Формирующее оценивание в Портфолио учащегося через инструменты коучинкового подхода: техника «Колесо баланса»

Автор:

Пережогина Ирина Георгиевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 95

г. Нижний Тагил, Свердловская область

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ребёнок  сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».

Для раскрытия потенциала формирующего оценивания, прежде всего, важна профессиональная позиция педагога.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   Не секрет, что на практике само­оценка нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». Это - сила привычек, складывающихся в процессе многолетнего следования одной и той же методике. И педагог выстраивает учебный процесс в рамках этого привычного алгоритма. Выйти за эти рамки даже при большом желании сразу не получается. Но со временем это происходит, главное – удерживать внутреннюю установку на восхождение вместе с учениками к следующей ступеньке самостоятельности.

Для развития регулятивных  умений в системе формирующего оценивания я использую в активной оценке «Портфолио»  технологию «Колесо баланса»- одну  из базовых техник, которая является своего рода картой движения к пункту назначения.

1 шаг. Определение срока планирования. На этом этапе идёт проясняет  срок, на который ребёнок  хотел бы создать видение своего будущего, обозначается дата «старта», и та дата в будущем, куда бы ребёнок хотел заглянуть. Это та дата, когда он будете подводить итоги.

2 шаг. Какие области жизни важны для ученика в этот временной период? А затем рисует колесо жизненного баланса и максимально полно выписывает эти области.

3 шаг. Построение шкалы удовлетворенности каждой областью жизни. На этом этапе я предлагаю представить и описать  шкалу удовлетворенности своей жизнью, где 1 – это минимальный уровень удовлетворенности, а 10 – это максимальный уровень удовлетворенности.

На этапе построения «колеса» важны «Сильные вопросы»:

Сильные вопросы, позволяющие формировать регулятивные умения и развивать личностные результаты

- Какой результат хочешь на этом уроке?

- Как поймешь, что достиг результата?

- Почему этот результат так важен для тебя сейчас?
- Как можешь достичь этот результат за 30 минут?

- С каким ожиданием сегодня на урок?

- Как поймешь, что ожидание достигнуто?

- Почему это ожидание так важно для тебя сейчас?

- Как можешь достичь этого ожидания  за 30 минут?

- С какой целью на урок?

- Как поймешь, что достиг результата?

-Почему эта цель так важна для тебя сейчас?

-Как придешь к этой цели за 30 минут?

- Как можешь улучшить результат? (не обязательный вопрос)

 

Начните, попробуйте применить «Колесо баланса» как инструмент формирующего оценивания, но помните о принципах «РРIC» "равный-партнер"

- Без советов, указаний и команд – обучающая тишина, паузы как основа технологии смыслового чтения

-Безценочно (хорошо, плохо)

-Нейтрально (по факту, без интерпретации)

-Доверие к себе и ученику (портфолио «суммирование», - без поражений не бывает успехов)

-Ошибка – это новый опыт УУД и личностных результатов

Добавить комментарий