Автор:
Пережогина Ирина Георгиевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 95
г. Нижний Тагил, Свердловская область
Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ребёнок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Для раскрытия потенциала формирующего оценивания, прежде всего, важна профессиональная позиция педагога.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Не секрет, что на практике самооценка нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». Это - сила привычек, складывающихся в процессе многолетнего следования одной и той же методике. И педагог выстраивает учебный процесс в рамках этого привычного алгоритма. Выйти за эти рамки даже при большом желании сразу не получается. Но со временем это происходит, главное – удерживать внутреннюю установку на восхождение вместе с учениками к следующей ступеньке самостоятельности.
Для развития регулятивных умений в системе формирующего оценивания я использую в активной оценке «Портфолио» технологию «Колесо баланса»- одну из базовых техник, которая является своего рода картой движения к пункту назначения.
1 шаг. Определение срока планирования. На этом этапе идёт проясняет срок, на который ребёнок хотел бы создать видение своего будущего, обозначается дата «старта», и та дата в будущем, куда бы ребёнок хотел заглянуть. Это та дата, когда он будете подводить итоги.
2 шаг. Какие области жизни важны для ученика в этот временной период? А затем рисует колесо жизненного баланса и максимально полно выписывает эти области.
3 шаг. Построение шкалы удовлетворенности каждой областью жизни. На этом этапе я предлагаю представить и описать шкалу удовлетворенности своей жизнью, где 1 – это минимальный уровень удовлетворенности, а 10 – это максимальный уровень удовлетворенности.

На этапе построения «колеса» важны «Сильные вопросы»:
Сильные вопросы, позволяющие формировать регулятивные умения и развивать личностные результаты |
||
- Какой результат хочешь на этом уроке? - Как поймешь, что достиг результата? - Почему этот результат так важен для тебя сейчас? |
- С каким ожиданием сегодня на урок? - Как поймешь, что ожидание достигнуто? - Почему это ожидание так важно для тебя сейчас? - Как можешь достичь этого ожидания за 30 минут? |
- С какой целью на урок? - Как поймешь, что достиг результата? -Почему эта цель так важна для тебя сейчас? -Как придешь к этой цели за 30 минут? |
- Как можешь улучшить результат? (не обязательный вопрос) |
Начните, попробуйте применить «Колесо баланса» как инструмент формирующего оценивания, но помните о принципах «РРIC» "равный-партнер"
- Без советов, указаний и команд – обучающая тишина, паузы как основа технологии смыслового чтения
-Безценочно (хорошо, плохо)
-Нейтрально (по факту, без интерпретации)
-Доверие к себе и ученику (портфолио «суммирование», - без поражений не бывает успехов)
-Ошибка – это новый опыт УУД и личностных результатов