Коучинг как фитнес мозга учителя и ребенка в освоении ФГОС общего образования

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95

г. Нижний Тагил

Сегодня много говорят об эффективной школе, о современном уроке, о переводе низких результатов учащихся в стабильные, об учебных дефицитах ребенка, о персонификации и индивидуализации образовательной деятельности …. И этот ряд перечислений бесконечен. И этот «полет» нормативной мысли дает нам ФГОС разного уровня образования. Вот для учителя и ученика и наступает момент, когда они должны воссоединиться в обучении – миф, легенда или все-таки реальность? Все заполонило репетиторство. Только одна система дополнительного образования живет без репетиторов, репетиции проводят сами. Хотя я не против хороших репетиторов.  Ведь так много, как нам пишут в официальных отчетах, детей с «учебными дефицитами знаний» (итоги ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), а если есть дефицит, за ним всегда выстраивается очередь (знакомое понятие с советских времен: «если есть дефицит – надо брать, неважно что, узнаешь, когда очередь подойдет).

Но урок – это не репетиция учебной жизни, эта и есть реальное учебное событие, в котором каждый ребенок приобретает или создает свой учебный опыт, делает свои открытия.

Для меня лично «эффективная школа – это школа, где повышают возможности жизненного плана ребенка». Эффективный урок – это урок, на котором учитель работает дифференцированно с тремя результатами освоения программы: низкими, стабильными, высокими (и зона влияния и зона контроля совпадают). Для меня современный урок – это урок, а впрочем… представлю лучше  диаграмму различных типов урока из современного учебника педагогики.  

Бросается в глаза явное расхождение объема и сферы понятий для традиционного и современного уроков. Для традиционных форм даны названия, которые формулируют заранее цель урока (выработка умений, объяснение нового материала), а для современных форм название обозначает не цель, а форму проведения (урок-дискуссия).  В традиционном уроке указаны результаты деятельности, основной элемент – тема (что изучаем). В современном уроке перечислены способы  организации деятельности. Основной элемент – деятельность (как изучаем).

В традиционном формате урока выработка умений и навыков является результатом только одной формы обучения. В современном уроке на достижение метапредметных результатов направлены все виды деятельности.

Я, как учитель, это понимаю и применяю на практике, провожу уроки в современном формате, занятия для слушателей программ в институте делаю максимально деятельностными, событийными: форсайт-сессии, технологии проектной деятельности, технологии образовательного события, НооГеновские задачи, интеллект-карты и т.д.

Но почему –то не покидало чувство, что «тружусь» в освоении опыта больше, чем те, кто пришел за ним. Парадокс? Все по – современному - а устаю, как раньше, загружаюсь бумагами еще больше, хотя работаю по призванию.  А ведь ФГОС общего образования – это огромная коммуникативная площадка для общения и сотрудничества взрослого и ребенка. Когда же будет время поговорить с ребенком об его достижениях, маленьких шажках продвижения, помочь развить его потенциал. Испытать «кайф» от того, что ты нужен своему ученику, а он - тебе. Прав был А. Эйнштейн, когда говорил: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».

И вот фитнес мозга у меня, преподавателя с 25-летним стажем, произошел, благодаря обучению на курсах «Коучинговый подход в реализации ФГОС» у Натальи Гульчевской.  Я бы даже сказала, не фитнес сначала был, а разрыв «учительского мозга». Зачем мне столько инструментов? Если инструменты коучингового подхода позволяют мне так эффективно взаимодействовать с учениками в урочной и внеурочной деятельности или слушателями на программах: они активны, инициативны; они создают свой учебный или профессиональный опыт «переворачивая себе мозги», жутко радуются, что многое получается, спешат со мной еще обсудить, не поверите урок литературы, а, если слушатели, то государственную политику в сфере образования. У меня у самой, зачастую, от такого формата общения – коуч-сессия, коуч-тренировка, происходят инсайты и приходит «профессиональный кайф» - живу и радуюсь.

С одним из них поделюсь в этой статье (хотя инсайтов много, на фото на столе на розовых бумажках записаны), я ими делюсь на своей странице в «Facebook».

На курсах Наталья Гульчевская познакомила нас с техникой «Колесо развития», я увидела совершенно изумительный пример применения «Колеса развития» Виткиной Ириной Владимировной, учителем географии МБОУ СОШ №5 г. Красного Сулина (огромное ей спасибо).

Напомню, вот  так выглядел этот пример:

Колесо развития (в начале этапа создания опыта - проработки содержания урока):

На колесе развития определите от 1 до 10, что на данный момент вы знаете о каждом из природных компонентов, понятий и т.д.?

После заполнения «колеса» идут вопросы:

-   Какие__________ (компоненты природы, понятия и т.д.) вам знакомы?

-   Знания, о каких вам хотелось бы углубить?

-   Что нужно сделать для этого?

-   Для чего вам нужны знания об этих понятиях?

В конце урока возвращаемся:

-   Проанализируйте ваше колесо развития.

-   Отметьте, что в нем изменилось.

-   Кто продвинулся?

-   Кто узнал о______________ (компонентах природы, понятия и т.д.)  больше?

-   Что нужно сделать, чтобы продвинуться еще дальше?

(ответы уч-ся: обратиться к дополнительной литературе, поработать с учебником, с картой и т.д.)

И вот тут меня озарило. Колесо развития урока можно рассматривать как предметную платформу с отражением предметных позиций стандарта: понимание, применение и преобразование знаний и одновременно как эффективный метопредметный инструмент развития УУД. На этой предметной платформе в колесе развития мы располагаем не только тематику, но и способы деятельности (помним, современный урок, тот в котором в названии заложена форма проведения, из которой легко вычленяются способы деятельности, связанные с развитием УУД). Далее колесо развития как предметную платформу с метопредметным инструментом мы начинаем рассматривать как технику формирующего оценивания (развивающего), когда одномоментно идет оценка результата и оценка процесса освоения, а затем и присвоения опыта, а может быть и создания собственного опыта. Тогда колесо развития для ученика и учителя становится и навигатором в оценке, и способом обратной связи, и основой улучшения обучения этого ребенка. Так как в колесе развития используется прием шкалирование, который можно рассматривать как персональный уровневый путь ребенка по созданию или освоению опыта.

Я пока только пробую усовершенствовать колесо развития в логике требований программ ФГОС. Но точно знаю, что на колеса развития я буду рисовать с ребенком на тематический раздел, так как мне важен момент не только начала создания опыта через проработку содержания урока, но и момент присвоения опыта. Точно знаю, что шкалирование от 1 до 10 сделаю через предметные и метопредметные позиции (это возможно, так как уровневый подход заложен в требованиях стандарта). Но коучинговые вопросы для предмета и развития УУД, конечно это текст перед колесом – это обязательно, причем хочу попробовать и дедуктивную и индуктивную логику изложения предмета (особенно, если это урок-исследование).

Точно своим ученикам предложу на выбор обучаться обычной знаково-символической системой в тетради или сделать тетрадь по русскому языку в формате колеса развития. Думаю, мои дети, эту идею примут на «Ура!».

Сейчас учебный год закончен, пробуем со слушателями осваивать ФГОС через логику «Колеса развития» (пока колеса «знаньевые получаются», но это тоже опыт).

Я в начале этого пути, но, повторюсь, уже куча инсайтов. В следующей статье поделюсь опытом, как может выглядеть «Колесо развития урока» как предметная платформа (понимание-применение-преобразование знаний) с использованием метопредметных умений и техник формирующего оценивания. И очень хочется написать заметку на сайт о том, как малярный скотч, стикеры и маркеры (сейчас это мои незаменимые друзья в портфеле учителя) позволили мне решить вечную педагогическую проблему «мотивации на деятельность».

Добавить комментарий