Актуальность коучинга в современном образовании

imagesВ условиях быстро меняющейся образовательной среды все более актуальным становится требование обеспечения функционирования и развития системы современного российского образования.

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.[1] Предполагается осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности[2].

Основной целью российского образования, определяемой Федеральным государственным образовательным стандартом, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России[3].

Ценностными ориентирами образования как ведущего института социализации личности в российском обществе являются следующие:

— уважение других людей как условие развития самоуважения человека, возможность и готовность человека быть самим собой, принимать самостоятельные решения в разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

— готовность и способность человека принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

— готовность содействовать росту конкурентоспособности и процветания Российской Федерации.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Новая школа определяется как институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

«Новая школа» — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего[4].

Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, во–вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов[5].

Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных управленческих механизмов и подходов является коучинг. Концепция коучинга максимально соответствует концептуальным основам современного образования, обозначенным в нормативно-правовых актах и Федеральным государственным образовательным стандартом.

В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает его определенную грань. Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост[6]. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).

Согласно данным определениям, коучинг можно рассматривать и как науку, и как искусство (в создании доверительных отношений), и как  процесс, и как технологию, и как метод, и как новый тип мышления.

Коучинг – это пространство, свободное от советов, оценок, указаний, осуждений,  экспертного  мнения. Коуч посредством эффективных открытых вопросов  побуждает человека обратиться к своему глубинному знанию, внутренним ресурсам, помогает ему найти ответы в самом себе, таким образом, актуализирует субъектную позицию. Методы и технологии коучинга позволяют ясно увидеть цель (сформулированную в позитиве, находящуюся в зоне контроля, экологичную, в формате SMART), и спроектировать индивидуальный маршрут ее достижения, максимально вдохновляющий и раскрывающий потенциал человека. Соприкосновение с ценностями человека, создание видения позволяют достичь самых высоких результатов, способствуют личностному росту, повышению уровня осознанности, ответственности за принимаемые решения, уверенности, новому взгляду на жизнь и многое другое.

Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.

Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Так, например, требования к результатам освоения основной образовательной программы, включенные в ФГОС как одна из трех систем требований (в т.ч. требования к структуре основной образовательной программы и требования к условиям реализации), состоят  не только из предметных (основ системы научных знаний), но и личностных и метапредметных. К личностным относятся самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка), смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания), ценностная и морально — этическая ориентация; к метапредметным – регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность), коммуникативные, познавательные[7]. Следовательно, помимо  «знаниевой», формируется также личностно — деятельностная образовательная парадигма. Вполне очевидно, что меняется позиция учителя, который не только передает знания и накопленный опыт, но и способствует достижению целей ученика. Для этого учителю важно создать особое творческое образовательное пространство, которое поможет открыть в ученике его таланты, активизировать его ресурсы и направить их в нужное русло. Взаимодействие с учащимися посредством использования в работе учителя эффективных открытых вопросов, различных инструментов и технологий коучинга, таких как «линия времени», «шкалирование», техника «колесо жизненного баланса», создание видения будущего и др., наиболее системно и содержательно способствует достижению результатов личностных и метапредметных требований.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся[8].

Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность  в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.

Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Все вышеперечисленные государственные концептуальные и программные документы и нормативно-правовые акты достаточно полно дают ответ на вопрос: «ЧТО необходимо достичь? Какими компетенциями должен обладать учитель?», но в данных документах не содержится описание того, «КАК учитель сможет это внедрить в систему современного образования?».

На наш взгляд, на данный вопрос наиболее точно позволит ответить современная технология — коучинг. Коучинг – это не новый метод, который соревнуется с преподаванием. Коучинг – это инструмент, который позволит учителям наиболее эффективно взаимодействовать с учащимися, способствует введению стандартов нового поколения.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271. Электронный ресурс: http://президент.рф/news/6683/
  3. Приоритетный национальный проект «Образование» (2005г.). Электронный ресурс: //http:/mon.gov.ru/pro/pnpo/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/hotlaw/fedral/307363/
  5. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
  6. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.
  7. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 309 с.
  8. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013


[1] Цит. по: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р).

[2] Цит.по: Там же.

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897

[4] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 4.02.2010г., пр. №271.

[5] Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.)

[6] Цит.по: Аткинсон,М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.

[7] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.

[8] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897.

Larisa Kabanyan

Руководитель коуч-студии “Новое поколение”, профессиональный коуч, тренер

2 thoughts to “Актуальность коучинга в современном образовании”

Добавить комментарий