Коучинговый микс: облако новых смыслов учителя-коуча в преддверии «августовки»

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это  статья из цикла  «Коучинг и образование  при обучении поколения Z»

Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Галине Вдовиченко, РСС, ICF,

Сергею Меньшому РСС ICF,

Признательна УЧИТЕЛЯМ-МАСТЕРАМ!

Специфика новой жизненной реальности – это глобализация, масштабная скорость изменений, огромный технический прогресс и возрастающий поток информации. В этой реальности многие учителя говорят о том, что только человеческие ценности и смыслы актуального думания, «думая, делаю», позволяют воспитать личность.

Фокусировка в области образовательной политики взяла курс на определение результатов образования не в терминах осваиваемого материала, а в терминах готовности ученика решать реальные задачи в стратегии включенности в учебный процесс, в свою собственную программу обучения. Персональный путь такого обучения фиксируется в «Портфолио» ученика в разделе активная оценка, через формирование системы универсальных учебных действий и развитие личностных результатов.

Фокусы внимания в области педагогических практик сместились с использования техник и жестко фиксированных методик, на проектирование и моделирование собственного обучения учащегося в сотрудничестве с мудрыми взрослыми.

Структура новой школы строится с учетом сообразных природе ребенка особенностей его развития. Стратегия «передача опыта взрослым ребенку» не работает в чистом виде в современной школе. Просто то, что мы готовы передать детям, не всегда актуально для них в быстро меняющемся мире. И тогда мы понимаем, «облако смыслов» обучения и воспитания претерпевает существенные изменения, связанные с фокусом внимания к самому ребенку, его персональному обучению (личностные результаты).

Сотрудники Центра социологии образования Института управления образованием РАО под руководством доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА провели социологическое исследование, в котором один из вопросов анкеты по ЭТИКЕ, обращенный к детям, гласил:

«Позволено ли вам на уроке свободно выражать свою точку зрения, чувства и эмоции, спорить и критиковать мнение учителей, высказывать сомнение в верности тех или иных утверждений или в нашей школе ничего из перечисленного не разрешается?» Аналогичный вопрос был задан учителям: «Позволяете ли вы своим ученикам выражать свою точку зрения, чувства, эмоции?..» и родителям: «Позволено ли вашим детям в школе делать то-то и то-то из перечисленного?». 85% учителей заявили, что они позволяют детям свободно делать все описанное. Однако, только 62% школьников согласились с ними. Разница в 23% статистически существенная, серьезная. Это значит опять же, что учителя не совсем четко представляют, как на самом деле чувствуют себя дети на их уроках.

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, в своей лекции о новых навыках отметил, что, если человек отказывается от мысли «пожизненного образования», он становится неконкурентоспособным.

Появляются новые загадочные навыки: когнитивная гибкость, умение забывать, быстро разучиваться.

И тогда, я учитель-коуч, понимаю и осознанно реализую «стратегию включенности» ученика в свое собственное обучение в команде и потоке, когда есть возможность для формирования мягких навыков окружать себя непохожими на вас людей.

В моем «облаке смыслов», благодаря Ольге Рыбиной, MCC ICF ICP  Сentre, появляется новая позиция. Обучая и воспитывая, использую не техники, а модели, ориентированные на когнитивную гибкость и личностные результаты в широкой зоне осознанности смыслов учения и научения.

В «Профессиональном стандарте педагога» заложен компетентностный подход, который для меня заключается в том, что, научая детей чему-либо, я «работаю собой» (компетенциями). Все инструменты коучинга, я начала использовать на уроке как модели (после обучения в центре Ольги Рыбиной).

Характеристики такой модели с фильтром восприятия:

- фильтрация через ожидаемый результат самого ученика (учитель знает "рамку", "начало и конец");

- гибкость как основа персонализации обучения ученика;

- свобода выбора своего маршрута обучения с максимальной долей корректировки через когнитивные обзоры в предметном результате и ретроспективы – рефлексии в системе формирующего оценивания.

Например, технику «Пирамида логических уровней» с четко определенной последовательностью уровней движения ученика, применяю как модель «ЧТО? КТО?».  Через фильтр восприятия и рамку ожидаемых результатов воспринимаю информацию, идущую от учеников (в системно-деятельностном подходе мотивация - актуализация – освоение нового опыта – сверка – рефлексия) через фильтрацию информации с уровня «ЧТО» (действия, ситуация, шаги) или "КТО" (кто ты при этом, твоя роль в чем? и тогда кто ты?).

Все рефлексивные техники перевожу в ретроспективные развивающие модели с точки зрения улучшения своих действий и собственного развития.

Моя задача учителя–коуча сделать как можно мягче, шире эти модели, которые позволяют ребенку не использовать привычные модели поведения и обучения, а искать и осваивать новые.

Как говорит Сергей Филонович «…нужно уметь драться, идти на компромисс, уметь сотрудничать и уступать, уметь учиться и разучиваться» - вот такая стратегия включенности счастливого ребенка и учителя, пришедших 1 сентября в школу.

Добавить комментарий