Коучинг не отходя от окна или Зачем нужна биология

Светлана Кокорева, победитель конкурса учителей,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Поваровская средняя общеобразовательная школа (Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Поварово)

Июнь 2015 года. Позади – два модуля программы «Наука и искусство трансформационного коучинга». Я работаю в школе, и главная моя задача – найти именно свой, удобный мне, способ применения полученных знаний на практике. Одна из «горячих» тем июня – пресловутые ЕГЭ.

kokoreva

Было обычное рабочее утро. По дороге в школу я обдумывала, как я могу использовать техники коучинга в этом направлении. Я не спеша поднималась по лестнице на второй этаж, где располагалась учительская. Слышу – непонятные звуки, то ли плач, то ли ругается кто-то. Мда, веселое утро…

Захожу в учительскую, картина маслом – стоит девчушка, выпускница, ревет, слезы в три ручья, а глаза – как у побитого щенка. Вокруг учителя – маститые, у каждого не один год работы за плечами, с сочувствием на лице, говорят сразу одновременно. Суть ситуации – Ирина, назовем ее так, в начале года писала заявление на сдачу ЕГЭ по биологии. И вот, до экзамена полторы недели, последний звонок позади, и она вдруг понимает, что как-то совсем не готова к экзамену и хочет написать отказ, чтобы не сдавать его совсем. Учителя, понятное дело, девчонку отговаривают – мол, ты что, это же пропуск в вуз, выучишь, сдашь, все у тебя получится. Только возьми себя в руки. Что ж ты, как стрекоза, лето красное пропела? Вот, молодежь, говоришь вам, говоришь. Ну да что уж теперь, соберись, хватит плакать, выучишь.

И чем дальше, тем слез больше, чую, дело к истерике катится…  Беру девчонку за локоток, и кивая учителям, бочком- бочком к двери. Лето, в кабинетах ремонт, везде рабочие, пахнет краской. Куда деваться? Полноценной консультации не получится точно.

Стоим у окна в коридоре.

— Ирина, расскажи, что случилось-то толком?

— Да как-то так получилось, что с этим последним звонком, репетициями, и готовиться-то некогда было. Я понимаю, что совсем не готова. И компьютер еще дома сломался, в интернете даже не подсмотреть ничего. А экзамен уже скоро… А вдруг я Ольгу Петровну подведу? Вдруг плохо сдам?

И опять в слезы.

— И вообще не понимаю, что это за предмет такой дурацкий – биология? Кому он нужен? Вот вопрос такой есть – почему дождевые черви после дождя вылезают на асфальт? Я откуда знаю, почему? Зачем мне вообще это знать?

В глазах возмущение и негодование. Стою, внимательно слушаю эти «зачем?», «Почему?». В голове перебираю варианты, что делать дальше. И тут меня осеняет – вопросы-то на верхних уровнях пирамиды логических уровней.  Как говорится, хотела получить опыт – на, получай…

— Ирин, — говорю я. – Ты сказала, что боишься Ольгу Петровну подвести, если плохо сдашь. А почему тебе так важно это?

— Ну это же будет позор… Значит, она плохой учитель, а я – плохая ученица.

— А чего бы ты хотела вместо этого? – спрашиваю я и перевожу взгляд в окно, а там как раз отличный вид – летняя природа, стадион и детская площадка. Чувствую, раппорт в порядке – и моя невольная Чемпионка переводит взгляд туда же, вдаль… А дальше все идет как будто по легкой накатанной дороге, в непрерывном потоке…

— Я бы хотела сдать экзамен так, чтобы она мной гордилась. И чтобы мне хватило баллов, чтобы поступить в педагогический.

Включаю на полную голос волшебника… Все-таки как вовремя вспоминаются навыки с тренинга, да еще с самых первых дней обучения.

— И кто тогда ты? Та, которая справилась на экзамене, и та, которой гордится Ольга Петровна? И та, которая поступила в педагогический?

— Я – взрослая, у меня своя семья… Это так здорово… Только вот все равно не пойму, зачем мне знать, почему червяки вылезают на асфальт после дождя…

— Как если бы ты уже знала, зачем они это делают… И как если бы ты увидела там, в будущем, свою семью… И вот вы гуляете в парке, недавно прошел дождь, и к тебе подходит твой сынок и спрашивает: «Мама, посмотри, червяки все вылезли на дорожку… А почему они так делают?» Что тогда становится возможным?

Дальше я просто почувствовала себя ненужной. Я увидела, как у Ирины загорелись глаза, и это внутреннее пространство, которое она сама для себя создала, было для нее таким ценным и важным, что перекрыло все, что было «здесь и сейчас». Исчезли звуки сверла и молотков, исчез запах краски, исчез этот подоконник, на который она опиралась всего секунду назад. Она стояла, глядя в одну ей понятную даль, и видела одной только ей понятный образ.

Наблюдая эту перемену, я внутренне улыбалась и вместе с Чемпионкой чувствовала, как наполняются силой руки, как расправляются плечи и высыхают слезы на щеках. И когда прошли эти несколько секунд по земным меркам, а по меркам ее – бесконечное погружение в свою вселенную, она повернулась ко мне и сказала: «Я теперь знаю, что я буду делать».

Я для верности и скорее для проформы спросила про первые шаги, и получив четкие простые действия-шаги, отпустила Ирину домой. Теперь она скорее походила на лабрадора с озорными веселыми глазами, чем на того забитого щенка еще полчаса назад.

На следующее утро я заглянула к Ольге Петровне, и увидела там Ирину, они вместе составляли план ускоренной подготовки к экзамену. Глаза ее все так же горели, и чувствуя этот мощный поток энергии, я тихонько закрыла дверь. Я тут точно больше не была нужна.

По истечении долгих двух недель после экзамена я узнала результаты – гораздо больше, чем просто проходной балл, и весьма неплохой результат для поступления в вуз.

Я была благодарна себе и Чемпионке, что мы смогли в таких непростых условиях провести эту мини-сессию, и что каждый сделал со своей стороны то, что смог. И за то, что перед нами открылись наши новые способности, наши ресурсы. Мои – как коуча, ее – как стремящейся к своей цели Чемпионке. И мы обе поняли, почему нам важно и ценно то, что мы создали. Мне, как коучу – видеть блеск ее глаз и чувствовать мощный прилив энергии, ей – образ будущего, где она увидела себя как взрослого, творческого человека, творящего свою судьбу. И за то, кем мы стали… Но это уже – совсем другая история!