Эффективная коммуникация в работе классного руководителя: коучинговый формат

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,

председатель регионального отделения Всероссийского общественного движения

"Национальный родительский комитет" в г. Екатеринбург и Свердловской области

e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Статья написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»

ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,

Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!

Известный российский психолог, академик РАН, Александр Асмолов в статье «Образование впереди перемен: школа неопределённости» говорит о том, что адаптивные модели образования, основанные только на трансляции умений, знаний и навыков, становятся все менее эффективными (Hard skills) как в обучении, так и воспитании детей поколения «Z». На первый план в системе обучения и воспитания выходят преадаптивные гибкие модели (Soft Skills), которые не только готовят ребенка к разнообразной уникальной жизни, но и применимы уже здесь и сейчас в реальных жизненных событиях.

В этих моделях образование нацелено на то, чтобы ребенок сам смог сконструировать смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в разных ситуациях, в том числе нестандартных, сложных и даже хаотичных.

Вот почему многие школьные команды выбирают технологии эффективной коммуникации в коучинговом формате в работе классного руководителя.  Коучинг как эффективный метод раскрытия личностного потенциала и формирования жизненных навыков, позволяет в более короткие сроки достичь цели и результаты с детьми поколения «Z».

Ирина Хакамада предложила гибкую модель образования, главный принцип проводить специализацию в области мечтаний и желаний. В этой модели много смешанных игр в группе, команде, которые формируют у детей способности к самостоятельному анализу себя и выбору оптимального решения. Это могут быть смешанные игры: старшие должны играть с младшими во всё что угодно. Но лидер и распределение ролей происходят без внешней помощи — это делают сами дети. Именно так у них появится привычка самостоятельно формировать свою счастливую жизнь, позиционируя свои креативные идею, эффективно коммуницируя в команде и создавая созидательно –прорывные продукты.

Роль классного руководителя в такой модели явно меняется, из наставника, он становится партнером, который создает у ученика мотивацию к поиску; является навигатором в потоках информации; выполнять роль коммуникатора, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством.

Эффективная коммуникация на основе 4 К строится на: уважении и доверии к собеседнику, на умении слушать и слышать в позиции равный партнер «взрослый – взрослый».

Эффективная коммуникация – это всегда общение на «вызове», ведущее иногда к выходу из «зоны комфорта», что приводит не только к выбору оптимальных решений, но и большей осознанности и ответственности участников коммуникации.

Сегодня классному руководителю необходимо как мягкий инструмент в компетенции – коучинговое присутствие, так называемая максимальная включенность на уровне я «слышу, вижу, чувствую тебя», здесь и сейчас я постоянно откликаюсь на твои смыслы познания жизни, я воспринимаю тебя целостно в процесс коммуникации «Я» - «МЫ» - «СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ».

Коучинговое присутствие у классного руководителя  проявляется через способность быть в со-трудничестве «делаем вместе»; готовности наблюдать, делиться своими наблюдениями, эмоциями, ощущениями, быть в эмпатии, но при этом максимально нейтральным с опорой на фактичное мышление.

Это позволит классному руководителю в эффективной коммуникации создавать такие отношения партнерства с детьми, которые позволяют каждой стороне продемонстрировать открытую, гибкую и уверенную манеру поведения, различные жизненные стратегии.

Это классные мероприятия  «не от мозга», а «от сердца», когда классный руководитель не молчит, а показывает всем своим существом, что он здесь, максимально быстро откликаясь паузами, вопросами, юмором, импровизацией, артистичностью, своими смелыми предположениями на различные смыслы учеников класса.

Формула эффективной коммуникации с поколением «Z»

Коммуникация = Я ↔ Мы ↔ Твоя жизнь

Если вы, как классный руководитель:

- давно хотели освоить современные подходы эффективной коммуникации «взрослых и детей» в воспитательной системе школы;

- хотите изучить современные воспитательные модели эффективной коммуникации, чтобы потом организовать продуктивное сотрудничество в своем классе или школе;

- и, наконец, если вы уже сегодня думаете о том, как эффективно выстроить коммуникации и сотрудничество с детьми поколения «Z» и родителями поколения «Y» и понимаете, что смена роли «классного руководителя» с позиции наставника в позицию партнера просто необходима, то читайте мою следующую статью с кейсом коучинговых техник и моделей, реализуемых мною в системе классного руководства.

Добавить комментарий