Аннотация к статье: статья раскрывает содержание и роль коучинга в образовательном процессе как инструмента преподавания и особой формы взаимодействия преподавателя и студентов при изучении экономических дисциплин. Приложение содержит описание алгоритма применения 5 коучинговых техник, связанных с планированием и мотивацией деятельности студентов на занятии.
***
Современный рынок труды задает системе образования новые приоритеты в подготовке квалифицированных специалистов, действующих в условиях подвижной, а в наших условиях и неопределенной внешней среды, которые вместе с тем ориентированы на результат, способны генерировать цели и задачи и способы их достижения, мобилизовать свой творческий потенциал для реализации различных задач.
Использование коучинговых технологий в образовательном процессе направлено на выработку у студентов умения смотреть на проблему, как на задачу, когда нашими действиями управляют не «старые» слои нашего мозга – рептильный мозг и лимбическая система, а в работу включен «новый» слой — «неокортекс». Согласно мотивационной теории Портера-Лоулера результативный труд приносит удовлетворение, а значит одной из задач современной системы образования является выработка у студентов умения достигать поставленных целей, действовать под задачу, ориентироваться на результат.
В качестве инструмента проведения занятий коучинг направлен на формировании навыков постановки целей как личных, так и профессиональных, планирования времени, выработки наиболее энергосберегаемой и комфортной стратегии их достижения, плана самоподдержки и самомотивации, когда цель становиться частью личности, а каждый шаг на пути ее реализации укрепляет самооценку, усиливает потенциал, удивляет и приносит радость. Плоды труда приносят удовлетворение, а добрые плоты отличаю человека доброго от худого.
В преподавании экономических дисциплин, в частности менеджмента, маркетинга, мною применяются техники, связанные с постановкой целей и задач, выработкой планов и стратегий их достижения, техники принятия решений, мотивационные техники.
Так, техника SMART (приложение 1, техника 1) используется для выработки навыков постановки целей как необходимого управленческого навыка для успешного осуществления профессиональной деятельности в будущем на примере формулирования личных целей и целей учебной деятельности. Так, в упражнении «Декларация личных целей» перед студентами ставится задача сформулировать личные цели, как долгосрочные, так и краткосрочные с учетом пяти основных критериев: конкретность (specific), измеримость (measurable), достижимость (achievable), согласованность (relevant), определенность во времени (timebound). Формулировка цели начинается с глагола действия (что сделать?), включает срок достижения цели, описание ресурсов времени и средств для ее реализации. Технику SMART мы, не задумываясь, используем при выдаче домашнего задания, задания по курсовому и дипломному проектированию и др.
Техника SWOT-анализа в организационном менеджменте используется для анализа сильных и слабых сторон бизнеса и выработке стратегии деятельности с учетом возможностей и угроз внешней среды, а в коучинге – для анализа сильных и слабых сторон личности с учетом угроз и возможностей ситуации, связанной с достижением цели и составлением плана действий. Примером для анализа могут служить цели, связанные с успешным прохождением практики, участием в конференции, волонтерском проекте, дополнительном образовании, выпускник — с поиском работы и трудоустройством и др.
К техникам планирования в сфере управленческой деятельности, равно как в образовательной сфере и сфере личной жизни относят метод Генри Ганта (приложение 1, техника 2), метод АВС. Метод АВС состоит в разделении всех задач на 3 группы:
— «А» включают 15 % самых важных задач, дающих 65% результатов и требуют первоочередной реализации;
— «В» — задачи средней степени важности, составляющие 20 % общего количества и приносят 20%;
— «С» — оставшиеся 65 % задач, на долю которых приходится 15 % результатов, реализацию которых можно делегировать.
Метод АВС позволяет акцентировать внимание на реализацию наиболее важных и приоритетных задач, поскольку, как правило, людям свойственно делать то, что легко и просто, отмахиваясь от того, что вызывает напряжение и требует приложения усилий, но и приносит наибольший результат.
Метод АВС опирается на принцип Парето, который можно использовать для инспекции своей жизни и деятельности, как профессиональной, так и учебной. Закон Парето звучит следующим образом: 20 % вложений дают 80 % дохода, прироста или 20 % усилий и времени дают 80% результата, а из 20 % причин проистекают 80 % последствий. Принцип Парето позволяет выделить, увидеть неэффективные действия и отказаться от них, и усилить те действия, которые приносят основные плоды. Для этого нужно выбрать «проблемную» сферу (учебный процесс, работа, здоровье, семья, взаимоотношения) и ответить на 2 вопроса:
- Какие 20 % источников создают 80 % моих неудач и проблем?
- Какие 20 % ресурсов приносят 80 % результатов?
Задача преподавателя состоит в правильной постановке вопросов студенту относительно его стратегии целеполагания и решения поставленных задач, развития навыка анализа ошибок не с позиции самобичевания, а с точки зрения научения и встраивания полученного опыта в собственную стратегию достижения успеха. Для решения этих задач могут использоваться техники «Таблица обратной связи», «Дневник обратной связи».
Цель техники «Таблица обратной связи» (приложение 1, техника 3) состоит в переформатировании мышления студента с негативной оценки ошибок и неудач на обучающий формат, когда собственные ошибки рассматриваются сквозь призму научения и встраиваются в стратегию достижения успеха. Само упражнение состоит в попеременном переходе из позиции коуча в позицию клиента благодаря двум листам бумаги формата А4 и работой над одним из своих провалов в любой сфере – обучения, неудач в личной жизни, карьере, убыточном или проблемном бизнес-проект и др.
К техникам принятия решений в коучинге, заимствованным и бизнеса, относятся метод «мозгового штурма», «Мировое кафе», «Декартовые координаты», техника ранжирования. Техника ранжирования состоит в «набрасывании» стратегий достижения предварительно сформулированной цели и попарном сравнивании каждой стратегии друг с другом. Стратегии с наибольшим рангом, т.е. те из них, которые чаще всего «побеждали» в попарном сравнении друг с другом, и являются наиболее привлекательными, требуют первоочередной реализации.
Отдельный блок – мотивационные техники. Цель может быть достигнута только когда человек (студент), находится в позиции интереса и готов покинуть удобную и привычную для себя зону комфорта. Процесс достижения цели – это жесткий процесс, требующий самодисциплины и готовности преодолевать, прежде всего, свои страхи, сомнения и неудачи, сопротивление со стороны, прежде всего, ближайшего окружения, которое, как правило, инертно и пассивно, сеет семена лени и бездействия, которые приносят обильный урожай (работа с ленью — приложение 1, техника 4). Здесь роль преподавателя, скорее вдохновляющая, наполняющая. Наши студенты чувствуют, когда мы верим в их силы, и эта наша вера мотивирует их к движению вперед. Упражнение «Мои достижения и победы» укрепляет самооценку, веру в свои силы и способности, обращает внимание на тот путь, который уже пройден человеком в его способности к созиданию (приложение 1, техника 5).
Краткий обзор коучинговых технологий позволяет встраивать их практически в любую дисциплину через реализацию определенных целей и задач, которые предполагает изучение любой дисциплины, анализа собственных неудач с точки зрения переформатирования негативного опыта и встраивания его в стратегию достижения успеха, планирования последовательности и алгоритма действий в решении задачи, для решения проблемных ситуаций и кейсов с использованием техник принятия решений при групповым взаимодействии, для выработки плана самоподдержки с опорой на свой творческий потенциал и ресурсы личности, умения правильно отнестись к себе в ситуации провала или неуспеха и вытащить себя из трясины самоедства через реализацию микроцелей.
- Техника постановки целей «SMART»
Этапы постановки целей | Цель N | |
1. Чего бы вам хотелось достичь в будущем? Формулировку цели начните с глагола действия. | ||
2. Постановка цели
|
Конкретность цели | |
Измеримость (Как вы поймете, что достигли цели?) | ||
Достижимость | ||
Соотношение с другими целями | ||
Определенность цели во времени (когда цель должна быть достигнута?) | ||
3. Осознаете ли вы, что достижение цели потребует приложения усилий, времени и ресурсов? Готовы ли вы принять ответственность за последствия достижения цели? | ||
4. Какие ресурсы (времени/средств) необходимы для достижения цели? | ||
5. Установление сроков контроля |
- Техника планирования «График Ганта»
Цель: упорядочить последовательность действий участника образовательного процесса
Алгоритм работы
- Сформулируйте 7-10 целей (из разных сфер жизни; в рамках учебного процесса; конкретной дисциплины), которые вы бы хотели реализовать в течение месяца.
- Нарисуйте на стикерах белого цвета символический рисунок для каждой цели (ручкой или карандашом).
- На бумаге формата А3 нарисуйте посредине линию времени. Вначале поставьте точку и напишите «СТАРТ», а в конце «ФИНИШ».
- Из всех целей выберите одну из самых содержательных, главных, самых существенных и разместите ее где-то на линии времени.
- Относительно этой цели разместите все остальные цели на линии времени.
- Под каждой целью напишите одно самое главное действие, толчок, необходимый для начала ее реализации.
- На листике с символом цели нарисуйте смайл (кружочек с изображением лица), который будет отражать ту эмоцию, которая будет вас сопровождать при реализации цели, эмоционально окрашивать ее.
- Если бы вам сказали уже сейчас, что у вас есть два качества, необходимые для достижения всех целей, то что бы это были бы за качества.
- Удалось ли вам упорядочить свой алгоритм действий на этот месяц?
Приложение 1
- Техника «Таблица обратной связи»
Цель: переформатирование мышления с негативной оценки ошибок и неудач на обучающий формат, когда собственные ошибки рассматриваются сквозь призму научения и встраиваются в стратегию достижения успеха.
Алгоритм работы
Упражнение состоит в попеременном переходе из позиции коуча в позицию клиента. Возьмите два листа формата А4, один из них озаглавьте «Коуч», второй «Клиент». Расположите оба листа перед собой. На листе с надписью «Клиент» запиши один из своих провалов в любой сфере – обучение, неудачи в личной жизни, карьере, убыточный или проблемный бизнес-проект и др.
. 4. Техника арт-коучинга в работе с ленью
- Сформулируйте цель с запросом «Как наилучшим образом я могу …?»
- Если бы ваша цель и процесс ее достижения был похож на какое-то время года, то что бы это было за время? Например, на суровую зиму из-за отсутствия поддержки, сильного напряжения; знойное лето – достижение цели требует высокой активности, движения и беготни, когда нужно попотеть и покорпеть над ней; осень, когда пришло время сбора урожая, а ваша цель уже наполовину достигнута.
- Почему именно сейчас важно начать двигаться к достижению вашей цели? Запишите ответ, начав его со слов: «Начать двигаться к этой цели прямо сейчас важно, потому что …».
- Как вы можете достичь желаемого? Напишите 3 стратегии.
- Какой возраст у вашей цели по вашему внутреннему ощущению? Месяц, три, полгода…
- Что вам мешает достичь своей цели прямо сейчас? Назовите 2 помехи. Нарисуйте два камня – больших или не очень, и запишите в них эти помехи. Что вы будете с ними делать (с помехами)?
- Кто те два человека, к которым обязательно нужно прийти на консультацию или обратиться за рекомендацией на пути достижения цели? Нарисуйте схематично светофор и запишите имена этих людей в желтой и зеленой разрешающей секции — приготовиться и поехали.
- Нарисуйте на листе солнце и впишите в него то одно важное действие, без которого не будет старта на пути достижения цели. Какое одно действие осветит весь ваш путь на пути достижения цели и наполнит вас энергией?
- Нарисуйте схематично подарок и напишите на нем, каким именно подарком, призом вы вознаградите себя, когда цель будет достигнута.
- Нарисуйте лестницу со ступеньками и на первых двух ступеньках напишите те два простых действия, которые вы готовы выполнить в течение ближайших 72 часов.
- Какое чувство укрепиться в вашем сердце, как вы станете относиться к себе, когда начнете движение к своей цели. Нарисуйте чемпионский пьедестал и запишите это чувство на 1 месте, там, где стоят чемпионы.
- Мотивационная техника «Мои достижения и победы»
- Напишите 10 дел, которые вы умеете делать очень хорошо.
- Напишите имена 5 человек, которые точно могут охарактеризовать вас положительно с любой стороны, например, надежный друг, отличный студент.
- Напишите 7 навыков в рамках выбранной профессии, которыми вы владеете в высокой степени (лучше, чем другие).
- Напишите 5 вещей, которые принципиально отличают вас от другого студента.
- Напишите 25 самых крупных своих достижений в жизни.
- Напишите 3 позиции, которые вас очень радуют в вашей внешности.
- Напишите 3-5 человек, которым вы помогали в осуществлении их мечты.
Автор
Мирцало Анна Романовна,
- преподаватель менеджмента высшей категории,
- практический психолог ГПОУ «ДТХТФ» (Донецк, Украина).
- E-mail : annam 78@ ukr . net