Классный класс!

Как школьный психолог я работаю со всеми классами: это и начальное, и среднее, и старшее звено. Классные руководители обращаются с разными запросами. И вот один из них – как сплотить класс? Как сделать так, чтобы дети стали более дружными, доброжелательными, чтобы научились поддерживать друг друга? Понятно, что в каждом классе необходим свой подход к созданию коллектива, так как и дети все разные, и классные руководители, и родители. В общем, это задача со многими известными и неизвестными. Но есть универсальный инструмент, который можно использовать в разных классах, на разных этапах создания коллектива. Это Колесо баланса. Его можно делать как индивидуально, так и в группе. Огромный плюс коллективного создания Колеса баланса в том, что это как раз та совместная деятельность, которая объединяет и сплачивает детей.

Я хочу рассказать о том, как мы создавали Колесо баланса в 3-м классе. Сначала мы поговорили о том, чего мы хотим? Каким хотим видеть свой класс? Я попросила ребят придумать название своему классу. Среди вариантов были такие: Классный класс, Класс мечты, Наш дружный класс, Суперкласс, Хороший класс, Идеальный класс, Непобедимый класс, Лучший класс, Мега-класс и даже Класс иллюзий! (Ну, вы понимаете, что мне, как психологу, интересно было еще и проанализировать, кто из детей какое название дал своему классу и почему!)

 

Затем каждый заполнял свое Колесо. Я попросила выбрать 8 самых важных  характеристик дружного и сплоченного класса, пофантазировать о том, в каком классе дети хотели бы учиться. Далее по шкале от 1 до 10 ребята оценивали, на сколько баллов развита каждая выбранная характеристика на сегодняшний день. А потом каждый выбрал одно направление из этих восьми, самое важное, продвинувшись по которому хотя бы на 1 балл, можно было бы «запустить» все Колесо. Кто-то выбрал доброту, другие – дружбу, для кого-то таким направлением оказалось «быть умными», а еще были выбраны такие сферы как юмор и спорт.

Следующий этап: мы поработали с тем направлением, которое каждый выбрал на своем Колесе в качестве «пускового». По шкале от 1 до 10 каждый отметил, на сколько баллов он хотел бы продвинуться к концу учебного года и какие первые шаги можно было бы сделать в ближайшее время. В этом месте нужен комментарий: это Колесо каждый делал индивидуально, и понятно, что за весь класс отвечать невозможно и нереально. Но мне было важно, чтобы каждый из ребят подумал о том, какой личный вклад он мог бы сделать для того, чтобы класс действительно стал сплоченным, дружным, чтобы это была не просто группа детей, а коллектив.

Всю эту работу мы проделали на первом занятии. Но было еще и второе! И вот там мы повторили все то же самое, но Колесо было одно на всех. Мне кажется, что именно благодаря тому, что была проведена предварительная работа на первом занятии, когда каждый работал со своим Колесом баланса, у нас получилось создать замечательное общее Колесо. И назвали мы его - «Классный класс!». Ребята сами выбирали, какие направления включить в общее Колесо; сами определяли, на сколько баллов развито каждое направление; и сами рисовали картинки к каждому направлению. Тем самым, «пусковым», направлением дети выбрали «доброту». А самые первые шаги должны быть такие: не ссориться, быть щедрыми и помогать друг другу. Здесь тоже небольшой комментарий: первые шаги прописаны недостаточно конкретно. И это действительно важная задача – научить детей планировать свои действия, «мечтать конкретно». И здесь у нас как у педагогов, психологов, коучей много работы.

На мой взгляд, у нас получилось создать вИдение того класса, в котором дети с удовольствием учились бы. Ценность этой работы я вижу в том, что эту картину они создавали сами. Моей задачей было только мягко направлять, кое-что корректировать и поддерживать ребят на этом пути.

Автор

Личкова Жанна Леонидовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1», г.Воронеж, педагог-психолог

Победитель конкурса на обучение коучингу в МЭУК, Воронеж. Центр Системного Развития (конкурсная работа)

Добавить комментарий