Коучинг и инновационный проект школы: компоненты допроектного этапа

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написана по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

(ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF)

Вебинаров Галины Вдовичено, Андрея Вагина, Светланы Ланда

Признательна  УЧИТЕЛЯМ - МАСТЕРАМ!

Один из трендов последних лет  -  повышение осознанности в организации инновационной деятельности школы: за счет развития кадрового потенциала, обновления или создания новой инфраструктуры, использования современных навыков и инструментов развития.

Сооснователь компании SmartCourse Михаил Мордасов, считает, что в образовании стали востребованными подходы из  бизнес-сообщества, которые приводят к более осознанной, ответственной и продуктивной деятельности.

Осознанность – это способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчет: где сейчас находится школа, что в данный момент в ней происходит, почему именно так и зачем. Ответственность – это навык, который развивается и не делится пополам. Как поддержать руководителю свой коллектив в очередном инновационном проекте, чтобы пришла осознанность, на основе которой возможно сделать выбор из разных преимуществ выбор, нести ответственность за тот инновационный продукт, который внедряется в жизнь, не только значительно ее, улучшая, но, возможно, в какой-то момент и разрушая.

Школа начинает понимать, что такое soft-skills и осмысленно интегрировать развитие гибких навыков в образовательную деятельность, включая компетенции учителя и ученика. Например, реализация проектной деятельности на разных уровнях школьной системы: от проектной задачи ученика до инновационного проекта школы на региональном уровне (ст. 20 ФЗ №273 «Об образовании в РФ»), когда меняется не только образовательная ситуация, но и частично школьная инфраструктура. В этих изменениях стержень «осознанность – выбор - ответственность» необходим.

Инновационная деятельность в школе ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

 Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В предыдущей статье мы уже говорили о том, что недирективный директор школы переходит от исполнителя изменений к роли инициатора этих изменений для максимального раскрытия и  реализации потенциала коллектива. Основная задача не директивного руководителя – повышать конкурентоспособность и эффективность образовательной организации не только за счет развития потенциала и компетенции  педагогических работников, но и внедрения инновационных проектов и программ.

В этой статье я поделюсь, как в школах с коучинговым стилем управления выстроена система стратегического планирования  работы с проектом.

Данная система выстроена с учетом принципов коучинга:

- опора на факты;

- нейтрально, не директивно, безоценочно;

- доверие к себе и команде;

- основной инструмент - сильный вопрос, мотивационно-рефлексивные модели, развивающие беседы партнеров;

- ошибка – это новый опыт, позволяющий выйти из зоны комфорта и значительно улучшить ситуацию и себя в ней.

В предпроектном этапе инновационной деятельности используем следующие компоненты деятельности:

- модель стратегического планирования «SWOT- Анализ» в формате командной коуч-сессии (Ольга Рыбина);

- модель «Шесть вопросов на поиск ресурсов» в формате групповой коуч-сессии (Светлана Ланда);

- индивидуальная развивающая беседа с участниками проекта в коучинговом стиле «Постановка задач в стиле коучинг» (Андрей Вагин, Галина Вдовиченко).

Траектория допроектного этапа в коучинговом формате от командной через групповую к индивидуальной осознанности для нас сегодня наиболее эффективна.

На программе «Коучинг: возможности без границ» (автор Ольга Рыбина, ММС ICF) я познакомились с моделью стратегического планирования «SWOT- Анализ».

I этап –командный

Сессию с командой до 12 человек на основе этой модели проводим следующим образом:

Команда отвечает на 6 вопросов:

  1. Как называется инновационный проект?
  2. Каковы тенденции развития этого проекта в системе образования в городе, стране?
  3. Кто заинтересован в том, чтобы инновационный проект был реализован? (перечислите можно всех заинтересованных партнеров)
  4. Какая ценность вашей школы реализуется в этом инновационном проекте?
  5. Как миссия вашей школы учтена в этом инновационном проекте?
  6. Кто выиграет и в чем от реализации этого проекта?

Затем проводится SWOT- Анализ с общих позиций и позиций действий.

 SWOT- Анализ

(общие позиции)

 

внешние

внутренние

Возможности

Какие внешние возможности ваша команда может использовать для реализации проекта

1.

2.

3.

Какие сильные стороны проекта отмечает ваша команда?

1.

2.

3.

Угрозы, риски

Какие риски извне могут быть для вашего проекта?

1.

2.

3.

Какие слабые стороны проекта видны вашей команде уже сейчас?

1.

2.

3.

SWOT- Анализ

(действия команды)

 

внешние

внутренние

Возможности

Как ваша команда может  использовать сильные стороны проекта для реализации внешних возможностей?

Опишите сильные действия

Как, используя внешние возможности, ваша команда сможет компенсировать слабые стороны проекта?

Угрозы, риски

Какие сильные стороны проекта помогут преодолеть внешние угрозы и риски?

Как ваша команда может минимизировать риски и угрозы (внешние и внутренние)?

 II этап – групповой

На этом этапе проводим коуч-сессию в групповом формате (модель «Шесть вопросов на поиск ресурсов», Светлана Ланда). Группы от 3-5 человек.

Шесть вопросов на поиск ресурсов для инновационного проекта:

  1. Удавалось ли вашей группе раньше достигать подобной цели или решать подобную задачу и что вы делали тогда?
  2. Известен ли вашей группе другая группа (человек), уже достигнувшая (ий) подобной цели или решившая (ий) подобную проблему и что эта группа сделала?
  3. Какое поведение, состояние, способность или убеждение вашей группы поможет достигнуть этой цели или решить эту проблему?
  4. Какое поведение, состояние, способность или убеждения вашей группы сделают невозможным сохранение этой проблемы?
  5. Если ваша группа уже достигла цели или решила проблему, то, глядя назад, какие действия группы решили дело?
  6. Какие ресурсы из имеющихся, потребовались бы вашей группе для достижения цели или решения проблемы?

III этап – индивидуальный

 Проводим индивидуальную развивающую беседу для будущих участников инновационного проекта. В основе развивающая беседа «Постановка задачи в стиле коучинг» (Андрей Вагин, Галина Вдовиченко).

Как пишут авторы пособия «КОУЧИНГ в HR. инструкция по ПРИМЕНЕНИЮ» основа этой беседы ориентация на результат и поиск поиске наилучших путей достижения желаемого. 

Такая развивающая беседа очень важна, так как позволяет обсудить с каждым участником проекта инновационную глобальную задачу, которая стоит перед школой.

Беседу проводим в течение 15 - 20 минут.

Возможный вариант беседы:

Перед школой сейчас стоит вот такая инновационная задача; конкретно для Вас, как может выглядеть эта задача? Поделитесь, пожалуйста.

Расскажите, каким Вы видите оптимальный результат в этой задаче?

Как Вы поймёте, что наша школа его достигла? Если бы можно бло измерить, как бы хотели измерить этот результат?

А что важно лично для Вас во всей этой инновационной истории? Какие плюсы для себя Вы видите в достижении этого результата?

Какие пути достижения этой цели Вы видите? Какие ещё варианты есть? А если взять даже самые невероятные?

Как думаете, что из всего перечисленного было бы наиболее эффективным? Какие риски всё равно при этом остаются? Как можно подстраховаться?

Что из всего, о чём мы говорили сейчас, относится к Вашей зоне ответственности?

И тогда, какова Ваша роль в этом инновационном проекте? Кто Вы в этой истории?

Добавить комментарий