Формирование здоровой самооценки у ребёнка: как обрести сбалансированный и практичный подход?

Виктория Саяпина, профессиональный учитель английского языка, преподаватель английского языка в МОЦ "Крылья"

Геннадий Николаевич Малюченко, к.п.н.,  директор МОЦ "Крылья"

Самооценка…это понятие сегодня знакомо каждому взрослому человеку. А когда речь заходит о формировании самооценки ребенка, многие родители уверенно рассуждают на эту тему. Однако процесс формирования самооценки не так прост, как может показаться поначалу.

На первый взгляд, слагаемые самооценки достаточно просты и очевидны: чем более успешным будет ребенок в учёбе, спорте или творческой деятельности, тем выше будет расти его самооценка. Однако, есть важный «нюанс»: не стоит добиваться высокой самооценки любой ценой, поскольку в таком случае она может перерастать в «неадекватно завышенную», что оборачивается плачевными последствиями для самого ребенка. Не меньший ущерб развитию ребёнка наносит родитель, который своими словами или действиями занижает его самооценку.

Необоснованно завышенная, так же как и заниженная самооценка, таят в себе опасность искажений при формировании характера ребёнка. Далеко не всегда это можно заметить сразу, часто эти проблемы долгое время вызревают незаметно, исподволь. Так, например, ребенок, у которого формируется низкая самооценка, часто по непонятным для родителей причинам теряет всякое желание учиться, не стремится проявлять себя в спорте или творчестве. А ребенок, у которого формируется завышенная самооценка,  часто становится капризным, заносчивым и как следствие отверженным среди сверстников.

Следует всегда помнить, что дети, не имея собственных критериев для самооценивания, ориентируются на явные и косвенные оценки со стороны самых значимых людей в своей жизни - мам, пап, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр. Поэтому не стоит вводить их в заблуждение неосторожными репликами, чрезмерно щедрыми или напротив, слишком «сухими» похвалами,  дабы избежать формирования неадекватной высокой или неадекватно низкой самооценки. 

Таким образом, мудрые и любящие родители заботятся, прежде всего, не о высокой самооценке у ребенка, а о развитии у него способности реалистично оценивать свои возможности и способности в любых жизненных ситуациях. Они стремятся с одной стороны развивать в детях познавательную активность и уверенность в своих силах, а с другой - предельно трезво оценивают их волевые качества и способности в какой либо сфере деятельности. 

 

 

А теперь мы рассмотрим, в чём заключается сбалансированный и практичный подход к формированию самооценки на примере личного опыта педагога нашего образовательного центра Виктории Саяпиной:

 «Самооценка – это то, как вы сами себя чувствуете и ощущаете, а также некая система представлений, которая есть у нас о самих себе. Сбалансированная самооценка строится на умении понимать и принимать  свои сильные и слабые стороны. Это адекватный отчет самому себе о своих способностях и возможностях. Причем должна быть не упрощённо-односторонняя оценка себя в целом – «хороший», «плохой», «бесполезный», а адекватная всесторонняя оценка всех отдельных аспектов – я не умею готовить, но в этом нет ничего страшного, потому что я отлично умею делать множество других вещей – например, рисовать, водить машину. Иными словами, ребенка нужно учить с детства целостной и здоровой оценке своих сильных и слабых сторон. Он должен постепенно прийти  к пониманию того, что нельзя быть одинаково успешным во всём и это нормально. Не менее важно понять, что он уникален во всех проявлениях и нужно любить и принимать себя таким, какой он есть.

Формирование у ребенка здоровой  самооценки имеет много позитивных последствий. Уверенный в себе ребенок, и ныне, и во взрослой жизни легче перенесет трудности и решит свои проблемы, не пойдет на поводу у чужого мнения, сможет отстоять свою точку зрения, не будет бояться взять ответственность за свои слова и поступки, будет успешен в отношениях со сверстниками и не только.

К сожалению, многие «внешние» факторы способны нанести вред самооценке ребенка. Злой негативный комментарий в его адрес, негативная оценка его работы, насмешка – все это пробивает дыры в самооценке ребенка, и со временем она становится все слабее и слабее.

Поэтому я, как мама, уделяю большое значение воспитанию здоровой самооценки у своих детей. И стараюсь придерживаться следующих правил:

  1. Если ребенок сделал что-то хорошо или правильно, то, несомненно, с моей стороны последует эмоциональная похвала. Причем хвалить я стараюсь именно его работу, то, что ребенок сделал. Не просто «Молодец», а «Какая чудесная картина! Ты так славно постарался!» И добавляю комментарии о том, что я чувствую благодаря его достижению – Я счастлива и горда тобой!
  2. Если ребенок сделал что-то не вполне успешно, нужно все равно постараться найти за что его похвалить, а затем вместе обсудить, что можно сделать, чтобы было лучше – Ты замечательно постарался, давай теперь попробуем добавить вот это и будет еще лучше. Оцените попытку.
  3. Если у ребенка что-то не получилось, не нужно критиковать его. Поддержите - Не всегда получается сделать всё с первого раза. Иногда нужно время. Каждая наша ошибка - это бесценный опыт.

Делитесь с ребенком ошибками, которые вы совершали. Пусть он поймет, что ошибаться – нормально. Нужно пробовать дальше.

Самооценка в детстве в первую очередь формируется в семье. От того как вы напитаете его своей любовью и уверенностью в своих силах, будет зависит очень многое. У нас дома развешены на стене работы моих детей. Стоят на полке грамоты сына. Мне не придет в голову на глазах у ребенка смять и выбросить в мусорку его рисунок, даже если там одни каляки-маляки. Потому как для ребенка важно, что вы цените то, что он делает. Для ребенка важна самостоятельность. Чем больше у него будет возможностей научиться что-то делать самостоятельно, тем больше уверенности в себе у него будет. Предоставьте ему такую возможность.

Хочу поделиться достаточно действенными упражнениями для формирования здоровой самооценки у ваших детей:

  1. «Квадрат»

Нарисовать квадрат, разделить его на 4 части. Каждую часть озаглавить: То, в чем я успешен; То, что люди говорят обо мне; Мои достижения; Мои качества. В середине пишется слово «Я». Далее следует вместе с ребёнком предельно вдумчиво и аккуратно заполнить все части квадрата. При желании ребенка можно повесить эту «картину» на стену, чтобы она всегда напоминала ему о текущих задачах и достижениях.

  1. «Коллаж - Моя индивидуальность»

Берем большой лист, вырезаем картинки, которые отражают уникальны черты характера и личностные особенности ребенка: Любимая еда, вид спорта, игры, мультики. С помощью такого коллажа дети смогут боле чётко понять: кто они, чего хотят в жизни. У них повысится чувство собственной уникальности, отличности от других. А это ключевой элемент здоровой самооценки.

И в заключение: старайтесь обсуждать с детьми и по возможности записывать все хорошее, что они сделали или услышали за день: комплименты, похвалы, новые знания, умения. Это поможет им даже в сложные, эмоционально тяжёлые дни видеть жизнь в положительном свете».

 

С уважением к индивидуальности каждого ребёнка,

Виктория Саяпина,

директор центра к.п.н. Геннадий Николаевич Малюченко

Добавить комментарий