Как благодаря коучинговому подходу мы снова полюбили музыку

Хочу вам рассказать одну историю про то, как мы полюбили музыку СНОВА. 

Я верю, что все дети еще до своего рождения талантливы, нужно лишь помочь им этот талант раскрыть. Все дети, до единого, музыкальны! Я верю в то, что если у ребенка есть два уха, он может развить свой слух, если у него есть тело, он может научиться использовать его возможности по максимуму. Боже мой, какая милота, когда наши детки, еще толком ходить не научившись, начинают выделывать первые «па»! Как они радуются музыке, когда слышат ее!

Но все не так просто: с самого детства, не успел ты родиться, все уже знают, что тебе делать и каким нужно быть, за тебя уже решили, что ты можешь, а что нет. Наш дедушка, например, решил, что у внучки нет слуха и не упускал возможности подшутить на эту тему. Даже «медведь, наступивший ей на ухо», устал от шуток дедушкиJ.

Сначала я возила Лизу в школу танцев. Но она ходила туда без удовольствия. Это отдельная история. Потом мы переехали в другой город, и в новом детском саду справедливость восторжествовала: Лизины способности заметила преподаватель по музыке и начала привлекать на различные мероприятия. Лиза выступала в главной роли практически на всех детсадовских праздниках и пела на мероприятиях городского масштаба. По рекомендации преподавателя она решила развиваться в музыкальном направлении. Ее привлекало сольное пение.

Мы отправились в музыкальную школу. Лиза произвела сильное впечатления на вступительных экзаменах, ее это еще больше вдохновило на обучение. Но вот, начался учебный год, она пошла в 1 класс в общеобразовательную школу и одновременно в 1й класс в музыкальную. И тут начинается самое интересное: ребенок приходит учиться петь, а его учат еще играть на фортепиано и какому-то иностранному языку под названием Сольфеджио. Не хочу никого обидеть, но я, как мама, честно старалась быть в теме, понять этот иностранный язык, даже кое в чем начала немного разбираться, но это же просто ужас, честное слово! Для кого пишут эти учебники? Коуча им на язык!:)

Но возвращаюсь к сути: итак, Лиза после месяца обучения в школе приходит домой и серьезно говорит: «Мама, я не понимаю, я хочу петь, почему я должна учиться играть на фортепиано и учить Сольфеджио?» Я начинаю ей объяснять: «Ну, Лиза, это музыкальная школа, а не частные занятия, кроме того, и фортепиано и Сольфеджио, по-своему развивает музыканта, делает тебя еще профессиональнее. Плюс на больших концертах ты должна уметь себе подыграть». – пытаюсь убедить ее я, не разобравшись в ситуации.

Мои увещевания, конечно, были для нее были не убедительны. - Мама, ну я все равно не понимаю..я же просто хочу петь

И она была права.

Прошло еще какое-то время, и я заметила, что Лиза, которая поначалу ходила на занятия с энтузиазмом, теперь начала очень медлить со сборами и подготовкой. Мне приходилось несколько раз в день напоминать ей о времени, о домашнем задании и др. Она не протестовала и выглядела вполне счастливым ребенком, но, когда приближалось занятие по фортепиано или сольфеджио, она становилась просто невероятно медлительной. 

Еще через какое-то время она начала говорить «мамочка, я так не хочу идти на урок…». А дальше - хуже. В какой-то момент она начала просто плакать перед занятиями. Выполняя д/з по сольфеджио, она очень сильно переживала, что не понимает материал:

-мамочка, как же я пойду на сольфеджио завтра, ведь завтра контрольная, я так боюсь, я не все понимаю!

-А ты попроси учителя, что тебе непонятно, объяснить еще разок. – даю совет, не пытаясь вникнуть в проблему, не услышав ее.

-Я просила, она сказала, что уже нет времени объяснять.

Вся эта ситуация еще усугублялась тем, что преподаватели постоянно писали в дневнике «Нужно играть лучше!», «Играй ровнее!», «Материал не усвоен!», «Не постаралась!». Мне, как маме, конечно, было некомфортно читать замечания. Но больше всего я беспокоилась за Лизу. Нужно было что-то решать.

У меня было ощущение, что даже если я пожертвую всей своей жизнью ради того, чтобы разобраться в нотах, ситуация не изменится, чем тогда я буду отличаться от обычного учителя? Необходимо было какое-то более эффективное решение: как сделать так, чтобы ребенок сам захотел разбираться и развиваться? И у меня было особое преимущество – я мама. А значит с моим ребенком у меня ОСОБЫЕ отношения. Я, как никто другой, имею преимущество и возможность ПОНЯТЬ моего ребенка, УСЛЫШАТЬ его, ПРИНЯТЬ его таким, какой он есть, проявить к его потребностям ВНИМАНИЕ и УВАЖЕНИЕ, ДОВЕРИТЬ ему ВОЗМОЖНОСТЬ делать ошибки и приобрести свой собственный опыт; сформировать его отношение к тем или иным ситуациям.

  1. Первое, что я сделала, это постаралась обращать внимание, что вносит радость в занятия моего ребенка, что доставляет ей удовольствие? Я очень захотела понять, что для НЕЕ важно. Ведь на хор она приходила за полчаса до начала, а возвращалась как солнышко – вся светилась от счастья.

-Лиза, как ты позанималась фортепиано сегодня?

-Чудесно!

-Как это у тебя получилось? – (волшебный коучинговый вопрос)

-Сегодня моя учительница заболела и урок вела другая.

-И что изменилось? (волшебный коучинговый вопрос)

-Эта учительница лучше объясняет, у нее нет сосисочных фабрик и она добрая.

-Сосисочных фабрик???? – не могу сдержать смеха я

-Да, моя старая учительница, когда я неправильно держу пальцы, кричит: «Почему у тебя пальцы как сосиски?! У нас здесь не сосисочная фабрика!!»

  1. На следующей неделе я начала ходить на занятия по фортепиано вместе с дочерью. Когда я услышала про сосисочную фабрику, я чуть не расхохоталась вслух, еле сдержаласьJ
  2. Я поговорила с классным руководителем о возможной смене учителя:

-Обычно, когда учитель заменяет другого, он менее строг к ученику – ответил мне классный руководитель.

-Да, я понимаю

-К тому же, N – ведущий преподаватель!

- Да, я это понимаю

-Может быть, я поговорю с ней, чтобы она изменила тактику?

- Боюсь, мы можем ее этим обидеть.

-Вы правы. Хорошо, я подумаю, что можно сделать, так или иначе, сменить преподавателя возможно будет только со следующего года.

- Да, я понимаю.

  1. Так как Лиза занималась фортепиано у бабушки, я начала ходить с ней на занятия вместе. Я строго следила за тем, чтобы занятие длилось не более 20-30 минут. Мы начали заниматься меньше по времени, но чаще. При этом моя помощь заключалась только в том, чтобы быть благодарным слушателем! Занятие проходило примерно так: Лиза играла сначала то, что у нее получалось лучше всего, потом то, что задали подучить, улучшить, потом кланялась, все аплодировали, потом мы все вместе пили чай или ели дедушкины пельмени.
  2. Я попросила одну очень замечательную маму помочь нам с уроками сольфеджио. Она разобрала с Лизой непонятный ей материал.
  3. Я подмечала самые небольшие Лизины успехи. Даже когда, казалось, все было плохо и совершенно не за что было похвалить, я старалась найти что-то позитивное. Я поддерживала ее и тем самым вдохновляла пробовать еще и еще.
  4. Я поговорила с ней. Я рассказала ей о том, что для меня важно, а что совсем неважно: «Я понимаю, что тебе очень нравится петь, когда ты шла учиться в эту школу, ты больше всего на свете хотела петь. Я хочу, чтобы ты знала: для меня совершенно не важно, какие оценки ты будешь получать по фортепиано и сольфеджио, как далеко ты здесь. Для меня очень важно, чтобы ты развивалась в ЛЮБИМОМ деле и была счастлива, чтобы ты получала удовольствие от того, что создаешь и могла делиться этим с другими. Что касается остальных дисциплин, для меня важно, чтобы ты делала тот минимум, который тебе дают в школе, именно здесь нет необходимости прыгать выше своей головы». Я предоставила ей возможность выбирать.

Заключение:

  1. Перед тем, как записывать ребенка во всевозможные секции, важно всесторонне оценить свои возможности и возможности ребенка, готовы ли вы уделять необходимое время на транспортировку, подготовку дз, поддержку и т.д, готов ли ребенок совмещать школу и многочисленные секции, будет ли он успевать выполнять поставленные задачи качественно и осмысленно.
  2. При этом, важно помнить, что никакое дополнительное развитие не заменит естественного развития, которое ребенок приобретает, получая эмоциональный контакт с родителями, когда вы проводите время вместе.
  3. Отдавая ребенка в секцию, школу, центр дополнительного образования, необходимо предупредить ребенка о том, что, где, когда и почему; важно провести с ним беседу и узнать о его ожиданиях и целях;
  4. Ребенку полезно будет найти свою собственную ценность и смысл в предстоящих занятиях; он должен почувствовать, что принятое решение – часть и его выбора тоже. Такой подход может помочь в дальнейшем избежать нервотрепки из-за прогулов, невыполненных домашних заданий, плохих отметок или решения бросить учебу. Поэтому
  5. Если мы не знаем, что важно для нашего ребенка, мы не можем влиять на него.
  6. Мы также не сможем услышать, что для него важно, если мы не знаем свои собственные приоритеты.
  7. Понимание самого себя, как родителя, своих целей и ценностей в отношении будущего детей также важно, чтобы суметь противостоять не развивающей критике окружающих и многочисленным советам: «я знаю, что вам нужно делать!».
  8. Для ребенка важно быть услышанным, а быть услышанным, значит почувствовать себя понятым: после разговора с классным руководителем общая ситуация не поменялась, но в глазах ребенка я прочитала огромную благодарность и: «мама меня понимает!» Это и было целью разговора. Каждый раз, когда я иду с ней на занятие, хотя делаю я это не каждый раз, я читаю: «моя мама, несмотря на всю свою занятость, сейчас РЯДОМ со мной и слушает, как я играю/пою/выступаю! Я так счастлива, когда моя мама меня поддерживает своим присутствием!»
  9. Важно фокусироваться НЕ на проблеме (что пугает/отталкивает/беспокоит моего ребенка?), а на решении, на малейших позитивных изменениях:

-что стало по-другому?

-Что я, как мама, сделала такого, что мой ребенок, стал веселее, отзывчивее, добрее?

-Благодаря чему это получилось?

- Какое одно изменение внесло бы наибольшую разницу в процесс обучения/воспитания/развития взаимоотношений?

  1. Для того, чтобы замечать такие позитивные изменения, необходимо внимание. Внимание основано на уважении: мой ребенок – это живой организм, со своей собственной реальностью, картиной мира, потребностями и природными особенностями. Уважение основано на искреннем желании понять.
  2. Обучение чему-либо невозможно без удовольствия и результатов. Также как результаты невозможны без обучения, а удовольствие – без видимых результатов. Все связано.

У этой истории счастливый конец: у Лизы в дневнике начали появляться пятерки. До этого самая высокая отметка была 4. Она стала с бОльшим удовольствием ходить на музыку. Занятия дома вообще превратились в сплошное удовольствие! Лиза начала сочинять музыку и придумывать к ней названия. На прошлой неделе она мне сыграла «Разговор животных».

Но самое удивительное для меня было, когда она, выполняя домашнее задание по сольфеджио, по теме, которую пропустила из-за болезни, она не спасовала, не испугалась объема и незнания, она впервые попыталась самостоятельно разобраться. И вообще она стала как-то радостнее, что ли! И это только начало!)

Лидия Лузанова, любящая мама и профессиональный коуч ICF.

Больше статей и коучинговых историй вы можете найти в моей группе на fb или в vk:

https://www.facebook.com/groups/352795728435223/

https://vk.com/coachdiary

Добавить комментарий