Автор
Анна Мирцало
Идея взглянуть на проблему эмоционального выгорания с точки зрения здоровьесберегающего подхода к осуществлению профессиональной деятельности родилась после участия в семинаре-практикуме для классных руководителей о здоровьесбергающей педагогике. Анализ привычек, которые обеспечивают духовное, психическое, социальное и физическое здоровье, позволил обратить взгляд вовнутрь себя и исследовать степень их формирования и развития, а затем и выделить зоны профессионального и личностного роста.
Что же такое эмоциональное выгорание? Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
На проблему эмоционального выгорания можно смотреть с разных сторон: с точки зрения умения организовывать и структурировать время своей жизни, расставлять приоритеты, принимать решения и реализовывать их оптимальным способом, подключать ресурсы – внешние и внутренние ресурсы личности. Мне бы хотелось предложить взглянуть на проблему эмоционального выгорания с противоположного полюса – из состояния духовного, психического, социального и физического благополучия и сфокусироваться на том, как прийти к этому состоянию, опираясь на свой внутренний ресурс. Предлагаю посмотреть на проблему эмоционального выгорания с точки зрения точки тех привычных моделей поведения в области духовного, психического, социального и физического здоровья, которые способствуют или удаляют нас от состояния благополучия.
Здоровье, согласно определению ВОЗ, это состояние духовного, психического, социального и физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Остановимся на составляющих здоровья и привычках, которые его обеспечивают, детальнее.
Духовное (моральное, нравственное) здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок, мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека: отношение к общечеловеческим истинам добра, любви, милосердия, красоты.
Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Какие привычки способствуют духовному и психическому здоровью? К ним отнесены:
- Самоосознание и самооценка:
- умение сознавать собственную уникальность;
- положительное отношение к себе, другим людям, к жизненным перспективам;
- адекватная самооценка: умение реально оценивать свои способности и возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей
- Анализ проблем и принятие решений:
- умение определять суть проблемы и причины ее возникновения;
- способность сформулировать несколько вариантов решения проблемы;
- умение предусматривать следствия каждого из вариантов для себя и других людей;
- умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;
- способность выбирать оптимальные решения.
- Определение жизненных целей и программ:
- умение определять жизненные цели, руководствуясь своими нуждами, склонностями, способностями;
- умение планировать свою деятельность, учитывая анализ возможностей и обстоятельств;
- умение определять приоритеты и рационально использовать время
- Привычки самоконтроля:
- умение правильно выражать свои чувства;
- умение контролировать проявления гнева;
- умение одолевать тревогу;
- умение переживать неудачи;
- умение рационально планировать время
- Мотивация успеха и тренировка воли
- вера в то, что ты являешься хозяином своей жизни;
- установка на успех;
- умение сосредотачиваться на достижении цели;
- развитие настойчивости и трудолюбия.
Оцените по 100 бальной шкале степень проявления каждой из пяти подгрупп привычек. Запишите результаты.
Как если в целом принять за 100 % степень развития привычек (1-5), способствующих духовному и психическому здоровью, насколько проявлены у вас? Запишите значение.
А теперь предлагаю создать колесо собственного духовного и физического здоровья и отразить на его секторах те значения, которые присвоены для каждой подгруппы (рис. 1). Возьмите цветные карандаши и заштрихуйте каждый сектор тем цветом, который ассоциируется с ним.

Возвращаясь к метафоре колеса: как обстоит дело с вашим духовным и психическим здоровьем? Формирование каких привычек, в первую очередь, обеспечит благополучие в этой сфере? Запишите 3 простых и легких шага, которые вы готовы реализовать в ближайшие 72 часа, чтобы развить эти навыки. Поразмышляйте над тем, что еще можно сделать для развития приоритетной подгруппы привычек.
Социальное здоровье определяет способность человека контактировать с социумом. Складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Социально здоровье – совокупность личностных характеристик, обеспечивающих индивиду гармоничное взаимодействие с социальной средой, в результате чего реализуются его потребности, сохраняется и развивается социальная среда.
Среди жизненных привычек, которые способствуют социальному здоровью:
- Привычки эффективного общения:
- умение слушать;
- умение четко высказывать свои мысли;
- умение открыто выражать свои чувства, без волнения и обвинений;
- владение невербальным языком (жесты, мимика, интонация и т.п.);
- адекватная реакция на критику;
- умение просить об услуге или помощи. - Привычки сочувствия:
- умение понимать чувство, нужды и проблемы других людей;
- умение высказывать это понимание;
- умение учитывать чувство других людей;
- умение помогать и поддерживать. - Привычки решения конфликтов:
- умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов;
- умение решать конфликты взглядов на основе толерантности;
- умение решать конфликты интересов с помощью конструктивных переговоров. - Привычки поведения в условиях давления, угроз, дискриминации:
- привычки уверенного (адекватного) поведения;
- умение различать проявления дискриминации, в частности относительно людей с особыми потребностями, по национальному, религиозному, социальному и другим признакам;
- умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений;
- умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия.
- Привычки совместной деятельности и сотрудничества:
- умение быть «членом команды»;
- умение признавать взнос других в общую работу;
- умение адекватно оценивать свои способности и свой взнос в общую деятельность.
- Привычки совместной деятельности и сотрудничества:
Как если в целом принять за 100 % степень развития привычек (1-5), способствующих социальному здоровью, насколько проявлены у вас? Зафиксируйте ответ на бумаге. При необходимости исследуйте детальнее каждую подгруппу и создайте колесо социального здоровья, опираясь на пример с колесом духовного и психического здоровья, описанный выше.
Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
Жизненные привычки, которые оказывают содействие физическому здоровью:
- Привычки рационального питания:
- соблюдение режима питания;
- умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и пользу для здоровья:
- умение определить и сохранять высокое качество пищевых продуктов. - Привычки двигательной активности:
- выполнение утренней зарядки;
- регулярные занятия физической культурой, спортом, двигательными играми, физической работой. - Санитарно-гигиенические привычки:
- привычки личной гигиены;
- умение выполнять гигиеничные процедуры (уход за кожей, зубами, волосами и т.п.). - Режим работы и отдыха:
- умение чередовать умственную и физическую активности;
- умение находить время для регулярного питания;
- умение находить время для полноценного отдыха.
Как если в целом принять за 100 % степень развития привычек (1-4), способствующих физическому здоровью, насколько характерны для вас? Зафиксируйте ответ на бумаге.
А теперь предлагаю создать колесо здоровья, объединив значения (рис. 2).

Как обстоит дело с вашим здоровьем в целом? Что сейчас в приоритете? На что важно обратить внимание в первую очередь? В каких личностных изменениях вы нуждаетесь? Что важно предпринять для их осуществления?
С пожеланиями доброго здоровья и благополучия во всех сферах жизни, личностных изменений, восстановления жизненных сил и энергии в период летних отпусков, Мирцало Анна.