Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это статья из цикла «Коучинг и образование при обучении поколения Z»
Статьи написаны по следам обучения на программах
ICP центра, Ольга Рыбина, МСС ICF,
Галина Вдовиченко РСС ICF
Признательна УЧИТЕЛЮ-МАСТЕРУ!
В «Диалогах об образовательной политике» А. Адамского с И. Реморенко была поднята актуальная тема о цифровой среде в школе. Обсуждался вопрос: история с нейросетями, искусственным интеллектом, робототехникой как модернистским цифровым набором – это технические средства обучения или заявка на самостоятельную образовательную среду?
Игорь Реморенко обозначил две позиции на обсуждаемую тему:
- Робот – это не гуманоид, а экранная культура, позволяющая не только автоматизировать рутинные функции, но и обучаться.
- С введением системно-деятельностного, компетентностного подходов в систему образования мы имеем «…главный эффект от цифровизации школы – в любое время можем иметь доступ к неограниченным пространствам культур и прикоснуться к огромным информационным ресурсам и базам данных».
Возникает ситуация «неотфильтрованного образования». Поиски фильтра образования чаще всего связан с понятием «фундаментальности знаний», но в открытом интернет-пространстве ученик может встретиться с разными знаниями, которые не всегда попадают под категорию «фундаментальных». Риск заключается в том, что интернет-среда – это изначально не структурированное содержание, в нем можно «провалиться», «зависнуть».
В цифровой школе речь идет о фундаментальности в видах деятельности, об универсальных умениях и разных типах собеседников. По мнению А. Адамского робот никогда не заменит учителя полностью. И тогда возникает вопрос: не "Что остается роботу?», а «Что достается учителю?» в цифровой школе.
В этой статье мы более подробно опишем модель коучингового разговора для нового типа собеседника «Учитель-партнер».
Коучинговый разговор – это разговор двух партнеров с позиции «Взрослый-взрослый» для решения конкретной задачи учеником-партнером. Принципиальное отличие от коуч-сессии: фокус не на раскрытие потенциала, а на решение задачи, отсутствие заключения контракта.
Коучинговый разговор проводит учитель (он чаще всего владеет технологией). Цель коучингового разговора: развить ответственность и самостоятельность в решении задач – ВОТ ПРИОРИТЕТ. В фокусе внимания – не только человек, но и конкретное решение задачи. Но при мы этом помним, разговор коучинговый, поэтому недирективность, нейтральность, опора на факты присутствуют обязательно.
Технология коучингового разговора

Коучинговый разговор проводим в формате учебной беседы. Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение в беседе партнеров с позиции «Взрослый-взрослый» между собой стимулирует также память и делает учебную, проектную деятельность более динамичной, осознанной.
Учитель – это и есть тот «фильтр», который выстраивает беседу, как отфильтрованный разговор в коучинговом формате. Этот тип собеседника – учитель-партнер очень важен в цифровой школе.
Через фильтр восприятия и рамку ожидаемых результатов учитель-партнер воспринимает информацию, идущую от учеников:
- в системно-деятельностном подходе на этапах мотивации - актуализации – освоения нового опыта – сверки – рефлексии;
- через фильтрацию информации с уровня «что» (действия, ситуация, шаги) или кто (кто ты при этом, твоя роль в чем? и тогда кто ты?).
Позиция умного учителя меняется на мудрого учителя. Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает вопросы. Недирективность как отсутствие команд, советов, указаний, приказов. Тогда закономерен вопрос, если не совет, то что…, если не указание, то что…., ответ прост … открытый вопрос. «Умный учитель дает советы, мудрый учитель задает открытые вопросы».
Сравнительная характеристика закрытых и открытых вопросов (по материалам вебинара Ольги Рыбиной МСС ICF)
Сравнение закрытых и открытых вопросов |
|
Закрытые |
Открытые |
Предполагают однозначный ответ «Да – Нет»
1. Ответы уже известны 2. Выводы фиксированы 3. Делаются выводы о прошлом в отношении настоящего 4. Подводят к ответу |
Всегда начинаются с вопросительного слова
1. Подразумевают множественные ответы 2. Помогают людям думать шире и глубже, идти дальше 3. Направлены в будущее 4. Не наталкивают на суждения |
Критерии открытых вопросов (по материалам Дж. Стар):
- Простые.
- Их цель – расширить осознанность ученика.
- Недирективные (мало глаголов как действий).
- Учитель осознает намерение вопроса.
Что умеет учитель-партнер в коучинговом разговоре:
- Умеет задавать вопросы, отражающие активное слушание и понимание картины мира ученика (учитель использует в своих вопросах слова ученика и элементы его особенностей восприятия)
- Умеет задавать вопросы, провоцирующие свершение открытий, озарений.
- Умеет задавать открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания, новые смыслы.
- Задает один вопрос за один раз и своевременно, что способствует размышлениям ученика.
- Вопросы учителя не направляют (не являются наводящими), а также не содержат выводов и прямых указаний.
Основная функция открытых вопросов в коучинговом разговоре - поставить под вопрос привычную формулировку ученика, то, как он определяет свою проблему, видит задачу или цель. Открытыми вопросами в коучинговом разговоре считаются те вопросы, которые приводят ученика к переформулированию своей проблемы, задачи или цели.
Открытые вопросы, ориентированные на результат, действия, решения, начинаются обычно словом “как”: как ты мог бы…? как ты думаешь…?
В целом, в процессе урока, вопросы, акцентирующиеся на будущих действиях и воплощении решений, считаются более сильными, чем те, которые сосредоточены на анализе и понимании прошлого и настоящего в действиях, решениях ученика.
Модель «Коучингового разговора» позволяет учителю-партнеру держать разные фокусы внимания:
- на стимулировании собственной деятельности ученика,
- особой ценности мотивации и рефлексии через создание обучающей тишины и пауз;
- на ценности детского опыта;
- интерактивности;
- договоренности;
- обратной развивающей связи, переходящей в прямую коммуникацию с выходом из зоны комфорта и видением иных перспектив;
- широком просторе для исследования через серию открытых вопросов в коучинговом разговоре.