Коучинговый подход в работе с вредными привычками подростков

Автор

Самолетова Татьяна Павловна

Воспитатель отделения социальной реабилитации (старшая возрастная группа), Государственное бюджетное учреждение Саратовской области социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение».

Победитель Конкурса учителей на обучение коучингу, профессиональный коуч ACSTH курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre

Статья опубликована на сайте http://tvoicoach.ru/rezultaty-kouchinga в рамках проекта "Результаты коучинга"

Клиенты нашего Учреждения - несовершеннолетние. Большинство подростков на момент поступления  имеют многолетнюю вредную привычку курения табачных изделий. В индивидуальные планы работы с такими подростками включается работа направленная на коррекцию отношения к данной привычке и формирование мотивации на полный отказ от неё. Коррекционная работа по формированию мотивации подростка (девочка 16 лет) на отказ от вредной привычки табакокурения проводилась в формате коучингового подхода.

Цель подростка: Полный отказ от курения.

Работа была регулярной и длилась более 8 месяцев. Трудность заключалось в неосознанности своей цели и как следствие отсутствие в мотивации по её достижению. Так же вызвало трудность отсутствии у подростка желания брать ответственность за собственные решения. За основу коррекционной работы в данном направлении была взята цель - формирование мотивации на отказ от вредной привычки. В работе использовались разнообразные формы работы, но в основу был положен коучинговый подход. Это и следование 5 принципам М.Эриксона, и доверительные отношения, и коуч-позиция, и активное глубинное слушание помогающее услышать важное и конечно же сильные вопросы.

В работе был использован широкий спектр коучинговых инструментов и техник. Но особую радость я получила из опыта усиления техники "Декартовы координаты"  возможностями рефрейминга (сдвиг по времени в будущее) и образного мышления техники "Параллельный Я" (из курса голографического коучинга). Так при выходе на цель - Хочу быть некурящей, задачи прояснения реальности и расширения видения возможных перспектив  подростка решались сначала с использованием техники "Декартовы координаты".

После записи всех ответов, подростку предлагалось дать образ себя в настоящем времени с учётом ответов на вопрос "Что я получу если стану некурящей?" (+). Задавались открытые вопросы для исследования себя в данном образе.

 Затем предлагалось дать образ себя в настоящем времени с учётом ответов на вопрос "Что потеряю, если не стану некурящей?" (-). Проводилось исследование данного образа.  Подросток выбирает тот образ, который ему более импонирует. В нашей работе, девочкой был выбран образ из ответов на вопрос "Что я получу если стану некурящей?" (+).

Далее для закрепления образа, был применен "сдвиг во времени", когда было предложено представить себя в образах через 5 лет. Вот тут то и произошло осознание важности принимаемого решения в настоящем времени для будущего (большей цели), подтверждение правильности  своего предыдущего выбора.

Так, например оказалось, что сегодняшняя возможность быстрее познакомиться с парнем, наоборот скорее станет препятствием этому, так как образ парня и его приоритетов при знакомстве значительно изменятся за 5 лет. Некоторые пункты в образах будущего исчезли, но такие как - здоровье (отсюда вытекает и внешний вид), экономическая сторона вопроса, ограничения по трудоустройству, отношения остались. На этом уровне подросток понимает, что принятие решения и ответственность за его исполнение, находится  в зоне его личной ответственности. Так коучинговый подход помогает подросткам  взрослеть!

 

Какие результаты вы получили? 

Осознанный выбор подростка и ответственное отношение к принятому решению.

 

Какие результаты получила компания/клиент? 

Девочка-подросток отказалась полностью от курения. В настоящее время срок отказа от табачных изделий составляет 4 месяца.

 

Добавить комментарий