Как возвратить желание работать в школе?

1381743_536657349735624_1889648746_n

Федеральные государственные образовательные стандарты, метапредметные результаты, развитие личности, внедрение, информационные технологии… — слова, слова, слова. На деле – отчеты, проверки, программы, планы, снова отчеты, справки, списки, совещания, журналы, заявления, мониторинги, диагностики, планирование, заявки, снова отчеты. Дети? Это вы сейчас о чём? Творчество, идеи, новые подходы, открытия и озарения? Не помню, что это.

На протяжении 10 лет работы в коммерческих организациях я никогда не уделяла столько времени «бумажной» работе. За 4 года работы в школе я превратилась в человека инструкций, отучилась рисковать, пропал азарт, желание придумывать что-то новое, все должно быть правильно и по правилам, по классическому алгоритму – если коротко, то превратилась в Рабочую Программу. А как можно научить ребенка проявлять инициативу, мотивировать его на самостоятельные исследования, на поиск новых решений, генерировать идеи, если сам всё это разучился делать?

Если вы ищите универсальный рецепт счастья и ожидаете советов, здесь вы этого не найдете. Четыре года работы в школе не дают мне право претендовать на статус гуру и уж тем более что-то кому-то советовать. Здесь будет только мой личный опыт, как мне удалось выйти из стрессовой ситуации, вернуть желание работать в школе, уменьшить время на «бумажную» работу и привнести творчество в учебный процесс.  Если коротко, то этапы таковы:

  1. Выход из стрессовой ситуации
  2. Концентрация на том, что приносит радость и удовлетворение от работы
  3. Значительное сокращение времени на «бумажную» работу
  4. Стремление к соотношению творчества и «процедур» — 90/10.
  5. Концентрация на позитиве, на том, что приносит радость

Выход из стрессовой ситуации – это первый, очень эффективный и необходимый шаг, так как высвобождает много энергии. Цель – посмотреть на ситуацию со стороны. У каждого свой прием для этого – взглянуть на ситуацию с точки зрения Вселенной или глазами третьего, постороннего человека, представить себя лет через 10 и посмотреть на нынешнюю ситуацию из будущего. Увидеть не проблему, а интересную ситуацию в происходящем. Важно диссоциироваться, внутренне отстраниться, поизучать эту ситуацию с разных сторон и ракурсов, но со стороны. Что вы испытываете, когда видите эту картинку? Какой самый лучший совет могли бы шепнуть себе на ухо, будучи со стороны?

Для того, чтобы сосредоточиться на самом важном, на том, что приносит радость и удовлетворение от работы, можно совершить небольшое путешествие в прошлое и вспомнить тот момент в прошлом, когда вы испытывали самое большое удовлетворение от своей работы. Прочувствуйте каждое мгновение этого момента вплоть до малейших деталей. Где и когда это было?  В чем вы были одеты? Что вы видели и слышали? Что вы чувствовали? Вспомнили? … А что для вас было самым важным и ценным в тот момент? Каким человеком вы были? И как если бы это самое важное и ценное вы могли бы перенести в настоящий момент и в будущее, то чтобы тогда изменилось?  Что бы стало по-другому? И какие первые, самые легкие, позитивные и эффективные шаги вы могли бы сделать в ближайшие 2-3 дня, чтобы эти изменения начали происходить в вашей жизни?

Сократить время на «бумажную» работу можно несколькими способами: придавать ей меньше значения, делегировать часть работы родителям и детям, выделять приоритетные задачи – 2-3 держать в фокусе, остальное вне зоны вашего внимания, предварительно оценивать и сортировать то, что нужно сделать обязательно, что может подождать, а что можно вообще отложить «в долгий ящик». Каждый раз задавать себе вопрос: «Как если бы я был директором образовательного учреждения, какие бы задачи я бы сделал прямо сейчас?» или «Как если бы я был завучем, каким задачам я бы уделил самое пристальное внимание, а какие задачи выполнил бы «для галочки»?» Для тех, кто придает большое значение мотивационной части: «Какие 20% задач принесут мне 80% премии?»

Проделывая второй шаг, для себя я вывела свое идеальное соотношение творчества и «процедур» — 90/10. У каждого свое соотношение количества времени, которое он хотел бы посвятить генерированию новых идей, а какое – на действия по разработанным ранее шаблонам. А что для вас творчество? И какое соотношение стало бы наилучшим именно для вас? Что принесло бы дополнительную радость и удовлетворение в вашу жизнь?

Концентрация на позитиве, на том, что приносит радость в течение дня – базис, фундамент, на котором строится прекрасное настоящее и волшебное будущее. На кого из учеников вы обращаете больше всего внимания? О чем вы чаще всего думаете, на каких эмоциях концентрируетесь? Проанализировав однажды свой день, я с ужасом осознала, что 98% моего времени ушло на общение с «тяжелыми» детьми, с их не менее «тяжелыми» родителями, занятие делами, которые не вызывают никаких положительных эмоций. После этого я решила кардинально поменять свой фокус внимания, убирая из своей жизни негативные отношения, деструктивное общение – все, что мешает ощущать радость. Трудные моменты стараюсь воспринимать с юмором, нежелательное общение сократила до возможного минимума, при этом эмоционально отстраняюсь от ситуации в такие моменты. Выбор всегда за вами – каким ученикам уделять больше внимания и сил, на какие темы и как общаться с коллегами, как и в какой обстановке решать дела насущные с администрацией, как относится к трудностям и неудачам.

Здесь нет никаких советов, правильных мыслей, утверждений и навязывания образа жизни. Здесь только мой личный опыт, которым я решила поделиться.  Возвращение радости, творчества, и главное, Свободы в мою жизнь. Буду рада, если кому-то в чем-то мой опыт поможет, приведет к позитивным изменениям в жизни, принесет дополнительную радость.

Комментарии, вопросы, пожелания присылайте на filife3@gmail.com

Всего вам самого хорошего и побольше.

 

Мария Некрасова

коуч, преподаватель http://mvukki.ru/ https://www.facebook.com/groups/MerrySchool/