Как в моем классе «пишется» план воспитательной работы и проходят классные часы

Сценарий проведения внеклассного мероприятия в формате командного коучинга:

как в моем классе «пишется» план воспитательной работы и проходят классные часы

Автор разработки:

Львова Марина Альфредовна,

кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии имени А. Л. Кекина г. Ростова Ярославской области,

выпускник КПК "Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО, 72 часа"

Коучинг - технология личностно ориентированного образования, но не только. Проявлять инициативу, достигать наилучших результатов можно и в воспитательной сфере.

При разработке внеклассных мероприятий возможно выстраивание диалога в формате коуч-сессий.

Вот в своем классе я составляю план воспитательной работы.

Вначале настраиваю детей на позитивный лад. Предлагаю сыграть в «Кресло чемпиона» (суть игры заключается в том, что на «стул (кресло) чемпиона» садятся ребята, у которых сегодня плохое настроение, или кто сегодня в чем-то провинился, или просто получил плохую оценку (но в принципе не запрещается никому!). Остальные говорят обязательно хорошее о нем: в чем он изменился в этом году в лучшую сторону? За что его надо похвалить? Дети обычно чувствуют себя «окрыленными» (причем и те, кто сидит, и те, кто хвалит) и с удовольствием потом участвуют в создании плана общей работы. Но начинаем с анализа «стартового положения». Работаем с приемом-технологией «Колесо жизненного баланса».

Название колеса нашего развития: «Какими мы, 6 г класс, должны на конец учебного года!», или «Колесо нашего лучшего Я». Мы помним, что наш «лексикон» состоит из слов «важно для нас»; «нам надо», а не «мы обязаны». Нас «не обязывают», мы сами хотим того, о чем говорим и думаем.

Ищем области вместе, предлагаем и голосуем. Потом обязательно прописываем конечный результат: какими мы будем в этих областях, что для каждого из нас «10-ка». Каждый работает со своим «колесом».

Прошу отметить уровни, на которых мы находимся в начале года. Получилось разное.

Вот как увидели эти уровни ребята.

 

 

Собрав листочки, проанализировала и определила средние результаты полученных результатов. Нарисовала новое, наше «общее», колесо. Показала ребятам. Рядом повесила еще один плакат с пустым «колесом» и попросила каждого подойти и отметить точку нашего развития самостоятельно: интересно, но получилось несколько иная картина. Что изменилось?

В течение недели я проводила определенную работу. Использовала инструмент «Поддерживающая среда»: на стендах в течение недели развешивала грамоты детей, их удачные фотографии, рассказы их родителей о них, благодарности от различных социальных организаций, делала «напоминалки» «Что я сделал хорошего?», мы вели дневник «Плюсы и минусы нашего класса на этой неделе». Кроме того, попросила ответить на вопрос из разряда «как если бы»: «Давайте представим, что думают о нашем классе директор, завуч гимназии, наши родители. Что бы они сказали о нас сегодня?»

В результате «Колесо нашего лучшего Я» уже немного изменилось, но простора для деятельности еще было много. Мы сравнили наши «Колеса», попытались объяснить, в чем причина различий. Далее, разделив класс на маленькие группы (3-4 человека), попросила подумать, какую область нашего классного развития надо изменить в лучшую сторону и как будет выглядеть наше колесо, когда эти изменения произойдут. На основе отчета групп определили приоритетные направления нашего классного развития и стали составлять план работы. Но важно заметить, что все наши классные часы мы решили сделать своеобразными «коуч-сессиями»: 1) устанавливаем доверительные отношения путем мини-игр (дети ищут и предлагают их сами, чтобы создать позитивный настрой на работу), согласовываем правила работы; 2) определяем задачи для каждого конкретного классного часа (нашей встречи в рамках видения наилучшего результата); 3) исследуем текущие ситуации (затруднения), которые сложились в классе: я стараюсь понять, что произошло и помочь ученикам самим разобраться в этом, задавая вопросы и активно слушая; ученики рассматривают ситуацию и свое отношение к ней; 4) главное – понять, что нам мешает быть такими, какими мы хотим, определить внутренние и внешние препятствия на пути к результату: 5) анализируем возможности и пути для преодоления препятствий (отвечая на мои вопросы, дети сами ищут решения назревших проблем и выбирают наилучший вариант плана действий; 6) договариваемся о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (нашему классному часу).

К концу года мы повторим нашу работу, увидим, как продвинулись. Подведем итоги и наметим планы-шаги на будущий год. Так можно составлять план воспитательной работы классному руководителю: работают и дети, и взрослый. Это ли не «совместный труд»?

Кстати, подобную работу я провожу и индивидуально. Вот «Колесо моего лучшего Я» разных ребят. В процессе индивидуальных «коуч-сессий» с ребятами моего класса определяем стратегии и тактики индивидуального развития и воспитания ребенка. Действительно, коучинг позволяет и классному руководителю видеть в ребёнке самое лучшее, слушать и слышать детей, устанавливать доверительные отношения, быть поддержкой для детей, находясь с ними в сотворчестве, расти и изменяться к лучшему вместе. Коучинг в школе позволяет создавать уникальное пространство для творчества, раскрытия и развития ценностного потенциала, воспитания гражданской и личностной идентичности каждого.

 

 

Львова М.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии имени А.Л. Кекина г. Ростова

Добавить комментарий