Домашнее задание – «прощентовщина» чиновника или бег по кругу учителя и ученика ?

Автор:

Анянова Ирина Викторовна,

зам. директора ГАОУ ДПО СО ИРО (НТФ), методист МБОУ СОШ №95, г. Нижний Тагил

студент курса "Коучинг: возможности без границ" iCP Centre, выпускница ДПП ПК "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС " (Гульчевская Наталья, Плотникова Татьяна)

Фейсбук ДНЕВНИК НАЧИНАЮЩЕГО КОУЧА

В системе образования, какую бы она модернизацию не проживала, сколько бы стандартов не вводила, какие бы технологии не внедряли – неизменно одно: урок – классная работа (так и называется классная, это не только потому, что выполнена в классе, а потому, что классно было выполнять ее в сотрудничестве с учителем. В начальной школе – учебное сотрудничество,  в основной  - продуктивное сотрудничество, в старшей – ресурсное сотрудничество. Причем сотрудничество организовано в разных моделях обучения: тьюторской, наставнической, менторской, зуновской и ….ряд можно продолжить, например: коучинговая образовательная модель.

Как ни назови, но в дневниках на бумажных носителях видим записи номеров, упражнений, вопросов домашних заданий. Все чаще видим записи: «Нет домашнего задания». Не поверите, вскоре эти дневники превращаются в «красные книжицы неуспеха», там всего чего-то нет, не хватает учителю для продуктивного сотрудничества с учеником.

          Задаем резонный вопрос: «Не пробовали отменить домашнее задание?», учитель откровенно нас не понимает и говорит, что проценты, доли очень важны для отчетов чиновников. Открою секрет, как профессиональный управленец, ни один чиновник (значит чиновник в нашей статье просто как фигура нарицательная), директор или завуч школы не могут отменить домашнее задание, это вправе сделать только учитель. И вот тут треугольник осознанности дает мощный сбой: «осознаю-выбираю-несу ответственность». Никто - ни учитель, ни ребенок не желают думать в сторону этой осознанности.

И вот ежедневная ситуация: родители приходят домой уставшие, изначально тревожные  от дневника, где нет домашнего задания – их ждет счастливый ребенок, потому что у него КЛАССНАЯ РАБОТА – КЛАССНАЯ. А домашняя работа проста по целевому назначению, продолжи то, что получилось в классе, над чем работал в классе, что хочешь усилить, развить, что тебе необходимо на следующий урок. Зачем же ждем родителей, репетиторов……не только ради уважения и любви к ним, ребенку необходимо с ними выполнить домашнюю работу. А в школе как он справляется? Мы в школы завезли нового учителя «интерактивную доску», помимо одного учителя, сейчас в классе 2 учителя – работай не хочу, вот жизнь наступила (но чаще интерактивная доска используется как экран).

У меня вопрос, как у родителя, зачем задаете всем детям одинаково, изначально, понимая, что не справятся, изначально не дифференцируя задания. Вот и получается бег по кругу «задали – не выполнил – запись в дневник» - итак до бесконечности…..до ОГЭ, ЕГЭ. И понимаю образ «мифического чиновника», у которого в компетенцию не входила работа с домашними заданиями учеников, стоит как «дамоклов меч» у двери каждой школы.

Много мифического происходит в школе, я не критикую, я удивляюсь, потому что понять не могу – как из порядковой пятибалльной шкалы, уточню цифры идут по порядку – вывели средний балл 3,5 и 4, 5, а в журнале, дневниках нормальные «3», «4», это же не интервальная шкала как на ГИА.

          Выход для себя нашла в применении коучингового подхода (занятия Н. Гульчевской, Т. Плотниковой) и некоторых методов из книги Е.Н. Куксо «Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе».

          Пришла к неожиданному выводу сразу: коучинговый подход мне поможет работать с детьми, осваивающими программы с низкими результатами; опыт Е.Н. Куксо мне поможет создать команду единомышленников. Согласитесь, как переводить стабильные результаты в сильные (троечники в хорошисты, хорошисты в отличники) – здесь мастеров и мотиваторов хоть отбавляй.

А вот как низкие результаты перевести в стабильные – желающих не наблюдается, ну пожалуй, мифический чиновник, который шепчет – должно получиться, да такие УЧИТЕЛЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ как Наталья Гульчевская, Татьяна Плотникова, которые реально созидают новый опыт в современной школе – иди, действуй, сотрудничай – все получится!!!! Вдохновляешься и …..начинается, что-то необычное.   

          Я это необычное так организовала в своей школе:

- в учебном кабинете организовала коучинговое пространство (всегда висит «Лист ожиданий», «Лист группировки целей», шкала  до 10 проложена как дорожка к твоим знаниям, достижениям прямо на полу (см. фото), всегда есть инструменты поддерживаюшей среды (каждый может дописать), всегда висит лист обратной связи: что хорошо получилось у тебя сегодня на уроке, что запишешь в свой дневник как домашнее задание (имеет право и отказаться), так как хочет еще поработать над важными вопросами с учителем – это позволяет сделать формат нелинейного динамического расписания в школе (мастерские, консультации, стажировки);

- используем диалогический характер общения учитель-ученик в формате четырех этапов  проектирования 4 вопросов планирования и реализации урока (см. статью В.Г. Гульчевской «Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся»);

- принимаем и признаем формат долгосрочных домашних заданий, с которыми работает не только ученик, но и вся межпредметная команда учителей:

- принимаем все позицию «школа – это не продуктовый магазин» и любую стенгазету или фотоальбом нельзя называть проектом,

- как аксиома:  каждому учителю интересен и важен  каждый ребенок.

Начинаем учебный год с организации учебной стены, она находится в открытом доступе, где происходят как педагогические события - быстрые свидания для  учителей (так называемый «спид-дейтинг», см. книгу Е.Н. Куско). По параллелям учителя пишут, какое метапредметное поле как инструмент успешного обучения должны освоить дети за год, сколько при этом будет проектов, исследовательских работ, долгосрочных домашних заданий (сразу исключается перегруз в д/з).

Затем, когда стена исписана, учителя начинают встречаться и искать пересечения, так образуются межпредметные группы, в учебном плане поточные элективные краткосрочные курсы.

Затем стену изучают дети, ищут точки пересечения своих интересов, записываются в те же межпредметные проекты, где им интересно. Учителя видят свою команду учеников, их запросы. Дети вправе внести коррективы и дописать свои пожелания на учебной стене. Затем быстрые свидания происходят у команды учителей и детей, которые нашли точки пересечения. Затем проводим командную сессию – чаще методом творчества Уолта Диснея в мировом кафе. Учебная карта корректируется в течение 3 дней после командной сессии. Затем спокойно составляем динамическое расписание – подвижное, цветное, нелинейное.

Мои дети, особенно, кто хочет получать стабильные результаты освоения программ, очень любят шагать по «10», в тетрадях у них есть план развития своих учебных достижений, чаще «Колесо моей учебы», иногда инструменты коучингового подхода переносим в обычную учебную тетрадь или портфолио, у ребенка и учителя происходит синхронизация их общей цели и деятельности в сотрудничестве. С ребятами из начальной школы сначала шагала за ручку, боялись, сейчас так разошлись, прихожу с утра, уже куча запросов пошагать, уже дерево ожиданий в разноцветных стикерах (не поверите – даже пишут ожидание на интересное сложное домашнее задание, обязательно с чатом учителей), смотрю и колеса «учебных тем достают», и колеса «Мои домашние задания в этой четверти».

Мне, что остается, как Гагарину сказать: «Поехали!!!!». И ведь едем по стране знаний, правда каждый со своим темпом, интересом, мотивацией. Но парадокс!!! «Учиться хотят все!!!!» - и даже просят домашние задания «по принципу завышения планки» на опережения. Но тогда назначаю быструю встречу с учеником у учебной карты – обсуждаем, спорим, где-то еще раз уточняем понятия …и идем домой с настроением продолжить то, что началось в классе. Не получается, есть онлайн-линия, ты же знаешь, с кем из учителей ты на точке пересечения в учебной карте, ответит любой, кто свободен.

Вот вместе в ряду и ребенок, и учитель, и чиновник – и все хотят только одного повышения качества образования – миссия выполнима, а ребенок при этом еще и хочет учиться сам, мы сейчас это называем в «десяточку».

Добавить комментарий