ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОУЧ-СЕССИЙ

Автор

Кочарян Шушан Левоновна,

студентка магистратуры факультета психологии Российско-Армянского Университета

Выпускник КПК «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО»

 

Переход от младшего школьного возраста к среднему школьному возрасту, есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл. Для того чтобы школьник относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл, а коучинговые инструменты дают эту возможность. Коучинг и коучинговый подход, основанный на саморазвитии, является эффективным методом обучения, позволяющим расширить видение и развить самостоятельность мышления у учащихся. Предполагаем, что самостоятельность мышления у учащихся средней школы обуславливается внутренней мотивацией, адекватной самооценкой и эмоциональным интеллектом.

В нашем эксперименте приняли участие 10 учеников из 6 и 7 классов (11-12лет) из школы «Усмунк» и №200. Изначально было получено разрешение их классных руководителей. Эксперимент начался в 10 февраля и длился до 10 апреля. С каждым учеником было проведено восемь встреч, 3 групповых и 5 индивидуальных, в неделю 1 раза, в течении 2 месяцев, длительностью 20-30 минут. Была разработана специальная программа по организации эксперимента. Краткое описание психологического эксперимента:

Условия: Для психологического исследования понадобится ученики из 6 или 7 класса (со знанием русского языка) и возможность индивидуальной работы с ними в течении 2 месяца (8встреч, продолжительностью 20-30 мин).

План работы

встречи

Форма проведения

Содержание

1

групповая

Знакомство и ознакомление с программой

тестирование уровня эмоционального интеллекта по методике Холла.

2

групповая

Тестирование уровня самостоятельности мышления по методике Л.А. Ясюковой, уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна и уровня мотивации учения подростков по методике М. Лукьяновой

3

индивидуальная

коуч –сессия, применение 4 вопросов планирования по формату конечного результата (цель сформирован в позитиве, в зоне контроля, экологичен, SMART) Работа на желание конкретного ребенка в учебном процессе. Работа на мотивацию и самостоятельность мышления.

4

индивидуальная

коуч –сессия, с применением техники «колесо жизненного Баланса». Работа на самостоятельность мышления.

5

индивидуальная

коуч –сессия, с применением инструмента шкалирование как инструмент развития, примеры: шкала насколько ты мотивирован в обучении, шкала насколько ты удовлетворён тобой, шкала приближённости целей, шкала удовлетворённости взаимоотношениях в классе, шкала самоэффективности в обучении, шкала общего развития по всех предметах.

Работа на самооценку и мотивацию.

6

индивидуальная

коуч –сессия, с применением «Волшебных» вопросов.  Обсуждение собственных эмоции и упражнения, направленные на эмоциональную зрелость.  Работа на самостоятельность мышления и EQ.

 

7

индивидуальная

коуч –сессия, создание поддерживавшей среды для достижения целей и применение линии времени как инструмент планирования. Работа на конкретной цели ребенка.

8

групповая

 

Ретестирование уровня самостоятельности мышления по методике Л.А. Ясюковой, уровня самооценки по методике Дембо-Рубинштейна, уровеня мотивации учения подростков по М. Лукьяновой и уровня ЭИ по методике Холла.

План индивидуальных коуч-сессии в процессе менялся, в зависимости от запроса ребёнка и если работа оставалась незаконченным, продолжали на следующей встрече.

С десятью учениками из 6 и 7 классов после тестирования было проведено формирующий эксперимент. Был разработан план работы, который состоял из пяти индивидуальных коуч-сессии, график встреч составлялось в зависимости от расписания учеников, с каждым учеником одна индивидуальная встреча (20-30минут) в неделе, в течении 2 месяцев.

 Краткое описание 5 коуч-сессии:

  • Во время первой индивидуальной коуч-сессии каждый ученик представил свое ожидание изменения в процессе обучения. Потом эти пожелания(цели) мы формировали в формате конченого результата с применением четырех вопросов планирования (1. Что вы хотите? 2. Как вы по поймете, что достигли цели? 3.Почему это цель важна для вас? 4. Как вы можете достичь цели?) Работа была направлена на то чтобы сформулировать свои собственные цели в позитиве, в зоне собственного контроля, экологический и в формате SMART: Specific конкретные; Measurable измеримые; Achievable достижимые; Relevant соответствующие, Time bounded определенные во времени.

У большинства было желание улучшить знания и оценки конкретного учебного предмета.

  • Во время второй индивидуальной коуч-сессии каждый ученик составил свое «колесо жизненного баланса», что помог понять, какие изменения хотят ученики в целом, не только в процессе обучения. Они показали из каких областей состояло их колесо жизни, и насколько они удовлетворены ими, находили ключевую область, изменив которую можно изменить и другие области. Определялось что нужно менять чтобы колесо пришло в баланс. Составляли первые простые шаги, необходимые для благополучного влияния на развитие самостоятельности мышления.
  • Во время третей индивидуальной коуч-сессии мы применили шкалорвание как инструмент развития на примерах: шкала насколько ты мотивирован в обучении, шкала насколько ты удовлетворён тобой, шкала приближённости целей, шкала удовлетворённости взаимоотношениях в классе, шкала самоэффективности в обучении, шкала общего развития по всем предметам. Большинство выбрало шкалирование насколько ты удовлетворён тобой, то есть работа была направлена на уровень самооценку, на адекватное понимание своих способностей и возможностей.
  • Во время четвертой индивидуальной коуч-сессии мы применили «Волшебные» вопросы, которые расширяют рамки привычного мышления. Проявляется сдвиг во времени и точки зрения, что благополучно влияет на самостоятельность мышления. По желанию учеников обсуждали собственные эмоции, как их понимают и как относятся к разным эмоциям. Было проведено упражнение: описание своей эмоции, оценка положительного или негативного влияния эмоции. Было дано задание на неделю, описать две хорошие и одну плохую эмоцию в течении каждого дня. Работа была направленна на уровень ЭИ.
  • Во время пятой индивидуальной коуч-сессии с каждым учеником выбирался конкретная цель и создавали для этой цели поддерживавшую среду (люди, история, напоминалки, команда, ритуалы, сожжённые мосты). В основном, в поддерживавшую среду были включены родные люди (друзья, родители). В конце проводился свободное «фантазирование» желании по инструменту линии времени. Представление о достижении цели дает сильную мотивацию.

 

После коуч-сессии было проведено ретестирование, где были выявление изменения.

Прохождение индивидуальных «коуч-сессий» благополучно отразилось на формирование самостоятельности мышления, ЭИ, внутренней мотивацией, адекватной самооценкой у учащихся. У девяти учеников из десяти было отмечено улучшение результатов. Общая эффективность применения «коуч-сессий» составляет 90%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Аткинсон М., Чойс Т.Р. Пошаговая система коучинга: «Наука и искусство коучинга»: Companion Group, 2009. - 256 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — С. 386
  3. Голви У. Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте, Пер. с англ.: Альпина Бизнес Букс, 2005 ,252 с.
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ.А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ,2009. - 478, |2] с.
  5. Гульчевская В.Г.Субъективные  факторы  эффективности  освоения педагогами  образовательных  технологий  в  процессе  повышения квалификации [Текст]
  6. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. «Теория обучения», М., Владос - Пресс, 2003 384с.
  7. Дауни Майлз — «Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей»: Изд. «Добрая Книга», Москва 2008. - 288с.
  8. Лебедева И.В., Аксёнов С.И. УЧИТЕЛЬ ИЛИ КОУЧ? // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
  9. Никитина Т.А. Шаталина М.А. «Основы коучинга», Самара – 2007 184 c.
  10. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. –СПб. : Питер, 2003. –204 с. (Серия «Практическая психология)

 

Добавить комментарий