Коучинговые инструменты саморазвития и самооценки педагога в «накопительном саквояже» межаттестационного периода

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95, г. Нижний Тагил

студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre, выпускница ДПП ПК "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС " (Гульчевская Наталья, Плотникова Татьяна)

Фейсбук ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО КОУЧА

Аттестация, категория  ….для каждого педагога слово значимое, наполненное какими-то своими смыслами: «важна для статуса, имиджа», «финансовая прибавка», «уважение коллег и учеников», «10 минут позора – 5 лет аттестация», - согласитесь мнения разнятся, но смысл один – очень нужна нам эта процедура. Поэтому и «Порядок аттестации педагогических кадров на территории РФ» №276 от 2014 года един для всей страны, критерии в нем на первую и высшую категорию носят избыточный характер. Вроде куда уж яснее и показательнее. Однако и здесь в установленном порядке педагог находит много избыточных проблем для себя, складывая необъятные саквояжи (портфолио), которые позволяют копить достижения? Нисколько не высмеиваю учителя, сама учитель и эксперт с 20-летним стажем, председатель многих аттестационных комиссий.

Вопрос простой – зачем учителю, так необходимо много складывать в стопочку, заполняя очередной саквояж межаттестационного периода, дипломов, грамот, мониторингов???  Ведь в «Порядке аттестации…» ничего этого нет, а есть четкие показатели профессиональной деятельности педагога.

И вот тут –то народная молва, всевидящее око и вступает в силу – нам говорят, что «аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, а большую роль в развитии профессиональной деятельности играет межаттестационный период, основная цель которого, обеспечить непрерывное целенаправленное развитие профессиональной компетентности учителя». В каждой школе межаттестационный период организуется и сопровождается по-своему, это компетенция образовательной организации. А там, как в ящике Пандоры, ни один саквояж поместится.

Все мы понимаем, что межаттестационный период педагогического работника выстраивается с учетом:

- адресности, означающем, что развитие должно осуществляться в аспекте конкретных педагогических дефицитов;

- освоения и творческого использования наиболее продуктивного педагогического опыта;

- ежегодной самооценки и самоанализа деятельности педагога;

- информационно-консультационного сопровождения.

Правильно организованный межаттестационный период способствует:

- целенаправленному совершенствованию профессионально-значимых качеств педагога, направленных на развитие личности обучающихся;

- систематизации результатов профессиональной деятельности педагога в целях осуществления объективной самооценки результатов своей деятельности при выходе на последующую аттестацию.

Все звучит правильно, по порядку. Но вот очередные педагогические советы, заседания школьных методических объединений – не приносят легкости звучания речи педагога о себе, о своих учениках, об их совместных достижениях. Мы видим кучу презентаций, фотографий, дипломов, трибуну - за которой стоит учитель и глаголет какие-то тронные речи. А ведь за всем этим кроется огромный, кропотливый, качественный труд учителя и ученика. Так почему уже не одно десятилетие педагог говорит о себе невероятные вещи, которые без бумажки и не повторит, и за трибуной скрывается громадный саквояж непознанного опыта из грамот, дипломов и тезисов.

Мы в своей школе нашли выход, подумав просто «выход там же, где и вход», взяли показатели (п.36,п.37) «Порядка аттестации педагогических кадров», их заложили в основу листов самооценки и самоанализа учителя и дали в руки педагогу инструменты коучингового подхода (благодаря обучению на программе Н. Гульчевской и Т. Плотниковой).

Предложили всего три инструмента коучингового подхода:

- «Колесо» развития компетенций – важный коучинговый инструмент, в колесо заложили 6-7 базовых позиций – показателей п.36, п.37 (например, стабильные результаты, методическая работа, профессиональные конкурсы).

- Шкалу 1-10 – как пошаговый план достижения цели.

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели (на занятиях Н. Гульчевская нам объясняла, что, если работаем не с состояниями, чувствами, а четким результатам, движение возможно и снизу вверх, и с верху вниз)

Движение снизу вверх

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
  4. А если еще на один балл?
  5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Движение сверху вниз

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).
  4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9?
  5. А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?
  6. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.

- мишень «Зона контроля» (что находится вне зоны твоего контроля, на что, ты можешь влиять, что точно находится в зоне твоего контроля). Зону контроля рассматриваем как реперные точки, зачастую дефицитные – который педагог в силах поменять в лучшую сторону, развить, усилить.

Для администрации, ШМО педагогические работники еще заполнили поддерживающую среду (так называемую ромашку желаний – что или кого, хочу в помощники).

Удивлению педагогов не было предела, когда в межаттестационный период в саквояж им предложили положить 3 инструмента коучинга и ежедневно их доставать и использовать. Эффект превзошел все ожидания – прошел месяц ромашка поддержки расцвела: директор, методисты, завучи все поддерживали педагогов, а те….взахлеб, говорили о своих «5, 7, 8», о том мощном педагогическом потоке, который позволяет увидеть себя, своего ученика, рядом идущего родителя.  Все говорили, том, что колеса выравниваются, скоро быстрее поедем, а я как методист, эксперт, а в данном случае «начинающий коуч», понимала, вот и заработала на всю мощь у учителя самооценка своей деятельности, наконец-то начался разговор не о долях и процентах, а о своей деятельности (о компетенции, прямо по тексту федерального документа».

Сейчас обучаемся на программе «Мастерство куратора» (К. Ушакова, Е. Куксо, Н. Гульчевской, Т. Плотниковой). Понимаем, что кураторская методика – это технология непрерывного совершенствования компетенций В кураторской методике разработаны протоколы наблюдений, которые позволяют педагогам развивать несколько компетенций. Внутри цикла проводятся регулярные еженедельные встречи — ретроспективы посещенных уроков, где происходит анализ протоколов. Сейчас у нас идея в школе перестроить всю методическую деятельность (включая межаттестационный период), синхронизировать в ней коучинговый подход и кураторскую методику.

Мне очень по сердцу слова  Е. Куксо: «Вирус постоянных улучшений». Я точно знаю, что вирус постоянных улучшений уже заразил нашу школу, нам бы еще наглотаться таблеток глупости, чтобы о сложном, говорить просто и задавать простые вопросы, требующие долгих раздумий и эффективных решений.

Добавить комментарий