«Айсберг Коучинга», или Как попасть на территорию, свободную от советов

Автор

Светлана Адольфовна Михайлова,

заместитель директора  по воспитательной работе  

СОШ № 18 г. Пскова, 

Почётный работник общего образования РФ, 

победитель Конкурса учителей на обучение коучингу,

сертифицированный коуч

Международная программа «Коучинг в бизнесе» ACSTH (ICF), Международного Университета Global Coaching (официальный представитель в Санкт-Петербурге и Северо-Западе компания Transerch,  2018 г.)

 Мы привыкли жить, раздавая и получая советы.  Привыкли думать, что сосед по даче, родители, учителя, подруги  могут дать совет, который поможет нам в определённой жизненной ситуации.

Мы привыкли сами давать советы. Ученикам о том, как повысить успеваемость, исправить поведение. Родителям учеников о том, как лучше  воспитывать их собственных детей. Коллегам по работе о том, как повысить успеваемость учеников по их предмету. Своим детям советуем, какую профессию лучше выбрать. А подруге советом помогаем решить,  за кого выйти замуж...

 А если сделать паузу… И подумать о том, а могу ли я, имея свой жизненный опыт, свои ценности, собственный взгляд на окружающий меня мир, что-то посоветовать человеку  с другими параметрами отношения к  себе, окружающему миру?  Я ведь даю совет «со своей колокольни», а другой человек в это время находится «на своей колокольне», более высокой  или очень  далёкой  от меня. Он видит мир «со своей колокольни» другим, отличным от меня. Ему там хорошо, а, может быть, плохо. И почему  это так, лучше него самого никто не знает.

Как же сложно это принять и перейти на территорию, свободную от советов, территорию, где господствует «Айсберг Коучинга». Почему возникла метафора «айсберг»? Видимо, потому, что «айсберг» может разрушить территорию советов, помогая   раскрыть путь на территорию внутреннего потенциала  человека, опираясь на его сильные стороны.

Что же это за «Айсберг Коучинга»? Почему встреча с ним разрушает территорию советов и открывает другому человеку его  собственный  океан возможностей?

Коучинг является одним из новейших подходов к человеческой деятельности и одновременно – эффективной технологией ее организации.

Конечно, хорошо, когда в школе есть профессиональный педагог-коуч, который использует коучинговый подход в своей работе,  который при необходимости  сможет провести коуч-сессию с учеником, родителем или коллегой.  Но положительный эффект может дать использование коучингового подхода в работе всего педагогического коллектива.

 Многие плюсы этого подхода можно обнаружить уже  в самом определении  коучинга.

Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески (М. Дауни).

Коучинг – это особая форма консультирования и индивидуальной поддержки людей, ставящая своей целью личностный и профессиональный рост. Коучинг – это технология для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).

Согласно данным определениям, коучинг можно рассматривать как искусство, процесс,  технологию,  метод, и как новый тип мышления, и  каждое из них  отражает  определенную грань этого «айсберга». 

Обращаясь в очередной раз к тому, какие требования  ФГОС предъявляет к результатам освоения основной образовательной программы на примере метапредметных результатов, выделим те умения, которые эффективно формируются с помощью коучинга.

В основной образовательной программе записано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (жирным шрифтом выделены умения, которые, на наш взгляд, могут быть сформированы с использованием инструментов коучинга):

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Таким образом, у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, современный стандарт образования предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся». Мы видим,  что сегодня  меняется позиция учителя. Он должен не только передавать знания и накопленный опыт, но и  работать в направлении формирования учеником умений ставить и достигать цели. Для этого учителю важно создать особое пространство, которое поможет открыть в ученике его таланты, активизировать его ресурсы и направить их в нужное русло.

И тогда именно коучинг может стать одной из ведущих  ориентаций в деятельности педагогов по реализации этих требований стандарта.

Да, можно начать применять различные инструменты  коучинга, такие как: «Линия времени», «Шкалирование», техника «Колесо жизненного баланса», создание видения будущего, «Стратегия творчества У.Диснея» и др.   Но, на мой взгляд,  это только  верхушка (1/3) «Айсберга Коучинга», а главная мощь спрятана под водой.  Огромная  сила находится в сильных открытых вопросах, в активном и глубинном слушании, в доверительных отношениях и, конечно, в принципах коучинга. Напомним эти принципы:

  1. Со всеми все хорошо. Принцип, который учит не вешать ярлыков и не ставить диагнозов.
  2. У каждого есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Надо убирать из себя убеждение о недостаточной компетентности или необразованности в том или ином вопросе.
  3. Люди всегда делают самый лучший выбор из всех возможных. Принцип дает хорошую возможность примириться с принятыми решениями и их последствиями.
  4. Основу каждого поступка составляют только позитивные намерения. Каждый человек стремится к любви и счастью, но применяет для этого разные действия.
  5. Изменения неизбежны. Процесс этот не зависит от наших желаний, ведь организм обновляется каждые семь лет. Какими будут изменения завтра, зависит от того, чем человек занимается сегодня.

Коучинговый подход ориентирован на целостность человека, на  его ценности,  действия, сконцентрированный на конкретном человеке и вере в него, развивающий осознанность, что создает основу для дальнейшего саморазвития Человека.  

В этическом кодексе коуча Международной Федерации Коучинга (ICF) говорится, что коучинг – это такой способ диалога (на равных), процесс, построенный на принципах партнёрства. Разве  плохо ощущать себя не объектом, и даже не субъектом, а партнёром-персоной?

 Если мы, педагоги,  научимся видеть в детях партнёров, строить партнёрские отношения  с родителями и коллегами на основе коучингового подхода, то будут  происходить  гармоничные долгосрочные позитивные изменения на территории свободной от оценок, указаний, осуждений, советов! Изменения, которые позволят достигнуть того, к чему стремится именно этот Человек!

 

Добавить комментарий