
Автор: Зарембо Наталья Ивановна, учитель- коуч, обладатель золотого сертификата Международного Эриксоновского
Университета, классный руководитель 7-б класса МБОУ
«Социально-эконо
Героя России С.В.Самойлова» г.Пскова
"Концентрируйтесь на том, чего вы хотите достичь, а не на своих страхах."
Энтони Роббинс
Одним из приоритетов развития воспитания, определённых в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является «расширение воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка с учётом его потребностей, интересов и способностей [3].
Такой подход к воспитанию наполняет воспитывающую деятельность педагога глубокими личностными смыслами. Целевую направленность педагогического сопровождения определяют задачи освоения обучающимися универсальных личностных действий самоопределения, смыслополагания и нравственно-этич
Что же такое коучинг? Международная федерация коучинга (ICF) дала следующее определение коучинга: « Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество клиентов и вдохновляет их на максимальное раскрытие своего личного и профессиональног
На такой же процесс нацеливают школу и все новые государственные педагогические концепции образования, которые ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора фронтальной, обезличенной деятельности учащихся к овладению компетентностями организатора отношений и персонифицирован
Коуч ( партнер, фасилитатор, сопровождающий) не даёт указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращённых к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-ли
Субъектность ребёнка в процессах саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности при применении в процессе индивидуальных коуч-сессий специальных техник: «Открытые вопросы», «Колесо жизненного баланса», «Шкала удовлетворённост
При взаимодействии с ребёнком учитель-коуч использует 5 принципов Милтона Эриксона:
1. Со всеми учениками всё ОК.
2. Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор.
3. Изменения не только возможны, но и неизбежны.
4. У каждого ребёнка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого.
5. Любое намерение ребёнка основано на позитивном стремлении для себя.
Воспитатель помогает ребёнку осознать и сформулировать свои собственные цели в достижении результата в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определённые во времени).
Так, например, когда ученик ставит перед собой цель: спроектировать индивидуальную деятельность по достижению спортивных результатов, и когда она будет точно определена в деталях, тогда её можно обсуждать с помощью «сильных» вопросов, начав беседу с четырёх вопросов планирования:
Чего ты хочешь достичь при выполнении проекта?
-Как ты можешь достичь цели?
-В чём конкретно заключается твоя цель? Почему это важно?
-Как ты поймёшь, что достиг цели?
Затем можно задать следующие вопросы:
-Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?
-Какие действия в соответствии с поставленными целями ты готов совершить сейчас? На этой неделе? и т.д.
- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?
-Какой будет следующий шаг? А дальше? А ещё?
-Какие самые важные вехи можешь отметить в процессе выполнения проекта?
-Чем полезен был проект для тебя лично?
При проектировании саморазвития ребёнка учитель-коуч использует технику «Шкала удовлетворённост
-На какой отметке от 1 до 10 ты сейчас находишься?
-Что ты можешь сделать сейчас, чтобы продвинуться ещё на одну цифру по Шкале?
-На какой отметке ты хочешь видеть уровень твоего удовлетворения от этого проекта через 1 месяц?
-Что именно ты будешь делать по-другому, когда будешь находиться в точке Х?
-Как ты поймёшь, что ты достиг цифры 10?
-Как окружающие тебя люди узнают, что ты достиг цифры 10?
Не менее интересна техника «Колесо жизненного баланса», помогающая ребёнку спроектировать свою деятельность в саморазвитии.
- Какие ключевые области твоих интересов можно включить в «Колесо жизненного баланса»?
-согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (с районом города), записаться в секцию по баскетболу, приобрести спортивную форму, составить режим дня в соответствии с графиком работы секции, взять справку у врача о состоянии здоровья, достижения спортивных результатов ( сроки, уровень – школьный, городской, региональный…) и т.д.
После того, как «колесо» составлено, диалог ведется по вопросам:
-Как ты думаешь, с чего нужно начать? Какие факторы важно учитывать, чтобы определить последовательнос
Оценивается каждое предложение по технике «Шкала продвижения к цели от 1 до 10». Отбираем вначале предложения на 10: согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (районом города). Затем предложения на 9: взять справку у врача о состоянии здоровья, записаться в секцию баскетбола.
- Насколько достижимо для тебя каждое из предложений?
Так же оцениваем другие сектора по Шкале от 1 до 10. Затем отбираем те, что на 10 и 9: согласовать вопрос о выборе спортивной секции с родителями, определиться со спортивным клубом (районом города), взять справку у врача о состояния здоровья, записаться в секцию баскетбола и т.д.
Сроки устанавливаются на Линии времени ( используем ещё одну технику «Линия времени»):
так ребёнок устанавливает даты по этапам проектирования своей деятельности:
1) разговор с родителями, определение с местом занятий;
2) посещение врача;
3) запись в секцию, встреча с тренером;
4) занятия в секции по баскетболу;
5) результаты занятий : школьные достижения, муниципальные и т.д.
Таким образом, в результате диалога c помощью инструментов коучинга ученик выстраивает план действий по достижению индивидуальных спортивных результатов.
Литература:
1. Аткинсон Мэрилин, Коучинг: новые возможности лидерства. Наука и искусство трансформационно
2. Гульчевская В.Г. Коучинг в воспитательной системе образовательного учреждения ( из опыта работы школ и педагогов). – Ростов – на – Дону, 2015
3. Проект в редакции от 13 января 2015 года «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.r
4. Интернет – ресурсы: http://www.icfru
При использовании данных материалов, ссылка на Коучингвобразовании.рф обязательна |