
Автор
Ермакова Мария Николаевна,
тренер-преподаватель АНО ДПО МИРНО,
победитель Конкурса на обучение коучингу
Название программы: Эффективное управление партнерскими отношениями с родителями в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»
Блок: Целеполагание
Проблема: данный блок часто вызывает у слушателей депрессивное состояние, и даже сопротивление. По мнению слушателей, он выглядит затянуто и тяжеловесно.
Цель: сделать этот этап более технологичным
Задача: применить элементы командного коучинга
Гипотеза: как если бы данный блок был структурирован в формате командной сессии
В основе данного этапа лежит структура командной сессии, предложенная командой курса «Коучинг для руководителей» Академии Директория.
Автор "Стрелы коучинга" Мэрилин Аткинсон, Международный Эриксоновский университет коучинга.

1 этап – создание доверительных отношений
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы благодарим каждого из вас за то, что, несмотря на вашу занятость, вы здесь. Мы постараемся создать для каждого из вас безопасные и комфортные условия для усиления ваших компетенций в направлении работы с родительской общественностью. Позвольте сопровождать вас в пополнении вашей и без того уже внушительной копилки педагогического мастерства.
Уважаемые коллеги! Мы хотим предложить вам провести наше обучение в формате командной сессии. Удобен ли этот формат для вас? Почему для вас работа именно в таком формате может быть полезной?
Для того чтобы запустить механизм командного взаимодействия, мы предлагаем вам объединиться в группы по 5-6 человек.
Задание 1:
Каждая команда получает таблицу, составленную в соответствии с техникой «Поощряющие вопросы».
Внутри группы кратко ответьте на следующие вопросы, вспомнив историю вдохновляющего командного взаимодействия:
Вопрос
|
Ответ 1 |
Ответ 2 |
Ответ 3 |
Ответ 4 |
Ответ 5 |
Резюмирование |
Что, где, когда происходило? |
||||||
Что делала команда в целом? Какова была твоя роль? |
||||||
Почему тебе запомнилось? Как продвигалась команда?
|
||||||
Почему рассказываешь нам об этом? |
||||||
С какими пожеланиями обращаешься к нам?
|
||||||
Если все отнесутся серьезно к этим пожеланиям, кем мы все можем стать?
|
||||||
Предложи некий образ, элемент, символ или метафору командной работы (изобрази графически) |
«Голос группы» кратко презентует самые ценные идеи. На листе флипчарта он изображает основные символы командной работы.
Другая команда дополняет флипчарт другими символами.
В результате получается «картинка» общей командной работы.
Задание 2:
Можно попросить команды объединить все символы в единый образ, дать ему название и рассказать о нем.
Вывод:
Итак, появилось нечто общее для всех. В этом общем образе, метафоре заложены некоторые правила и принципы их совместной работы.
2 этап – Цель обучения
Уважаемые коллеги! Как важно быть осознанным в том, что делаешь. Уверены, что вам тоже важно понимать, зачем вас сюда пригласили. Ведь пока это намерение не будет согласовано с вашими личными целями, это может вызывать внутреннее сопротивление, нежелание, чувство сожаления о потраченном времени и другие отрицательные эмоции.
Поэтому позвольте сначала прояснить наши цели. Мы здесь для того, чтобы поддержать вас в разрешении трудных ситуаций в общении с родителями; усилить вас техниками и приемами, которые позволят вам реагировать проактивно в сложной ситуации и оставаться в ресурсном состоянии, чтобы не происходило вокруг; сопроводить вас в нахождении новых путей для повышения уверенности в своем профессионализме. Мы здесь для вас!
А что же хотите вы? В чем ценность вашего нахождения здесь для вас самих?
Предлагаем поисследовать это вместе с тем, чтобы каждый нашел ответы на эти вопросы.
3 этап – «Создание опыта»
3.1 Ожидания
Наверняка вы узнали о теме обучения заранее. Позвольте узнать о ваших ожиданиях от обучения по данной теме.
Просим перейти два человека в другую команду по часовой стрелке.
Задание 3:
Раздаем стикеры. Просим писать одно ожидание на одном стикере. Минимальное количество ожиданий -5. «Голос группы» презентует все идеи.
Ведущие группируют стикеры на флипчарте по основным направлениям линейно. Обводят получившиеся группы маркером и дают им названия, например: ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ … или СПОСОБЫ, ОТВЕТЫ и т.п.
3.2 Результаты
Задание 4:
Что могло бы быть для вас наилучшими результатами по окончании тренинга?
Стикеры. Один результат – один стикер. Размещаем все стикеры внутри колеса под названием «РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ команды «…».
3.3 Возможности для достижения с учетом текущей ситуации
Итак, как же наилучшим образом достичь этих результатов? Какие интересные способы достижения вы могли бы предложить?
Задание 5:
Техника «Мировое кафе».
Обсудите в группах самые интересные возможности достижения намеченных вами результатов. Запишите их списком.
Через 5 минут мы просим всех посетителей кафе перейти в следующее кафе по часовой стрелке. А хозяев кафе просим радушно принять следующих посетителей и ознакомить их со своими идеями возможного достижения результатов обучения. Единственной платой за посещение кафе для посетителей являются новые идеи!
По окончании просим каждого хозяина выделить 3 самые интересные идеи по достижению результатов и их озвучить, обращая внимание на логическую последовательность их реализации.
Ведущие фиксируют идеи в заранее подготовленную таблицу «Два смелых шага».
Вывод:
Итог этого этапа - сами участники формулируют для себя ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ.
4 этап – план действий
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам принять участие в построении программы обучения на эти дни. Думаем, вы согласитесь, что выполнять вами составленный план, будет для вас интереснее и продуктивнее.
Задание 6:
«Два смелых шага»
Что делать? |
Когда? |
Ресурсы |
Например: раскрыть понятие партнерства |
первый день |
групповая работа, творчество, методическая тетрадь, личный опыт, метафоры и т.п. |
выгрузить кейсы трудных ситуаций |
первый день |
групповая работа, личный опыт, типичность, актуальность, методическая тетрадь и т.п. |
и т.д. |
Так прописываются все задачи, предложенные в пункте 3.3. Если чего-то не хватает (какого-то важного блока) дописываем сами с позволения слушателей.
Вывод:
Прописан план действий на ближайшие дни, в котором слушатели являются непосредственными соавторами.
5 этап – ценность
Уважаемые коллеги! Время нашего первого блока подходит к концу. Как бы вы назвали данный блок?
С точки зрения информации: Какие самые главные выводы вы можете сделать?
С точки зрения эмоций: Как вам было в этом процессе? Что вам понравилось?
С точки рения смысла: Что было важного лично для вас в этом блоке?
С точки зрения действий: Что и где в своей профессиональной деятельности вы бы могли использовать? Что берете с собой?
6 этап – благодарность и обратная связь
Уважаемые коллеги! Мы благодарим вас за участие в первом блоке.
Спасибо за вашу энергию и включенность в процесс.
Хотелось бы добавить в процесс ____________ (например, чуть большей организованности).
Мы верим, что, если учитывать пожелания всех в командной работе, совместное взаимодействие станет еще более эффективным и принесет вам большое удовлетворение.