Коучинговый подход помог школе, оказавшейся на грани закрытия, найти ресурсы, чтобы стать лучшей школой в Норвегии

В газете «Первое сентября» вышла статья-интервью Яна Георга Кристиансена и Анатолия Витковского о том, как начинался коучинг в школах Норвегии.

imagesВ современном образовании все активнее используются коучинговые подходы – подходы, помогающие человеку прояснять и осуществлять личностно-значимые цели.
Особенно широкое распространение эти практики получили в Норвегии. А успешность вхождения коучинга в норвежские школы эксперты связывают с именем Яна Георга КРИСТИАНСЕНА, руководителя «Эриксоновского университета Нордик». Мы попросили Яна Георга рассказать об этом опыте.

– Ян Георг, что побудило вас проводить коучинговые беседы в школах?

– Все началось с моего знакомства с Полом Риисом, директором гимназии Уллерн, расположенной в коммуне Аскер (коммуна – территориально-административная единица в Норвегии. – А.В.). Знакомство произошло в 2001 году, когда школа переживала очень трудный период. Она имела плохую репутацию: ученики слабо учились, были проблемы с алкоголем и наркотиками, полиция приезжала каждую неделю. Власти собирались школу закрыть, но прежде дали ей последний шанс на исправление.
Я же оказался в этой гимназии по приглашению местного инспектора школ, который знал меня как эксперта по работе со сложностями в овладении навыками чтения и письма (дислексия была типичной проблемой учеников гимназии Уллерн. – А.В.).
И я начал учить школьников стратегиям эффективного обучения, помогая им научиться лучше читать и писать. А чтобы усилить эффект, стал практиковать коучинговые методы работы с подростками и учителями. Ведь недостаточно знать стратегию, надо еще уметь ее применять, и применять регулярно. Но для этого у школьника должно быть ясное понимание: для чего мне все это нужно? что я делаю в школе? зачем я здесь? У большинства учеников гимназии Уллерн, как и во многих других школах, своих ответов на эти вопросы не было. Ребята понимали, что в школу их отправили родители, и «конечно, если бы я сам мог выбирать, я бы быстро сбежал отсюда – из этой тюрьмы с понедельника по пятницу, которая называется школой». Когда у подростка такая установка, знакомство даже с лучшими способами освоения учебного материала ничего не изменит.
Поэтому я стал проводить с ребятами коучинг-беседы, чтобы они учились осознавать свои жизненные перспективы, ставить ближайшие и дальние цели и таким образом становиться хозяевами своей жизни. Мы начали с того, что более всего было интересно ребятам «здесь и сейчас»: спорт, отношения со сверстниками другого пола, собственный статус в классе, учебные проблемы… Мы вместе старались понять, чего в этих областях им хотелось бы достичь, какие здесь могут быть цели? Затем обсуждали, какие позитивные изменения могут произойти через два года, пять лет и в более дальней перспективе, какие ресурсы им потребуются для реализации этих планов. И здесь конечно же мы касались темы образования, которое очень значимо для решения многих жизненных задач, особенно базовые навыки чтения и письма. Как только школьник обнаруживал эти связи, у него появлялся личный интерес, зарождалось иное отношение к учебе. Поскольку коучинговые инструменты помогают преодолевать всевозможные трудности и реализовать самые разные задачи, у подростков крепла уверенность в себе, они начинали смотреть на свои собственные возможности более оптимистично.
Как написал после этих занятий один школьник, у которого были большие проблемы в обучении: «За двадцать часов с Яном Георгом я научился большему, чем за пять лет обучения в гимназии».
Успехи были настолько ощутимы, что меня попросили рассказать родителям о нашей работе с детьми и педагогами. В результате родители решили профинансировать курс их совместного обучения с детьми. А вскоре и директор попросил меня о первом коучинговом разговоре с ним…
Через четыре года, в 2005 году, гимназия Уллерн была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии.

– Расскажите подробнее о том, как вы работали с учителями.

… Продолжение статьи читайте на сайте газеты  «Первое сентября«