Коучинг в образовании и в воспитании или как обрести естественность и радость в общении с детьми и подростками

Потребность в изменении методов и подходов в образовании и в воспитании становится все более актуальной. Привычные методы взаимодействия с детьми и подростками перестают быть эффективными и увеличивают разрыв между поколениями. Мы перестаем слышать потребности детей, их истинные желания, говорим с ними на разных языках. Наши дети другие, и прежние методы взаимодействия с ними не работают. Культура наказаний, которая передавалась из поколения в поколение, вызывает защитную реакцию, которая снижает желание сотрудничать и мешает процессу обучения. Стресс, причинами которого могут быть взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, подготовка и сдача ГИА и ЕГЭ, поток информации, который обрушивается на детей и подростков, осложняет процесс общения детей и родителей, учеников и учителей, а иногда приводит и к конфронтации. Учителя и родители испытывают искушение научить чему-то своих детей и учеников таким же способом, как в свое время учили их самих или так, как написано в книге. При этом они невольно навязывают свои методы, сохраняют преемственность традициям. Несмотря на то, что применение стандартного или «правильного» способа обучения и воспитания облегчает жизнь родителей, так как им виден дальнейший путь ребенка, они следуют принципу «Делай, как я», что создает для родителей чувство комфорта, при этом личные предпочтения ребенка подавляются, скрывается его индивидуальность. Кроме того, это поддерживает зависимость ребенка, тешит самолюбие родителей, сохраняя иллюзию их власти.

Многочисленные исследования и эксперименты в области образования, воспитания, личностного развития приводят к пониманию того, что вера в людей, в их способности, помогает им раскрыть свой внутренний потенциал, найти свои сильные стороны, расти и развиваться. Это новое видение людей формирует новый тип мышления, в корне меняющее наше привычное представление. Современной эффективной технологией раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности является коучинг. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). Коучинг как эффективный инструмент, философия, новый стиль управления нашел широкое применение в сфере бизнеса, в спорте, в личностном и профессиональном развитии людей. И этим возможности коучинга не ограничиваются.

Для меня стало настоящим открытием применение коучинга в образовании и в воспитании детей и подростков. Он дает потрясающие результаты. Коучинговый подход помогает развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повышает их мотивацию, личную заинтересованность  в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ, помогает найти будущую профессию и увидеть свой собственный путь. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. И это лишь часть тех плюсов, которые дает инновационный метод коммуникации. Что делает этот процесс по-настоящему эффективным?

В первую очередь, это коуч-позиция учителей и родителей. Коуч-позиция базируется на 5 принципах Милтона Эриксона и является основой проведения коучинговой сессии. Опираясь на эти принципы, родители и педагоги помогают и поддерживают своих детей и учеников на пути становления самостоятельных, уверенных и осознанных личностей.

  1. Со всеми все ОК! Каждый ребенок – личность. С ним все в порядке. Важно видеть в ребенке его сильные стороны, лучшие качества, его таланты, позволять ему быть собой. Акцентируйте свое внимание на позитиве, на том, что у ребенка получается, старайтесь дать понять ему, что он ценен. Относитесь с принятием и любовью к ребенку. Важно также подчеркнуть, что стоит избегать любые сравнения ребенка со сверстниками. Каждый ребенок – индивидуальность. У всех детей разный темп восприятия, разный темп развития. А оценка ребенка с кем-то другим вызовет только негативные эмоции и полностью противоречит этому принципу. Лучше вместо этого составить для ребенка его собственную шкалу развития/ понимания какого – либо вопроса и др. Можно применить коучинговый инструмент – шкалирование — как возможность самооценки. Например, предложить подростку на шкале от 1 до 10 (где 10 – это максимальный результат) определить, где сейчас он находится в понимании какого – либо материала. Он отмечает место на шкале (например, 7), и затем спросить: «А что тебе поможет продвинуться на ступеньку выше? Что для этого нужно сделать?» Отвечая на вопросы, можно увидеть шаги для достижения цели, составить планирование. Это снимет внутреннее напряжение и поможет самостоятельно развиваться.
  2. У ребенка есть все необходимые ресурсы для достижения успеха. Этот принцип означает, что родители и учителя позволяют детям приобретать свой опыт и стараются не давать советов, так как советы или помощь в той ситуации, в которой дети могут справиться сами, воспринимается как недостаточная вера в них, в их силы. При этом в зависимости от возраста, важно позволять ребенку ошибаться. Более того, помогать видеть полезный опыт в ошибках, что в будущем поможет научиться быстро исправлять свои ошибки и избегать самокритики, а также даст силы брать на себя инициативу и смело идти вперед к поставленной цели.
  3. В основе каждого поведения лежит позитивное намерение (независимо от того, как это выглядит на поверхности). Порой увидеть позитивное намерение в поведении детей бывает достаточно трудно, но когда родители и учителя следуют этому принципу, они помогают открыть новые возможности, и тогда нет ошибок – есть обратная связь.
  4. Ребенок в каждый момент времени делает наилучший выбор из возможных. Этот принцип освобождает ребенка от обвинений и упреков. Если такой выбор ребенка, по мнению учителей или родителей, противоречит их представлениям, важно прояснить истинную причину поведения, увидеть то самое позитивное намерение, которое лежало в основе и дать возможность отыскать иные пути и способы достижения цели.
  5. Изменения не только возможны, но и неизбежны. Дети растут и развиваются. Иногда ограничивающий взгляд родителя или учителя не дает проявиться этим изменениям. И, наоборот, когда мы видим в ребенке его личностный рост и поощряем его, мы помогаем позитивным изменениям происходить.

Ценность и значимость следования данным принципам Милтона Эриксона нами, родителями и педагогами, очень высока. Представьте, если бы каждый раз, обращаясь к ребенку или подростку, мы смотрели бы на него как на целостного, талантливого, способного, осознанного, гармоничного человека, то что бы тогда изменилось в наших взаимоотношениях? Что стало бы возможным для него и для нас? Какую ценность мы передаем, когда обращаемся с ними так, а не иначе? Кем мы становимся для них? Кому еще это важно, если не нам — родителям и педагогам, по-настоящему верящим в наших детей и учеников?

Лариса Кабаньян,

профессиональный коуч (по стандартам ICF),

тренер программы «Введение в коучинг в сфере образования» Международного Эриксоновского Университета Коучинга

yug.coach@gmail.com

Larisa Kabanyan

Руководитель коуч-студии “Новое поколение”, профессиональный коуч, тренер

Добавить комментарий