Конспект профориентационного занятия в коуч-формате от Татьяны Самолётовой

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, профессиональный коуч

Татьяна Самолетова

То, что коучинговый формат очень гармонично вписывается в работу с социально дезадаптированными подростками, мне было известно из собственной практики, которою я начала около года назад. То, что это один из самых экологичных методов взаимодействия с подростками, тоже стало понятно с первых индивидуальных занятий с применением коучингового подхода. Основной вау-эффект  в работе, был обусловлен полным принятием и не директивностью с моей стороны, что служило базисом создания доверительных отношений с воспитанниками. Спасибо Ольге Рыбиной и Наталье Гульчевской за то что, ещё в процессе моего обучения, 11 коучинговых компетенций просто были вшиты ими в моё коучинговое сознание.

Видя реальные результаты работы в новом для нас формате, моя коллега, Дарья Чернова заинтересовалась коучингом и прошла обучение его основам. Работа в партнёрстве, позволила нам расширить внедрение коучингового подхода в различных направлениях реабилитационной работы. Это направления работы по формированию основ здорового образа жизни, правового самосознания, социальной адаптации в обществе через коррекцию взаимодействия с социумом. Одним из таких направлений является работа по поддержке подростков при выборе ими своей будущей профессии. Целью этого направления является формирование готовности социально-дезадаптированных подростков к обоснованному профессиональному самоопределению, с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда и к гуманному достижению своих жизненных целей.

Восьмого августа, этого года, для специалистов ГБУ СО СРЦ «Возвращение» нами было проведено открытое комплексное занятие «Узнаю, осознаю, выбираю!» по направлению профессионального самоопределения воспитанников учреждения. Воспитательная задача была поставлена так: «формировать ответственность за самореализацию в профессиональной деятельности». Известно, что ответственность реализуется только через осознанность и добровольное принятие самой ответственности. Именно эта задача решалась посредством коучингового подхода. Тему занятия ребята «спроектировали» сами, сами определили для себя важность исследования своих качеств и выбрали что хотят исследовать в практической части занятия. Ну а так как любой выбор основан на ценностях человека, то для поиска ценностного качества каждого участника, была использована проективная техника «Дерево».

Работая с колесом «Качества необходимые для успешной профессиональной деятельности», участники определили какие качества у них точно есть и развиты, а какие требуют развития. Затем ребята активно и заинтересованно определяли свои способности к креативному мышлению, проверяли свою память и уровень эмоционального интеллекта.  На этапе рефлексии все подростки сказали, что получили тот результат, который хотели в начале занятия. Они узнали нечто новое о своих качествах, осознали важность их развития и  то что ответственность за выбор своей будущей профессиональной деятельности, это только их ответственность. Теперь ребятам будет легче делать осознанный выбор на основе знаний о себе и требований современного рынка труда. Коучинговый подход позволил нам, помочь подросткам понять, как делать выбор осознанно, чтобы правильно распорядиться своим правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. А это, их конституционное право, гарантированное ст.37, п.1.

После занятия, для тех кто впервые услышал о коучинговом подходе, было краткое представление этого метода, и приглашение познакомиться с ним поближе на сайте КоучингвОбразовании.рф и внедрять в свою практическую деятельность. Мы же всегда готовы помочь тем кто хочет работать эффективно и экологично.

Добавить комментарий