Автор:
Анянова Ирина Викторовна,
коуч АСС ICF, основатель проекта «ICF школам России»,
e-mail: anynovairina@mail.ru, Skype: anynovairina

Это статья из цикла «Коучинг и образование при обучении поколения Z»
Статьи написаны по следам обучения на программе «Коучинг: возможности без границ»
ICP центр, Ольга Рыбина, МСС, ICF,
Галине Вдовиченко, РСС, ICF,
Сергею Меньшому РСС ICF,
Признательна УЧИТЕЛЯМ-МАСТЕРАМ!
Эволюция содержания школьного образования в России, начиная с1980-х годов, движется на формирование и развитие универсальных компетенций подростка. Стало очевидным, что пришедшее понимание «новой грамотности», включающее умения обращаться с большими потоками разной информации, прямой коммуникации, сотрудничества, креативности, требует не повторение лучших практики и моделей прошлого, не их реанимацию, а создание новых практик с ориентацией на настоящее и будущее (извлечения из статьи И. Реморенко, «Универсальные компетентности и новые грамотности»).
Фокусировка в области образовательной политики взяла курс на определение результатов образования не в терминах осваиваемого материала, а в терминах готовности подростка решать реальные задачи; включение в планируемые результаты не только предметных компетенций, но и универсальных (метапредметных), а также личностных характеристик (ценностей, установок, желаний, убеждений).
Фокусы внимания в области педагогических практик сместились на стимулирование собственной учебной деятельности ученика, создание мотивирующей образовательной среды, обучение через исследование.
Современные исследования детства показывают:
- в сегодняшнем образовании ученик ориентирован на себя;
- обладает более свободным и независимым поведением;
- абсолютизация индивидуальных ценностей учеников,
- падение доверия к традиционным источникам знаний,
- плохо воспринимают общие цели образования, не имеющие реальной связи с их повседневной жизнью.
Структура новой школы строится с учетом сообразных природе подростка особенностей его развития. Известно, что к 13-14 годам завершается созревание функциональных блоков головного мозга подростка. Это означает переход мышления на стадию формальных операций, что позволяет подростку выстраивать собственные стратегии обучения, ставить перед собой цели, выстраивать индивидуальные программы обучения, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать поведение, эмоции, энергию, речь.
Практически к завершению 7 класса подросток может осмысленно принимать решения по вопросам дальнейшего образования, а это значит, что учитель просто обязан использовать возникающую возможность его участия в планировании собственного настоящего и будущего для создания условий дальнейшего образования и развития подростка по наиболее эффективной траектории самообразования и саморазвития.
Новый формат общения учителя с учеником – подростком может иметь разные варианты, не противоречащие логике образовательных программ школ. В этой статье я опишу такой формат общения с подростком на уроке, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании как коучинговый разговор, рассмотрев возможные фокусы, модель "ЧТО - КТО", сильные вопросы.
Коучинг в своей образовательной практике рассматриваю как метод, позволяющий подростку научиться эффективно мыслить, в среде доверия, безопасности и равного партнерства.
Основная идея заключается в реализации принципов:
Р (partnership) - партнерство
Р (personal) - персонификация
I (individualization) - индивидуализация
С (cooperation) – сотрудничество
Актуальный коучинговый формат общения с подростком в новой структуре школы
Фокусы внимания в области педагогических практик в коучинговом формате:
- стимулирование собственной учебной деятельности ученика,
- особая ценность мотивации и рефлексии через создание обучающей тишины и пауз;
- ценность своего опыта;
- интерактивность;
- обратная развивающая связь от учителя, переходящая в прямую коммуникацию;
- простор для исследования «мозговой штурм как общение без масок» через серию сильных вопросов и модель «ЧТО-КТО»;
- бесконфликтное общение равных партнеров в обучающем сотрудничестве.
Фокусы «исследования» в коучинговом формате при общении с подростком:
Исследование = будущее + настоящая твоя реальность, что и кто окружает, твои действия (что во вне) окружение + настоящие твои желания, ценности, убеждения качества (что внутри).
Модель «Что – кто» или «Что внутри и что во вне» очень эффективна при организации учителем коучингового разговора с подростком.
Фокусы «сильных вопросов» сосредоточены на исследовании будущего и настоящего:
- Где, когда, с кем ты это делаешь?
- Что ты делаешь? Какие действия совершаешь?
- Как ты действуешь? Что ощущаешь при этом?
- Почему это так важно или ценно для тебя?
- Каким тебя видят окружающие в этой ситуации? А ты себя как видишь, в какой роли? А хотелось бы?
Возможно, в коучинговом разговоре с подростком использовать технику «Сдвиги как изменение, развитие чего-либо». Сдвиги помогают запустить творческий процесс как старт проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Речевая конструкция сдвигов достаточно проста:
- запуск будущего «что если бы ты был человеком, который достиг этой цели!
Вопросы из будущего
Уровень ЧТО: Как бы ты действовал?
Уровень КТО: Какие умения тебе были бы необходимы
- запуск настоящего: Что из этого у тебя уже есть? Что из этого готов делать?
Сдвиги могу быть личные, временные, функциональные (для уточнения, функциональные часто используем при запуске проекта в команде или формировании команды). В данном случае был приведен пример «личного сдвига».
Ольга Рыбина ММС ICF привела пример на программе обучения «Профи» в ICP centre модели коучинга Карли Андерсон, МСС ICF.
Речевая конструкция строится по-другому:
- запуск настоящего: где человек находится сейчас на ленте времени?
- запуск будущего: где, в идеале, он хочет быть?
- интеграция настоящего и будущего: какими способами можно прийти от того, где он сейчас, к тому, где он хочет быть?
В своей практике чаще использую в обучении и воспитании подростков коучинговый разговор, который наиболее эффективен, если используются модель «ЧТО-КТО», «техники сдвига» и осуществляется постоянное соотнесение будущего и настоящего. А.Г. Асмолов говорил: «Будущее в настоящем».
Коучинговый разговор проводит тот, кто владеет информацией, может и ученик. Цель коучингового разговора: развить ответственность и самостоятельность в решении задач – ВОТ ПРИОРИТЕТ. В фокусе внимания – не человек, а решение задачи. Но при этом помним, разговор коучинговый, поэтому недирективность, нейтральность, опора на факты присутствуют обязательно.

Сегодня их портфеля учителя-партнёра, работающего в обучающей структуре «Равный партнер», достала актуальный формат общения с подростком в новой структуре школы….. Мой портфель не только наполняется, благодаря обучению у мастера Ольги Рыбиной, но и накапливается конкретный опыт новых практик применения в школах, готова делиться дальше…