не доводят до конца начатое исследование и как следствие не  достигают желаемого результата. Учителю важно удержаться на данной ступени, чтобы сформировать отработанный до автоматизма навык исследовательской культуры и перейти на следующий уровень. Для того чтобы эффективность применения моделей, предложенных в данных рекомендациях,  была достигнута  необходимо находится в осознанной компетентности. Она предполагает то , что учитель объективно осознает свои сильные стороны деятельности и при этом очень четко формулирует свои зоны развития в работе с учащимися, кроме того у учителя есть  определенные знания и компетентности чтобы их достичь с помощью продвигающих вопросов. Как только человек переводит решение этих проблем в реальный пошаговый план, он вносит изменения в собственную деятельность, и тем самым достигает поставленных ожидаемых результатов, доводя их до автоматизма формируя следующий уровень  компетентности – «мастерства».

 Модель постановки исследовательского вопроса PICOT с критериями FINER

 Один из способов  формулировки исследовательских вопросов опирался на модель

PICOT и критерии FINER, получившие свою значимость и популярность среди медицинских работников. Основанием выбора именно этой модели, объясняется простотой и доступностью  в ее применении. Исходя из трудностей, выделенных учителями при выработки вопросов исследования по структуре SMART, а именно  с критерием «измеримость» появилась необходимость применения  более упрощенной модели, которая бы целенаправленно подвела учителя к «правильному» вопросу исследования. Mодель PICOT в какой то степени созвучна с критериями «Мs», но при этом целенаправленнее концентрирует внимание на составляющих вопроса исследования. Модель PICOT, как и все вышерассмотренные критерии и модели, является аббревиатурой следующих существительных: population (аудитория), intervention (вмешательство), comparison (сравнение), outcomes (ожидаемый результат) и time (ограниченный во времени). Для более четкого понимания этой модели остановимся на каждом пункте ее составляющих. Составляющие «аудитория» предполагает определение учителем на какую именно аудиторию ориентировано данное исследование. Вмешательство заставляет учителя задуматься над тем, какие именно методы или приемы будут использованы им в ходе проведения исследования. Следующий компонент позволяет учителю шире посмотреть на методы и приемы, которые он мог бы применить, осуществляя исследование и остановиться на самом оптимальном. Ожидаемый результат подразумевает, что именно учитель планирует достичь в ходе данного исследования. И наконец, последний, ориентирован на определение временного отрезка для исследования. Однако, для того чтобы избежать недопонимания, которые возникли у учителей при апробировании первой модели постановки вопросов, было также предложено углубить модель PICOT  через критерии FINER, авторами которого являются Hulley SB, Cummings SR, Browner WS, Grady DG, Newman TB (Designing clinical research. 3rd ed. Lippincott Williams and Wilkins; 2007). Отработав вышеуказанное упражнение, каждый учитель получил на выходе вопрос исследования, который далее поддавался размышлению через критерии FINER.

Таблица 3 – Расшифровка критериев FINER

Критерий

Содержание ( расшифровка)

F (Выполнимый) Владеете ли учитель достаточными ресурсами, чтобы осуществить свое исследование и найти ответ на исследовательский вопрос?
I ( интересный) Кому еще интересен данный вопрос?
N (изученный) Был ли исследовательский вопрос, изучен раннее?
Е (доказательства) Какая доказательная база необходим для получения ответа на  исследовательский вопрос?
Е (этический) Может ли исследования навредить кому-нибудь или причинить неудобство?
R  (Отношение) На кого именно могут повлиять результаты исследования и как именно они могут повлиять на процесс обучения  в целом?

С целью более успешной отработки данной модели, упражнения для учителей также были представлены в коучинговом подходе. Инструментами коучинга в данной модели являются «Колесо баланса», продвигающие вопросы, а также суммирование которые способствуют тщательному обдумыванию учителем фокуса своего исследования и его детальной реализации.

 

 

Рассмотрим в деталях данную модель:

 

 

Упражнение 1.

Сформулируйте 8 наиболее значимых для вас проблем, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в учебном процессе.   Впишите их в секторы на «колесе баланса». Обозначьте в каждом секторе, насколько важна для вас каждая из указанных вами проблем.

Посмотрите внимательно на Ваше колесо. Подумайте, изменения, в каком секторе хотя бы на один балл могут повлечь за собой изменения во всех остальных секторах и будут способствовать прямому либо косвенному решению проблем, обозначенных в остальных секторах.

Запишите ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эта проблема и будет,  лежат во главе вашего исследовательского вопроса. После того как вы записали данную проблему, попробуйте сформулировать исследовательский вопрос который ляжет в основу вашего исследования.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение 2

Посмотрите внимательно на ваш вопрос и попробуйте ответить на следующие вопросы, отражающие соответствие структуре PICOT:

  • P ( Аудитория) – Направлен ли ваш исследовательский вопрос на определенную аудиторию или группу участников образовательного процесса?

Запишите,  на кого именно направлен ваш исследовательский вопрос:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае если ваш исследовательский вопрос не направлен на определенную группу людей, подумайте, на какую именно аудиторию образовательного  процесса он ориентирован. Запишите____________________________________________________________

Попробуйте переформулировать свой исследовательский вопрос и включить в него данный пункт. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • I (Вмешательство) – Отражено ли в вашем исследовательском вопросе, как именно и через какие методы, техники или приемы вы будите осуществлять свое исследование? Если да, то запишите через что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если нет, то попробуйте переформулировать свой исследовательский вопрос, включая методы и приемы  при этом,  не забудьте  первый критерий (P- аудитория). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • С (Сравнение) – Какие еще методы, техники или приемы вы можете применить по значимости такие же важные для решения проблемы? Сформулируйте еще 8 значимых для ответа на ваш вопрос методик и техник.   Впишите их в секторы на «колесе баланса». Обозначьте в каждом секторе, насколько каждая из методик позволит решить ту проблему, которую вы поставили во главу исследования.

Посмотрите еще раз на методы указанные в пункте ( I)  и на методы в пункте (С). Установите приоритеты в применении того или иного метода или приема.

Пропишите свой исследовательский вопрос еще раз, включая пункт (аудитория), (вмешательство) и окончательный вариант того метода или приема , который был определен вами как приоритетный и наиболее значимый. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  • О ( ожидаемый результат) – Вернитесь к первоначальной формулировке своего исследовательского вопроса и определите отражен ли в нем такой пункт, что именно вы предполагаете получить на выходе данного исследования. В случае если в вашем первом варианте исследовательского вопроса, отсутствует такой пункт как ожидаемый результат, переформулируйте вопрос и запишите его новый вариант, включая все остальные пункты. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • T (ориентированный на определённый отрезок времени)- Посмотрите еще раз на свою формулировку вопроса и определите отражен ли в нем временной отрезок. В случае если данный пункт не соблюден, предлагается зафиксировать новую формулировку вопроса, отражая в нем все вышеуказанные пункты. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение 3

Запишите окончательный вариант своего исследовательского вопроса в соответствии с моделью PICOT.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Посмотрите еще раз на исследовательский вопрос и попробуйте определить его соответствие критериям FINER .

  • F (Выполнимый)

Владеете ли вы достаточными ресурсами, чтобы осуществить свое исследование и найти ответ на ваш исследовательский вопрос? Какими именно ресурсами вы обеспечены на сегодняшний день?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В случае ели вы не располагаете нужными и необходимыми ресурсами, что именно вам необходимо предпринять? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достаточны ли у вас уверенности, в том чтобы осуществить данное исследование и найти ответы на поставленный исследовательский вопрос? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что  нужно вам предпринять чтобы вы чувствовали себя уверение ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Достаточно ли у вас знаний чтобы найти ответ на поставленный исследовательский вопрос или вам придется обратиться за помощью или консультацией коллегам?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие еще вам нужны знания для осуществления исследования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • I ( интересный)

Данный исследовательский вопрос интересен только вам ? или есть еще коллеги, кто разделят необходимость изучения данной проблемы? Пропишите. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • N (изученный)

Был ли исследовательский вопрос, который вы поставили во главу своего исследования изучен раннее? Если да, то, что вам известно об этом__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если нет, то, каким образом, вы будите осуществлять свое исследования и на какую относительно близкую к вашей теме исследования литературу вы будите опираться? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Е (доказательства)

Подумайте, сбор, какой, доказательной базы вам необходим для получения ответа на ваш исследовательский вопрос? Применяя пирамиду доказательств, определите,  что может являться в вашем исследовании доказательной базой.

Впишите в уровни доказательную базу согласно ее значимости снизу вверх.

Пропишите еще раз, что будет являться самой сильной доказательной базой при осуществлении исследования  в действии. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

  • Е (этический)

Может ли ваше исследования навредить кому-нибудь или причинить неудобство?  Какое именно? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы можете предпринять, чтобы избежать этого? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • R (Отношение)

На кого именно могут повлиять результаты исследования и как именно они могут повлиять на процесс обучения  в целом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение  4

Суммирование ( необходимо записать вывод по работе по образцу)

Мой исследовательский вопрос  направлен на ,……( аудитория) …..для того чтобы ответить на вопрос мне необходимо применить следующие методы или приемы……..Мне известны еще другие методы , но я решил/а остановиться именно на этих потому что ……именно данный метод мне позволит достичь следующих ожидаемых результатов……время для моего исследования выделено …….Я знаю что смогу найти ответ на мой исследовательский вопрос так, как уверена в своем исследовании и обладаю достаточным уровнем знаний в…….если вдруг так случится, что у меня возникнут некоторые вопросы, я обращусь к ……. ( ресурсы)….Моя тема исследования также важна для ……и она уже ранее была изучена….( кем) и  по моему вопросу уже известно (что)…………Мое исследование  соответствует потребностям учащихся и школьного коллектива и не нанесет никакого вредя образовательному процессу….В случае возникновения неловких ситуаций я предприму следующее…………..Отличным доказательством моих преобразований будет….и  полученные в ходе исследования результаты будут полезны для……………

Добавить комментарий