Коучинг в начальной школе. Опыт использования.

Коучинг- новое направление в психологической науке XXI века. И очевидно, что коучинговый подход очень импонирует подрастающему поколению, которое верит в свою уникальность, в свои способности и знает, что перед ним открыты все возможности к достижению любой цели. Наука наукой, а образование в большинстве школ не способно справиться с индивидуальностью ученика. Сейчас, когда в нашей стране разрешено создание и открытие частных школ, многое становится возможным. Разрабатываются и получают должное одобрение новые формы обучения, классы приобретают непривычный для советского ученика вид, учебники и рабочие тетради стали красочными, схематичными и разнообразными. Но в государственных школах по-прежнему сложно внедрить любые новшества.

Однако, я осмелилась. И после прохождения первого модуля «Наука и искусство трансформационного коучинга» в МЭУ г.Краснодар, я решила применить на практике метод «зеленой ручки» на уроках письма в первом классе. Метод этот не нов, его придумала Татьяна Иванко, когда готовила дочку к поступлению в школу. Ее идея заключается в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на том, что у него получилось. Все это становится впику с самой системой оценивания в средней школе, когда учитель берет красную ручку и подчеркивает все ошибки, допущенные учеником.

Автор статьи

победитель конкурса учителей, студент Международного Эриксоновского Университета Коучинга (г. Краснодар)

Долгорук Евгения

Сам принцип «зеленой ручки» использовать можно по-разному: на уроках литературы и истории при выставлении оценки «3» или «4» можно акцентировать внимание на том, что получилось у ребенка, например: «Ты сегодня получаешь «тройку». У тебя хорошо получилось выделить главную мысль в произведении». Тут же у ученика можно спросить, что он может сделать лучше, чтобы уже завтра получить «четыре». На уроках математики можно обозначить количество правильно решенных задач вместо подсчета ошибок. Я же взяла для внедрения на уроках письма метод «зеленой ручки» в его прямом исполнении.

Так как дети в первом классе еще с достаточным романтизмом и любовью относятся ко всем предметам, то я решила выбрать самый сложный для них и добавить в него немного волшебства. Постановка письма – очень непростая задача: быстро устает рука, надоедают однообразные крючки и палочки, да еще тетрадка то и дело норовит куда-то съехать. Но представьте себе, как если бы у Вас в жизни была фея, которая обладала уникальной способностью в этом нелегком труде найти что-то очень хорошее и показать Вам, да и всем вокруг, как здорово Вы справились с задачей. Пусть в мелочи, пусть в самом незначительном шаге, но у Вас это получилось.

На одном из уроков письма в 1 «П» классе я вдруг произнесла для детей что-то новое: «А сейчас, пока вы прописываете две эти строчки, я пройду и обведу в кружок самую красивую букву из всех, которые вы написали». Сказать, что у детей загорелись глаза – не сказать ничего. Они оживились, стали старательнее выписывать элементы и с нетерпением ждали, когда же учитель подойдет к нему, когда же найдет самую красивую букву в ряду. Большинству учеников очень легко привилась сама идея обращать внимание на свои удачи. Но были и сложности. У одного мальчика наблюдались явные трудности в начертании заглавной буквы Н, и когда я подошла к нему с желанием отметить самую удачную, он закрыл тетрадь руками и сказал, что у него вообще ничего не получилось. Однако, нам удалось договориться о том, что он напишет еще строчку, и в ней обязательно найдется самая красивая буква. Так и получилось.

Сейчас, открывая для сравнения тетради по математике и по письму, я с уверенностью могу сказать, что отсутствие красной пасты на листах значительно снижает уровень стресса и страха перед заданием. Кроме того, по результатам работы психолога в классе, у 70% учеников самым любимым предметом к концу первой четверти оказался урок русского языка.

Конечно, сложно себе представить ситуацию, в которой диктанты и изложения в более старших классах проверялись бы по такому же методу. Но я уверена, что и здесь можно предложить детям обратить внимание на то, что точно получилось. Но и это не панацея от всего. Ведь, к сожалению, абсолютно очевидно, что невозможно оградить ребенка от ситуаций неудач на все 100%. Но научить видеть в неудачах положительные уроки, точки роста для себя – это нам по силам.

С уважением к Вам и Вашему делу, учитель начальных классов Долгорук Евгения.

Добавить комментарий