Елена Ремнева: Пирамида Дилтса и мотивация к обучению

Автор

Ремнева Елена Александровна

Место работы: ГАПОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж», преподаватель дисциплин: профессионального модуля «Младшая медицинская сестра по уходу за больным», инфекционная безопасность, психология

Одной из непростых задач в образовательном процессе является мотивация учащегося к обучению. Сколько об этом сказано и написано, сколько об этом исследований и открытий, сколько оскомин набито, но задача остается актуальной.

Зачастую одним из способов стимулирования учебной деятельности рассматривается учебная отметка, как поощрение или наказание. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из преподавателей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, в том числе и мне.

Приведу пример из моей практики. Одна из дисциплин, которую я преподаю в медицинском колледже - основы сестринского дела для фармацевтов. Предмет является составляющей вариативной части ФГОС, так как фармацевты не допускаются к непосредственной медицинской практике, но все же, как медицинские работники, должны знать и уметь выполнять простейшие сестринские манипуляции, знать основы инфекционной безопасности при работе с пациентом. Мотивация к обучению по этому предмету у будущих фармацевтов соответствующая: «зачем нам это надо?».

Как-то раз почти все студенты не справились с контролем знаний по основам инфекционной безопасности, а конкретнее, не смогли составить схему цепочки инфекционного процесса.

 На следующий день студенты обратились ко мне с просьбой: «Можно ли пересдать цепочку?».

Так как формулировка прозвучала не совсем корректно, был задан вопрос: «Зачем?».

На что последовал ответ: «Чтобы двойки исправить».

Я: «А еще?».

Образовалась тишина, некоторое замешательство …

Я: «Зачем еще вам пересдать цепочку инфекционного процесса?»

У одного из студентов возник социально одобряемый ответ: «Чтобы предотвратить распространение этого инфекционного процесса».

Я: «А где?»

Тишина… В воздухе как будто затрещало в результате мыслительных процессов.

Я: «Где вы можете столкнуться в своей будущей работе фармацевтами с инфекционным процессом?».

Что тут началось, студенты стали наперебой приводить примеры посетителей аптеки с симптомами ОРВИ, чесотки, кишечной инфекции, придумали, как к ним в аптеку обратится пострадавший от ДТП, и ему нужно будет оказать первую помощь.

Я только успевала «аещёкать”

Я: «Что вы будете делать в каждом конкретном случае?»

Студенты с легкостью и увлечением вспомнили все, что изучали на предыдущих занятиях по инфекционной безопасности, и как это применить в той или иной ситуации. 

Я: «Ради чего вам это важно будет делать?».

Ответ последовал практически хором, чтобы другие люди не заразились инфекцией, которую мог принести тот клиент.

Когда дебаты закончились, одна из студенток повторила свой запрос: «Так можно пересдать цепочку?». Я раздала листочки с заданиями, все справились, хотя у некоторых были проблемы с терминологией. Внутренне субъективно после нашей беседы я уже решила всем поставить «пять». Потому что самым значимым показателем знаний я считаю не то, на сколько правильно студент справится с заданием, а то, на сколько он готов и понимает, как применить полученные знания на практике, понимает их важность и свою роль в этом процессе.

Как это работает? Работает пирамида нейрологических уровней.

Уровень окружения – мы будущие фармацевты, сотрудники аптек.

Уровень действий – мы будем продавать лекарства.

Уровень способностей – каждый клиент аптеки может стать источником инфекции, запустив инфекционный процесс, и мы, как медики, можем прервать цепочку этого инфекционного процесса. То есть, мы не просто продаем лекарственные препараты, мы делаем это качественно со всех позиций.

Уровень ценностей – нам важно прервать инфекционный процесс, так как главной ценностью медицинских работников является жизнь человека. Ценность, которая была заложена еще на первом занятии со студентами.

Потому что я не только будущий фармацевт, но и медик.

И когда заходишь с позиции выше, разрешить проблему оказывается гораздо проще.

 

Добавить комментарий