Автор
Дельцова Ирина Алексеевна
учитель биологии , частное общеобразовательное учреждение «Гармония»
выпускник КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО» (Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн")
победитель конкурса учителей, студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre (автор Ольга Рыбина, MCC ICF)

У подростка Степы есть два сильных желания одно связано с личным саморазвитием, а другое с потребностью в общении со сверстниками. Кажется, что это естественные потребности и желания многих школьников такого возраста, однако ситуация осложняется тем, что Степа учится дистанционно в Муниципальном ресурсном Центре дистанционного образования детей г. Иваново «Дом-Школа.ru». Ученики Центра приняли участие в проекте «Исследуем вместе», где выполняли научно-исследовательскую деятельность под руководством студентов (научных руководителей). Степой был выбран проект «Механизмы саморазвития подростков». Под руководством студентки социолого-психологического факультета ИвГУ Степой была изучена проблема саморазвития и самовоспитания подростков и создан Интернет-ресурс — группа в соцсети Вконтекте «Познакомься – это ты».
Особенностью взаимодействия студентки и школьника было использование на каждой встречи различных инструментов коучинга («Модель Уолта Диснея», «Пирамида логических уровней Дилтса», «Колесо баланса»). Сначала они были задействованы научным руководителем для помощи в осознании Степаном себя в данной проблемной области, а затем школьник стал их изучать как возможные механизмы, которые могут помочь его сверстникам решить свои психологические проблемы. Таким образом через коучинговые техники подросток оказался внутри коучинга и принял его как реальный механизм помощи в решении проблем.
У Степана ограниченный круг общения среди сверстников, в основном со своими приятелями он общается дистанционно. Поэтому вариантом проверки работы коучинговых методик стало создание виртуальной группы «Познакомься – это ты» (https://vk.com/club133324147). Вот что написал Степан в приветствии к группе «Привет! Меня зовут Степан. Я создал эту группу для тебя , чтобы ты мог узнать о себе больше, чем знал до этого. Можешь мне писать вопросы, волнующие тебя в жизни. Я не буду отвечать на них, а буду задавать свои вопросы, которые помогут тебе найти нужный ответ».
Пример первой беседы (от 17 марта).
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Какая черта моего характера является лучше остальных?
[ КОУЧ ]: Артём, Зачем тебе нужно знать о своей лучшей черте?
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Я хочу знать чего я добиваюсь в разговорах с кем-либо.
Иногда из-за этого разговор не получается.
[ КОУЧ ]: Артём, Что тебе надо сделать, чтобы узнать свою лучшую черту характера?
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Я считаю, что мне надо заводить больше диалогов с разными людьми, чтобы найти общие характерные черты в разговоре. И при положительных эмоциях собеседника(-ов) проявиться та черта, которая на самом деле лучшая.
[ КОУЧ ]: Артём, Это правда.Каким тебе надо стать, чтобы завести диалог и пообщаться с разными людьми
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Степан, я думаю, что прежде всего нужно перебороть в себе замкнутость и страх новых знакомств.
[ КОУЧ ]: Артём, Надо не бояться узнавать что-то новое. Когда ты узнаешь о своей лучшей черте?
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Степан, думаю, это произойдет само собой, при случайном разговоре с кем-то незнакомым, либо со знакомым, с которым я не так общался или вообще не общался
[ КОУЧ ]: Как измениться твоя жизнь, каким ты будешь? когда ты найдешь свою черту.
[ <<КЛИЕНТ>> ]: Я заведу множество знакомств. Я смогу нормально, без страха разговаривать с людьми
[ КОУЧ ]: Артём, Какие черты тебе нравятся в других людях?
В течение весны Степан включался в обсуждение восьми вопросов. Были темы, которые оставались открытыми и ребята не заканчивали свой диалог. Но главное, что Степан включился в новый для себя тип социальных отношений и коучинг помог начать решать две проблемы — личного саморазвития и расширение круга общения со сверстниками.