Как ужиться малярному скотчу, разноцветному стикеру в диджитальную эпоху?

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95

г. Нижний Тагил

Фейсбук ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО КОУЧА

Сейчас как ключевой тренд мы наблюдаем, многие проживают «взрыв под названием Big Data» (проще быстрая обработка большого объема информации, в том числе сочетанием методов математической обработки структурированных и неструктурированных данных). И это уже не новая технология. Школы, которые не используют эту технологию, считаются школами «застрявшими» в переходе от эпохи информационной к диджитальной.

Сразу вспоминаю, замечательную статью Катерины Куксо  о «замшелости» ума, в том числе и педагогов (ремарка о статье: много статей профессиональной сферы я читаю по обязанности, типа «быть в курсе»; а есть статьи как у Катерины Куксо, как на сайте «Коучинг в образовании», например: читаю все статьи Т.П. Самолетовой, которые для меня являются развивающими событиями. Спасибо Наталье Гульчевской, что она делится не только своим опытом, но и опытом коллег – великое русское дело – «Вера в человека!», тут уж не до  Big Data).

Так могут ли в интерактивном  образовательном пространстве школы ужиться малярный скотч, разноцветный стикер, маркер и технологии Big Data? Можно ли образовательное пространство обустроить как большую коммуникативную площадку, где всем «замшелым умам» приходится развиваться, при чем по собственной инициативе.

Точно  знаю, есть!!! Это коучинговое образовательное пространство, где в партнёрстве работают учителя предметов, учителя-коучи (исследователи), учащиеся и их родители.

Ни одну пятилетку идут горячие дебаты педагогов, как войти в доверительные отношения с учениками, родителями; стать партнерами – даже мотивационные этапы, как приговор всех урочных и внеурочных мероприятий не идут впрок.

Никто прогресс не отменял, я четко осознаю, что взрывной рост технологий – это не накопленный технологический прогресс,  а изменение способа передачи знаний нашим детям. Но дети до того комфортно ужились в виртуальном мире, находя в нем много ответов на свои запросы и вопросы, что актуальный учитель понимает: «надо браться за дело», срочно создавать коучинговое образовательное пространство во всех сферах школьной жизни (урок, внеурочное занятие, мероприятие, собрание).

Я не призываю всех «полюбить» коучинг, я предлагаю задуматься, как соединить 2 образовательные площадки – реальную с устной и письменной коммуникацией и виртуальную с мощными информационными ресурсами.

Благодаря обучению на программе Натальи Гульчевской и Татьяны Плотниковой у меня произошел мощный инсайт: «Стикер, маркер, малярный скотч – это не только сервисные инструменты выстраивания доверительных отношений; это мощные инструменты мотивации, не надо заигрывать с детьми разными методами, возьмите материалы прошлого века (скотч, маркер, ватман, стикер) – и … посмотрите на них как своих союзников – инструменты коучинга.

Сейчас многие мероприятия с детьми, коллегами провожу в формате коуч-сессий. Начинаю с выстраивания доверительных отношений. Схема проста:

- каждый отрывает кусочек малярного скотча и прикрепляет своему партнеру (проще, кто сидит рядом), сам себе имя не напишешь, тут же знакомишься и пишешь уже на его скотче-бейджике его имя, жмем руки и говорим «приятно сегодня с Вами поработать» - 2 минуты, все с бейджиками, все знакомы, все улыбаются, готовы к сотрудничеству. Затем выдаю стикеры, маркеры – это важно, что я как ведущий сессии, делюсь своими инструментами (пусть из прошлого века), но в данном случае, они сработают не на «замшелый ум», а на растущий.

Работая с ожиданиями (обычный ватман, с заранее нарисованным деревом, как учили на программе), предлагаю каждому стикер наклеить самому, и физминутка заодно проведена, и ответственность за свой результат начинают чувствовать. Иногда по факту наблюдаю, как один ученик несет несколько стикеров, за всех, стараюсь, чтобы каждый вышел – это твои ожидания, твои цели, твой выбор, твоя ответственность. Также поступаю при обсуждении целей, каждый выходит со своим стикером, колесо полное, но каждый внимательно смотрит и слушает, как сейчас я сгруппирую стикеры (ученик помнит в какой угол колеса или дерева прикрепил свое ожидание, свою цель), иногда так автоматически методом группировки стикеров формируются целевые группы.

«О, Чудо!!!» - восклицаю я, все смотивированы через доверительные отношения, все рвутся трудиться, добывать знания (понимать-применять-преобразовывать) пусть и с помощью виртуальной среды. Мечта…..ФГОС работает на всю мощь – дети инициативны, активны, осознанно делают выбор, несут ответственность за свой результат, им интересен мой предмет, а я продолжаю доверять своим ученикам – но это продолжение статьи новый формат домашних заданий (как «угодить» чиновнику и не расшатать психику ребенка домашним заданием).

Та же метаморфоза происходит и с учителями на курсах повышения квалификации (своими радостями делимся на страничке в «Фейсбуке»).

Неважно,  какая эпоха – развитый ум нужен всегда, коучинговые инструменты помогут Вам пережить  кризис ценностей поколений и классно жить с малярным скотчем в учительском портфеле в диджитальную эпоху.

Добавить комментарий