Использование коучингового подхода при подготовке специалистов среднего звена экономического профиля

Аннотация к статье: статья раскрывает содержание и роль коучинга в образовательном процессе как инструмента преподавания и особой формы взаимодействия преподавателя и студентов при изучении  экономических дисциплин. Приложение содержит описание алгоритма применения 5 коучинговых техник, связанных с планированием и мотивацией деятельности студентов на занятии.

 ***

Современный рынок труды задает системе образования новые приоритеты в подготовке квалифицированных специалистов, действующих в условиях подвижной, а в наших условиях и неопределенной внешней среды, которые вместе с тем ориентированы на результат, способны генерировать цели и задачи и способы их достижения, мобилизовать свой творческий потенциал для реализации различных задач.

Использование коучинговых технологий в образовательном процессе направлено на выработку у студентов умения смотреть на проблему, как на задачу, когда нашими действиями управляют не «старые» слои нашего мозга – рептильный  мозг и лимбическая система, а в работу включен «новый» слой — «неокортекс». Согласно мотивационной теории Портера-Лоулера результативный труд приносит удовлетворение, а значит одной из задач современной системы образования  является выработка у студентов умения достигать поставленных целей, действовать под задачу, ориентироваться на результат.

В качестве инструмента проведения занятий коучинг направлен на формировании  навыков постановки целей как личных, так и профессиональных, планирования времени, выработки наиболее энергосберегаемой и комфортной стратегии их достижения, плана самоподдержки и самомотивации, когда цель становиться частью личности, а  каждый шаг на пути ее реализации укрепляет самооценку, усиливает потенциал, удивляет  и приносит радость. Плоды труда приносят удовлетворение, а добрые плоты отличаю человека доброго от худого.

В преподавании экономических дисциплин, в частности менеджмента, маркетинга, мною применяются техники, связанные с постановкой целей и задач, выработкой планов и стратегий их достижения, техники принятия решений, мотивационные техники.

Так, техника SMART (приложение 1, техника 1) используется для выработки навыков постановки целей как необходимого управленческого навыка для успешного осуществления профессиональной деятельности в будущем  на примере формулирования личных целей и целей учебной деятельности. Так, в упражнении «Декларация личных целей» перед студентами ставится задача сформулировать личные цели, как долгосрочные, так и краткосрочные  с учетом пяти основных критериев: конкретность (specific),  измеримость (measurable), достижимость (achievable), согласованность (relevant),  определенность  во времени (timebound). Формулировка цели начинается с глагола действия (что сделать?), включает срок достижения цели, описание ресурсов времени и средств для ее реализации. Технику SMART мы, не задумываясь, используем при выдаче домашнего задания, задания по курсовому и дипломному проектированию и др.

Техника SWOT-анализа в организационном менеджменте используется для анализа сильных и слабых сторон бизнеса и выработке стратегии деятельности с учетом  возможностей и угроз внешней среды, а в коучинге – для анализа сильных и слабых сторон личности с учетом угроз и возможностей ситуации, связанной с достижением цели и составлением плана действий. Примером для анализа могут служить цели, связанные с успешным прохождением практики, участием в конференции, волонтерском проекте, дополнительном образовании, выпускник —  с поиском работы и трудоустройством и др.

К техникам планирования в сфере управленческой деятельности, равно как в образовательной сфере и сфере личной жизни относят метод Генри Ганта (приложение 1, техника 2), метод АВС. Метод АВС состоит в разделении всех задач на 3 группы:

— «А» включают 15 % самых важных задач, дающих 65% результатов и требуют первоочередной реализации;

— «В» — задачи средней степени важности, составляющие 20 % общего количества и приносят 20%;

— «С» — оставшиеся 65 % задач, на долю которых приходится 15 % результатов, реализацию которых можно делегировать.

Метод АВС

Метод АВС позволяет акцентировать внимание на реализацию наиболее важных и приоритетных задач, поскольку, как правило, людям свойственно делать то, что легко и просто, отмахиваясь от того, что вызывает напряжение и требует приложения усилий, но и приносит наибольший результат.

prinzip-paretoМетод АВС опирается на принцип Парето, который  можно использовать для инспекции своей жизни и деятельности, как профессиональной, так и учебной. Закон Парето звучит следующим образом: 20 % вложений дают 80 % дохода, прироста или 20 % усилий и времени дают 80% результата, а из 20 % причин проистекают 80 % последствий. Принцип Парето позволяет выделить, увидеть неэффективные действия и отказаться от них, и усилить те действия, которые приносят основные плоды. Для этого нужно выбрать «проблемную» сферу (учебный процесс, работа, здоровье, семья, взаимоотношения) и ответить на 2 вопроса:

  1. Какие 20 % источников создают 80 % моих неудач и проблем?
  2. Какие 20 % ресурсов приносят 80 % результатов?

 

Задача преподавателя состоит в правильной постановке вопросов студенту относительно его стратегии целеполагания и решения поставленных задач, развития навыка анализа ошибок не с позиции самобичевания, а с точки зрения научения и встраивания полученного опыта в собственную стратегию достижения успеха. Для решения этих задач могут использоваться техники «Таблица обратной связи», «Дневник обратной связи».

Цель техники «Таблица обратной связи» (приложение 1, техника 3) состоит в  переформатировании мышления студента с негативной оценки ошибок и неудач на обучающий формат, когда собственные ошибки рассматриваются сквозь призму научения и встраиваются в стратегию достижения успеха. Само упражнение состоит в попеременном переходе из позиции коуча в позицию клиента благодаря  двум листам бумаги формата А4 и работой над одним из своих провалов в любой сфере – обучения, неудач в личной жизни, карьере, убыточном или проблемном бизнес-проект и др.

Пример коучинг техники Таблица обратной связи

К техникам принятия решений в коучинге, заимствованным и бизнеса, относятся метод «мозгового штурма», «Мировое кафе», «Декартовые координаты», техника ранжирования. Техника ранжирования состоит в «набрасывании» стратегий достижения предварительно сформулированной цели и попарном сравнивании каждой стратегии друг с другом. Стратегии с наибольшим рангом, т.е. те из них, которые чаще всего «побеждали» в попарном сравнении друг с другом, и являются наиболее привлекательными, требуют первоочередной реализации.

Отдельный блок – мотивационные техники. Цель может быть достигнута только когда человек (студент), находится в позиции интереса и готов покинуть удобную и привычную для себя зону комфорта. Процесс достижения цели – это жесткий процесс, требующий самодисциплины и готовности преодолевать, прежде всего, свои страхи, сомнения и неудачи, сопротивление со стороны, прежде всего, ближайшего окружения, которое, как правило, инертно и пассивно, сеет семена лени и бездействия, которые приносят обильный урожай (работа с ленью — приложение 1, техника 4). Здесь роль преподавателя, скорее вдохновляющая, наполняющая. Наши студенты чувствуют, когда мы верим в их силы, и эта наша вера мотивирует их к движению вперед. Упражнение «Мои достижения и победы» укрепляет самооценку, веру в свои силы и способности, обращает внимание на тот путь, который уже пройден человеком в его способности к созиданию (приложение 1, техника 5).

Краткий обзор коучинговых технологий позволяет встраивать их практически в любую дисциплину через реализацию определенных целей и задач, которые предполагает изучение любой дисциплины, анализа собственных неудач с точки зрения переформатирования негативного опыта и встраивания его в стратегию достижения успеха, планирования последовательности и алгоритма действий в решении задачи,  для решения проблемных ситуаций и кейсов с использованием техник принятия решений при групповым взаимодействии, для выработки плана самоподдержки с опорой на свой творческий потенциал и ресурсы личности, умения правильно отнестись к себе в ситуации провала или неуспеха и вытащить себя из трясины самоедства через реализацию микроцелей.

 

  1. Техника постановки целей «SMART»

 

 

 

Этапы постановки целей Цель N
 
1. Чего бы вам хотелось достичь в будущем? Формулировку цели начните  с глагола действия.
2. Постановка  цели

 

 

 

 

 

Конкретность цели
Измеримость (Как вы поймете, что достигли цели?)
Достижимость
Соотношение с другими целями
Определенность цели во времени (когда цель должна быть достигнута?)
3. Осознаете ли вы, что достижение цели потребует приложения усилий, времени и ресурсов? Готовы ли вы принять ответственность за последствия достижения цели?
4. Какие ресурсы (времени/средств) необходимы для достижения цели?
5. Установление сроков контроля

 

 

  1. Техника планирования «График Ганта»

Цель: упорядочить последовательность действий участника образовательного процесса

Алгоритм работы

  1. Сформулируйте 7-10 целей (из разных сфер жизни; в рамках учебного процесса; конкретной дисциплины), которые вы бы хотели реализовать в течение месяца.
  2. Нарисуйте на стикерах белого цвета символический рисунок для каждой цели (ручкой или карандашом).
  3. На бумаге формата А3 нарисуйте посредине линию времени. Вначале поставьте точку и напишите «СТАРТ», а в конце «ФИНИШ».
  4. Из всех целей выберите одну из самых содержательных, главных, самых существенных и разместите ее где-то на линии времени.
  5. Относительно этой цели разместите все остальные цели на линии времени.
  6. Под каждой целью напишите одно самое главное действие, толчок, необходимый для начала ее реализации.
  7. На листике с символом цели нарисуйте смайл (кружочек с изображением лица), который будет отражать ту эмоцию, которая будет вас сопровождать при реализации цели, эмоционально окрашивать ее.
  8. Если бы вам сказали уже сейчас, что у вас есть два качества, необходимые для достижения всех целей, то что бы это были бы за качества.
  9. Удалось ли вам упорядочить свой алгоритм действий на этот месяц?

Приложение 1

  1. Техника «Таблица обратной связи»

Цель: переформатирование мышления с негативной оценки ошибок и неудач на обучающий формат, когда собственные ошибки рассматриваются сквозь призму научения и встраиваются в стратегию достижения успеха.

Алгоритм работы

Упражнение состоит в попеременном переходе из позиции коуча в позицию клиента. Возьмите два листа формата А4, один из них озаглавьте «Коуч», второй «Клиент». Расположите оба листа перед собой. На листе с надписью «Клиент» запиши один из своих провалов в любой сфере – обучение, неудачи в личной жизни, карьере, убыточный или проблемный бизнес-проект и др.

 

. 4. Техника арт-коучинга в работе с ленью

 

  1. Сформулируйте цель с запросом «Как наилучшим образом я могу …?»
  2. Если бы ваша цель и процесс ее достижения был похож на какое-то время года, то что бы это было за время? Например, на суровую зиму из-за отсутствия поддержки, сильного напряжения; знойное лето – достижение цели требует высокой активности, движения и беготни, когда нужно попотеть и покорпеть над ней; осень, когда пришло время сбора урожая, а ваша цель уже наполовину достигнута.
  3. Почему именно сейчас важно начать двигаться к достижению вашей цели? Запишите ответ, начав его со слов: «Начать двигаться к этой цели прямо сейчас важно, потому что …».
  4. Как вы можете достичь желаемого? Напишите 3 стратегии.
  5. Какой возраст у вашей цели по вашему внутреннему ощущению? Месяц, три, полгода…
  6. Что вам мешает достичь своей цели прямо сейчас? Назовите 2 помехи. Нарисуйте два камня – больших или не очень, и запишите в них эти помехи. Что вы будете с ними делать (с помехами)?
  7. Кто те два человека, к которым обязательно нужно прийти на консультацию или обратиться за рекомендацией на пути достижения цели? Нарисуйте схематично светофор и запишите имена этих людей в желтой и зеленой разрешающей секции — приготовиться и поехали.
  8. Нарисуйте на листе солнце и впишите в него то одно важное действие, без которого не будет старта на пути достижения цели. Какое одно действие осветит весь ваш путь на пути достижения цели и наполнит вас энергией?
  9. Нарисуйте схематично подарок и напишите на нем, каким именно подарком, призом вы вознаградите себя, когда цель будет достигнута.
  10. Нарисуйте лестницу со ступеньками и на первых двух ступеньках напишите те два простых действия, которые вы готовы выполнить в течение ближайших 72 часов.
  11. Какое чувство укрепиться в вашем сердце, как вы станете относиться к себе, когда начнете движение к своей цели. Нарисуйте чемпионский пьедестал и запишите это чувство на 1 месте, там, где стоят чемпионы.

 

  1. Мотивационная техника «Мои достижения и победы»

 

  1. Напишите 10 дел, которые вы умеете делать очень хорошо.
  2. Напишите имена 5 человек, которые точно могут охарактеризовать вас положительно с любой стороны, например, надежный друг, отличный студент.
  3. Напишите 7 навыков в рамках выбранной профессии, которыми вы владеете в высокой степени (лучше, чем другие).
  4. Напишите 5 вещей, которые принципиально отличают вас от другого студента.
  5. Напишите 25 самых крупных своих достижений в жизни.
  6. Напишите 3 позиции, которые вас очень радуют в вашей внешности.
  7. Напишите 3-5 человек, которым вы помогали в осуществлении их мечты.

 

Автор

Мирцало Анна Романовна,

  • преподаватель менеджмента высшей категории,
  • практический психолог  ГПОУ «ДТХТФ» (Донецк, Украина).
  • E-mail :  annam 78@ ukr . net
Поделитесь этой статьей в социальных сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •