Коучинговые модели, ориентированные на когнитивную гибкость и личностные результаты: или от мечты до «изобильного делания» и критики «со знаком качества

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это  статья из цикла  «Коучинг и образование  при обучении поколения Z»

Статьи написаны по следам обучения на программах  

ICP центра, Ольга Рыбина, МСС ICF,

Галина Вдовиченко РСС ICF

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

В предыдущей статье мы уже писали о смещении фокусов внимания в области педагогических практик с использования техник и жестко фиксированных методик, на применение гибких нелинейных моделей обучения. Именно это позволит сформировать новые навыки, обеспечивающие каждому человеку «пожизненное образование» и его конкурентоспособность.

Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, в своей лекции о новых навыках отметил, что, если человек отказывается от мысли «пожизненного образования», он становится неконкурентоспособным.

Авторы знаменитого манифеста «Педагогика сотрудничества» еще в 1986 году писали: «Мы чуть ли не первое поколение педагогов, на долю которого выпало учить детей без отбора и отсева... Если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности, — то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития».

Леонид Наумов, заслуженный учитель РФ, отмечает, что в манифесте говорилось, что для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута... «Учеников в этом случае объединяет не просто цель — цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, — а именно вера в возможность преодоления».

В наши дни основание советской школы — равенство возможностей, нацеленность на высокие результаты, развитие системы дополнительного образования — нужно соединить с идеями сегодняшнего дня — реализацией индивидуализации образовательных маршрутов и широким применением новых технологий.

Для меня, как учителя-коуча, это разумное сочетание советской педагогики и современных трендов образования заключается в реализации гибких моделей обучения.

Актуальность обучения и воспитания в современной школе заключается не в строго фиксированных рамках жестких техник и прописных алгоритмов, а в моделях, ориентированных на когнитивную гибкость и личностные результаты в широкой зоне осознанности смыслов учения и научения.

Фокусы внимания в области педагогических практик в коучинговом формате:

- стимулирование собственной учебной деятельности ученика;

- особая ценность мотивации и рефлексии через создание обучающей тишины и пауз;

- ценность своего опыта;

- интерактивность;

- обратная развивающая связь от учителя, переходящая в прямую коммуникацию;

- простор для исследования, «мозговой штурм как общение без масок» через серию сильных вопросов и модель «ЧТО-КТО»;

- бесконфликтное общение равных партнеров в обучающем сотрудничестве.

Характеристики такой модели с фильтром восприятия через принципы «от научения к учению», «от думания к деланию»:

- фильтрация через ожидаемый результат самого ученика (учитель знает «рамку», «начало и конец»);

- гибкость как основа персонализации обучения ученика;

- свобода выбора своего маршрута обучения с максимальной долей корректировки через когнитивные обзоры в предметном результате и ретроспективы – рефлексии в системе формирующего оценивания.

Современным детям интересно обучение на разрыве шаблонов и стереотипов, на исследовании альтернативных идей и решений, поддержке активных экспериментов, на динамике и прогрессе, с разными вызовами учителя в рабочем напряжении, «растяжке».

В статье привожу пример того, как работаю с «Пирамидой логических уровней» Роберта Дитсла и стратегией Уолта Диснея в гибкой модели в коучинговом формате (этому я научилась на вебинарах Ольги Рыбиной и Галины Вдовиченко).

Всегда придерживаюсь тезиса А.Г. Асмолова: «будущее в настоящем», поэтому много времени в обучении учащихся уделяю моменту исследования, обзора, ретроспективы и рефлексии «в моменте происходящего для будущего».

Фокусы «исследования» в коучинговом формате при обучении детей в учебно-исследовательской и проектной деятельности всегда рассматривают «будущее и настоящее».

Исследование = будущее + твоя настоящая реальность, что и кто окружает, твои действия (что во вне) окружение + настоящие твои желания, ценности, убеждения качества (что внутри).

Технику «Пирамида логических уровней» с четко определенной последовательностью уровней движения ученика, применяю как модель «ЧТО-КТО».

Модель «ЧТО–КТО» или «Что внутри? и ЧТО во вне?» очень эффективна при организации учебно-исследовательской деятельности в школе.

Фокусы «сильных вопросов» сосредоточены на исследовании будущего и настоящего:

- Где, когда, с кем ты это делаешь?

- Что ты делаешь? Какие действия совершаешь?

- Как ты действуешь? Что ощущаешь при этом?

- Почему это так важно или ценно для тебя?

- Каким тебя видят окружающие в этой ситуации? А ты себя как видишь, в какой роли? А хотелось бы?

Через фильтр восприятия и рамку ожидаемых результатов воспринимаю информацию, идущую от учеников (в системно-деятельностном подходе мотивация – актуализация – освоение нового опыта – сверка – рефлексия) с уровня «что» (действия, ситуация, шаги) или «кто» (кто ты при этом? в чем твоя роль? и тогда, кто ты?).

В обучении возможно использовать технику «Сдвиги как изменение, развитие чего-либо». Сдвиги помогают запустить творческий процесс как старт проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Речевая конструкция сдвигов достаточно проста:

- запуск будущего «что если бы ты был человеком, который достиг этой цели!

Вопросы из будущего

Уровень ЧТО: Как бы ты действовал?

Уровень КТО: Какие умения тебе были бы необходимы

- запуск настоящего: Что из этого у тебя уже есть? Что из этого готов делать?

Стратегия Уолта Диснея – методика креативности, чаще всего проводимая в форме ролевой игры, в которой участники рассматривают задачу с трех точек зрения: творческой, реалистичной, критической. Это определенный цикл креативности, так как предусматривается смена ролей каждым участником.

Я не использую технику в чистом виде, применяю как модель «Творец- Реализатор – Критик»:

- «Творец» – формирует идеи, концепт, нет никаких ограничений при генерировании нового;

- «Реализатор» – реализует, то, что задумали – «изобильное делание» (Галина Вдовиченко);

- «Критик» – улучшает общий результат, «критика со знаком качества».

Моя задача, учителя–коуча, сделать как можно мягче, шире эти модели, позволяющие ребенку использовать не только привычные, стереотипные шаблоны поведения и обучения, а искать и осваивать новые, «прорывные».

Как пишет Сергей Филонович: «Хуже всего будет отличникам — они учат насмерть и забывают труднее всего. Троечникам тоже не стоит радоваться: они просто забывают, но труднее осваивают знания».

Не шаблонные программы и модели обучения позволяют сегодня сформировать у учеников привычку к приобретению новых знаний, освоению новых технологий, оставаясь при этом когнитивно гибкими в различных жизненных ситуациях и чувствуя себя вполне счастливыми людьми.

В преддверии 1 сентября всем УЧИТЕЛЯМ желаю гибкости и счастья.

Добавить комментарий